устройство для эвакуации раненых из боевых машин
Классы МПК: | A61G3/02 погрузка или выгрузка индивидуальных средств передвижения; средства, облегчающие возможность людям с ограниченными возможностями в движении входа в транспортные средства или выхода из них A61G7/10 устройства для подъема пациентов или людей с ограниченными возможностями в движении, например специальные приспособления в подъемниках |
Автор(ы): | Василевич О.В., Демьяненко А.В., Ковалев В.П., Старостин М.М., Ткаченко В.И., Ткаченко Н.В., Чайковский И.П., Шульга С.В. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество закрытого типа "Премиксы" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-08-21 публикация патента:
27.01.2003 |
Изобретение относится к военно-медицинской технике и может быть использовано для эвакуации раненых из труднодоступных мест, например из боевых машин. Устройство содержит парусиновую ленту с двумя металлическими полукольцами и накладкой из парусины. Парусиновая лента выполнена с возможностью ее размещения на сиденье члена экипажа и снабжена поперечными и двумя продольными ремнями с пряжками, второй и третьей накладками из парусины, двумя жесткими вставками. В исходном положении устройство крепят в виде чехла указанными ремнями к сиденью члена экипажа. В случае его ранения ремни освобождаются и используются для закрепления раненого в парусиновой ленте, которая посредством полуколец прикрепляется к внешним подъемным устройствам, благодаря чему механизируется и ускоряется процесс эвакуации раненого из боевой машины. Кроме того, возможность всестороннего охвата раненого без его перемещения относительно парусиновой ленты с сохранением подвижности ног в коленном и тазобедренном суставах сводит к минимуму опасность его вторичного травмирования. В результате повышается эффективность процесса эвакуации раненных из боевых машин и снижается вероятность возникновения при этом вторичного травмирования. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Устройство для эвакуации раненых из боевых машин, содержащее парусиновую ленту с двумя металлическими полукольцами для подсоединения к стропам подъемного устройства и накладкой из парусины, отличающееся тем, что парусиновая лента выполнена с возможностью ее размещения на сиденье члена экипажа и снабжена поперечными и двумя продольными ремнями с пряжками, второй и третьей накладками из парусины, двумя жесткими вставками, причем первые части ремней, снабженные пряжками, и вторые, выполненные без пряжек, укреплены на противоположных краях парусиновой ленты, первая и вторая жесткие вставки установлены соответственно у верхнего и нижнего краев парусиновой ленты, симметрично и перпендикулярно к ее продольной оси, и прикреплены к ней соответственно первой и второй накладками, третья парусиновая накладка размещена симметрично и перпендикулярно к продольной оси парусиновой ленты в створе с первой и второй частями самого нижнего поперечного ремня и скреплена с парусиновой лентой по своим верхнему и нижнему краям с образованием поперечной полости, обеспечивающей протягивание через нее второй части самого нижнего поперечного ремня, первые и вторые части продольных ремней закреплены соответственно на первой и второй накладках симметрично продольной оси парусиновой ленты, а металлические полукольца для подсоединения к стропам подъемного устройства размещены подвижно по одному на каждую из первых частей продольного ремня с возможностью их продольного перемещения между пряжкой и верхним краем парусиновой ленты. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что ширина и длина парусиновой ленты выполнены в соответствии с выражениями0,8 ВсBпл1,1 Bc,
0,9(Lc+Hcп)Lпл1,2(Lс+Нcп),
где Вс - ширина сиденья;
Впл - ширина парусиновой ленты;
Lc - длина сиденья;
Нсп - высота спинки. 3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что расстояния между креплениями первых частей продольных ремней и вторых частей установлены в диапазонах (0,5-0,6) Вс и (0,2-0,3) Вс соответственно. 4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что на наружной поверхности продольных ремней в их рабочем положении прикреплены петли для протягивания поперечных ремней.