устройство контроля положения дроссельной заслонки двигателя внутреннего сгорания
Классы МПК: | F02D9/10 с поворотными заслонками F02D11/10 электрическими |
Автор(ы): | Кузнецов Д.В. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "АВТОВАЗ" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-10-05 публикация патента:
20.01.2003 |
Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к системе управления двигателем автомобиля. Устройство состоит из дроссельной заслонки, размещенной в корпусе 2 на оси заслонки, связанной с датчиком положения 4 и рычагом привода заслонки 5, на котором установлен переключатель режима холостого хода 6, имеющий кнопку 7, упирающуюся в торец регулировочного винта 8. Принцип работы устройства следующий. Режим холостого хода включается при нажатии торцом регулировочного винта 8 на кнопку 7 переключателя режима холостого хода 6. Данный импульс сопоставляется системой управления с текущим сигналом от датчика положения 4, который и принимается за начальную точку отсчета при определении степени открытия заслонки. Таким образом, начальная точка отсчета постоянно корректируется, что позволяет с высокой степенью точности определять положение дроссельной заслонки. Технический результат заключается в повышении точности и надежности в определении положения дроссельной заслонки и устойчивой работе двигателя автомобиля на всех режимах. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Устройство контроля положения дроссельной заслонки двигателя внутреннего сгорания, содержащее дроссельную заслонку, установленную в корпусе на оси заслонки, связанной с датчиком положения резистивного типа и рычагом привода заслонки, положение которого задается регулировочным винтом, отличающееся тем, что устройство дополнительно содержит кнопочный переключатель режима холостого хода, установленный на рычаге привода заслонки, причем кнопка переключателя включается торцом регулировочного винта.Описание изобретения к патенту
Изобретенное устройство контроля положения дроссельной заслонки двигателя внутреннего сгорания, далее по тексту "устройство", относится к области автомобилестроения, в частности к системе управления двигателем автомобиля. Известна конструкция корпуса дроссельной заслонки ф. БОШ V 7.14034.00 (см. заявку ФРГ 2925652, МКИ 5 F 02 D 9/10, публикация 4 от 22.01.1981) с датчиком положения А 280 121 202 - Е (чертеж прилагается), который ф. Бош в 1990 г. адаптировала на автомобили ВАЗ с системой распределенного впрыска топлива; корпус дроссельной заслонки оснащен датчиком положения дроссельной заслонки, далее по тексту "датчиком положения", внутри которого имеется кнопочный переключатель, который включается в момент полного закрытия дроссельной заслонки рычагом включения режима холостого хода, установленным на валике датчика, который одет на ось дроссельной заслонки; также при полном открытии заслонки под воздействием рычага включения режима полной мощности замыкаются соответствующие контакты датчика. Недостатки данной конструкции:1) необходимость высокоточной установки датчика положения на корпус дроссельной заслонки (чтобы нажатие кнопки переключателя рычагом включения режима холостого хода произошло точно в момент полного закрытия заслонки);
2) необходимость постоянного контроля и регулировки датчика положения (особенно при изменении положения заслонки регулировочным винтом в процессе регулировки перетечек воздуха через зазор между заслонкой и стенками отверстия корпуса);
3) отсутствие контроля промежуточных положений заслонки (между моментами включения режимов холостого хода и максимальной мощности), что требуется для более точного расчета топливоподачи к двигателю. Недостатки вышеописанного устройства отчасти устранены в конструкции корпуса дроссельной заслонки 2112-1148010-32, применяемой на АО "АвтоВАЗ" в системах распределенного впрыска серийных автомобилей ВАЗ и выбранной в качестве прототипа, в которой контроль положения дроссельной заслонки осуществляется с помощью датчика положения потенциометрического типа 2112-1148200, выдающего непрерывный электрический сигнал, имеющий близкую к линейной наклонную характеристику и позволяющий точно рассчитать количество топлива для подачи к двигателю; особенность данного устройства в том, что режимы холостого хода и максимальной мощности определяются не конкретными величинами, а диапазонами значений электрического сигнала датчика положения, например в режиме холостого хода сигнал датчика от "R1" Оm до "R2" Оm при истинном значении "R" Оm, причем R1<R<R2, это позволяет избежать необходимости высокоточного монтажа датчика на корпусе дроссельной заслонки и постоянного его контроля в эксплуатации, но до определенного предела - в процессе эксплуатации под воздействием таких факторов, как перепады температур, вибрации, агрессивные среды и влажность, а также физический износ рабочего элемента датчика, характеристика электрического сигнала датчика будет изменяться, что в итоге приведет к несоответствию сигнала датчика истинному положению дроссельной заслонки и, как следствие, к неустойчивой работе двигателя автомобиля. Сущность изобретения заключается в том, что в известном устройстве контроля положения дроссельной заслонки, содержащем дроссельную заслонку, установленную в корпусе на оси заслонки, связанной с датчиком положения резистивного типа и рычагом привода заслонки, положение которого задается регулировочным винтом, применен кнопочный переключатель режима холостого хода, который установлен на рычаге привода заслонки, причем кнопка переключателя включается торцом регулировочного винта. На чертеже показана конструкция заявляемого устройства. Устройство содержит дроссельную заслонку 1, размещенную в корпусе 2 на оси заслонки 3, связанной с датчиком положения 4 и рычагом привода заслонки 5, на котором установлен переключатель режима холостого хода 6, имеющий кнопку 7, упирающуюся в торец регулировочного винта 8. Принцип работы устройства следующий. Режим холостого хода включается при нажатии торцом регулировочного винта 8 на кнопку 7 переключателя режима холостого хода 6, установленного на рычаге привода заслонки 5; данный импульс сопоставляется системой управления с текущим сигналом от датчика положения 4, который и принимается за начальную точку отсчета при определении степени открытия заслонки 1, размещенной в корпусе 2 на оси 3. Таким образом, начальная точка отсчета постоянно корректируется, что позволяет независимо от степени воздействия таких факторов, как перепады температур, вибрации, агрессивные среды и влажность, приводящие к физическому износу рабочего элемента датчика положения 4 и изменению характеристики его электрического сигнала, с высокой степенью точности определять положение дроссельной заслонки 1. Заявляемая конструкция устройства контроля положения дроссельной заслонки двигателя внутреннего сгорания, состоящая из минимального необходимого количества простых в изготовлении деталей, благодаря применению простейшего кнопочного переключателя обеспечивает высокую точность и надежность в определении положения дроссельной заслонки и, как следствие, устойчивую работу двигателя автомобиля на всех режимах. Заявляемое устройство удовлетворяет требованиям потребителя по устойчивой работе двигателя автомобиля на всех режимах, что необходимо для снижения расхода топлива, и требованиям все ожесточающихся норм токсичности для автомобилей. Заявляемое устройство удовлетворяет основным требованиям массового производства, а именно: а) простота конструкции обеспечивает малые габариты устройства и его низкую себестоимость; б) конструкция устройства обеспечивает легкость его установки на двигатель автомобиля без применения специального инструмента. Вышеописанное устройство предназначено для применения в системе управления двигателем автомобилей, оснащенных электронными системами управления.
Класс F02D9/10 с поворотными заслонками
Класс F02D11/10 электрическими