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к военно-медицинской технике, а именно к техническим средствам военно-медицинской эвакуации. Оно предназначено для извлечения раненых из труднодоступных мест: из люков боевых машин, отсеков кораблей, траншей, подвалов и др. Извлечение раненых из труднодоступных мест, особенно из боевых машин (например, танков), сложное и ответственное дело, требующее определенных навыков, осторожности, понимания характера ранения и состояния раненого. Малые размеры внутреннего помещения боевой машины, особенно танка, когда все члены экипажа находятся на своих местах, практически исключают возможность проникновения туда санитаров. Извлечение раненого из боевой машины связано с резкими движениями, которые могут привести к ухудшению состояния раненого - нередко к шоку (см., например, под ред. Е.И.Смирнова "Энциклопедический словарь военной медицины", т.5. - M.: Изд-во медицинской литературы, 1948. С. 438-446). По опыту Великой Отечественной войны эвакуация раненых через аварийный (десантный) люк практически не производилась из-за небольшого расстояния от днища танка до поверхности земли. Считалась возможной эвакуация через этот люк при условии, если земля (снег) под люком будет подкопана и образуется пространство, необходимое для манипуляции подползающего санитара. Чаще эвакуация раненых производится через верхние люки. В подавляющем большинстве случаев извлечение из верхних люков производится при помощи лямок. Известны лямки для облегчения труда санитара при переноске раненых (больных) на носилках и без носилок (см., например, А.И.Чирков. Р.А.Марасанов. И. А Васягин и др. Технические средства медицинской службы вооруженных Сил СССР. - М.: Воениздат МО СССР, 1986. С.25-26). Лямка представляет собой парусиновую ленту с накладкой в средней части и металлической пряжкой на одном конце. Применяется сложенной "восьмеркой" или "кольцом", а при использовании носилок на переправах - развернутой. Лямки применяются на поле боя, в медицинских пунктах батальона и полка, в отдельных медицинских батальонах и отрядах, в подразделениях и частях медицинской эвакуации. При использовании таких лямок для извлечения раненого из верхнего люка санитар (боец), находящийся внутри танка, после наложения лямок поднимает и направляет тело раненого, а двое санитаров (бойцов), стоя на башне, осторожно тянут за лямки. Один из стоящих на башне, становясь на колени, поддерживает бедра раненого, в дальнейшем помогая придать ему горизонтальное положение для того, чтобы положить на носилки. Если по характеру и тяжести ранения наложение лямок затруднено, то в танке для подъема раненого должны находиться два санитара. По извлечении из верхнего люка раненого кладут на носилки, поставленные на броню машинного отделения (корму танка). То есть использование таких устройств (лямок) для извлечения раненых из боевых машин требует участия нескольких санитаров, что было возможно в танках (боевых машинах) периода второй мировой войны и пятидесятых годов. В современных боевых машинах из-за отсутствия свободного места для санитаров такое извлечение раненых из люков практически исключено. Известно также устройство для извлечения раненых из люков боевых машин - "лямка санитарная специальная" (см., например. А.И.Чирков, Р.А.Марасанов, И. А Васягин и др. Технические средства медицинской службы вооруженных Сил СССР. - М.: Воениздат МО СССР, 1986, с. 25-27), предназначенное для излечения раненых из люков боевых машин, отсеков кораблей, траншей, подвалов и других труднодоступных мест. Оно представляет собой парусиновую ленту с двумя металлическими полукольцами и накладкой из парусины. Это устройство по технической сути является наиболее близким к заявляемому и принимается за его прототип. Для фиксации раненого устройство (лямка) накладывается перекрестно, охватывая концами ноги в вахней части и закрепляется карабинами за полукольца. Как и в предыдущем случае, это устройство применяется на поле боя, в медицинских пунктах батальона, полка, в отдельных медицинских батальонах и отрядах, в подразделениях и частях медицинской эвакуации. Оно имеет и такие же недостатки. Его наложение на раненого в современных боевых машинах (особенно в танках с управляемым ракетно-пушечным вооружением) еще более затруднено и возможно только сверху из-за стесненного положения членов экипажа, вызванного большим количеством оборудования на их рабочих местах (вооружение, средства связи и управления, приборы разведки целей и др.). При таком наложении элементов устройства на тело раненого члена экипажа еще больше увеличивается опасность его дополнительного травмирования и нанесения вторичного поражения, а в ряде случаев, как показывает проведенное нами макетирование на современных танках, полностью исключено. Целью настоящего технического решения является повышение эффективности процесса эвакуации раненых из боевых машин и снижение вероятности возникновения при этом вторичного травмирования. Эта цель достигается тем, что парусиновая лента выполнена с возможностью ее размещения на сиденье члена экипажа и снабжена поперечными и двумя продольными ремнями с пряжками, второй и третьей накладками из парусины, двумя жесткими вставками, причем первые части ремней, снабженные пряжками, и вторые, выполненные без пряжек, укреплены на противоположных краях парусиновой ленты, первая и вторая жесткие вставки установлены соответственно у верхнего и нижнего краев парусиновой ленты, симметрично и перпендикулярно к ее продольной оси, и прикреплены к ней соответственно первой и второй накладками, третья парусиновая накладка размещена симметрично и перпендикулярно к продольной оси парусиновой ленты в створе с первой и второй частями самого нижнего поперечного ремня и скреплена с парусиновой лентой по своим верхнему и нижнему краям с образованием поперечной полости, обеспечивающей протягивание через нее второй части самого нижнего поперечного ремня, первые и вторые части продольных ремней скреплены соответственно на первой и второй накладках симметрично продольной оси парусиновой ленты, а полукольца размещены подвижно по одному на каждую из первых частей продольного ремня с возможностью их продольного перемещения между пряжкой и верхним краем парусиновой ленты. Ширина и длина парусиновой ленты выполнены в соответствии с выражениями:0,8ВсВпл1,1 Вс,
0,9(Lс+Нсп) Lпл1,2(Lc+Hсп),
где Вс - ширина сиденья;
Впл - ширина парусиновой ленты;
Lс - длина сиденья;
Исп - высота спинки. Расстояния между креплениями первых частей продольных ремней и вторых их частей установлены в диапазонах (0,5-0,6)Bс и (0,2-0,3)Вс соответственно. Кроме того, на наружной поверхности продольных ремней в их рабочем положении прикреплены петли для протягивания поперечных ремней. Существенным отличием от прототипа заявляемого технического решения является изменение отношения размеров парусиновой ленты, что позволяет использовать ее в качестве элемента сиденья, а также введение дополнительных элементов, обеспечивающих облегчение и ускорение подготовки устройства и раненого к эвакуации и повышающих степень безопасности самой эвакуации. Таким образом, в предлагаемом техническом решении обеспечивается получение существенного положительного эффекта, не предусмотренного ни в прототипе, ни в аналогичных технических решениях. Авторам не известны и другие технические решения, в которых решалась бы поставленная задача таким образом. Сущность предлагаемого технического решения поясняется чертежом, на котором показаны внешний вид устройства в развернутом положении и размещение всех его элементов. На чертеже приняты следующие обозначения:
I - первая (верхняя) часть парусиновой ленты,
II - вторая (нижняя) часть парусиновой ленты,
1 - пряжка продольного ремня,
2- первая часть продольного ремня,
3 - полукольцо,
4 - первая жесткая вставка,
5 - первая парусиновая накладка,
6 - парусиновая лента,
7 - пряжка поперечного ремня,
8 - первая часть поперечного ремня,
9 - вторая часть поперечного ремня,
10 - третья парусиновая накладка,
11 - поперечная полость,
12 - вторая парусиновая накладка,
13 - вторая жесткая вставка,
14 - вторая часть продольного ремня. Все элементы предложенного устройства, как известные, так и введенные, просты в изготовлении, могут быть выполнены в войсковых условиях и даже в кустарном производстве. Пряжки 1, 7 продольных и поперечных ремней выполняются, как правило, металлическими. Первые 2, 8 и вторые 9, 14 части ремней могут быть как едиными целыми ремнями (продольным или поперечным), так и разнесенными по краям парусиновой ленты (как показано на чертеже). Полукольца 3, первая 4 и вторая 13 жесткие вставки выполнены металлическими. Первая 5, вторая 12 и третья 10 парусиновые накладки выполнены из того же материала, что и парусиновая лента 6, но могут быть изготовлены из кожи или кожезаменителя. Первая 4 и вторая 13 жесткие вставки размещаются соответственно на верхнем и нижнем краях парусиновой ленты, симметрично и перпендикулярно к ее продольной оси, а затем накрываются первой и второй парусиновыми накладками, как правило, пришитыми в дальнейшем по своему периметру к парусиновой ленте, так, чтобы накладки и жесткие вставки не перемещались относительно парусиновой ленты. Этим самым предотвращается возможность сближения продольных ремней между собой, что снижает устойчивость раненого и повышает травмоопасность. Третья парусиновая накладка по аналогии с первыми двумя размещена симметрично и перпендикулярно к продольной оси парусиновой ленты в створе с первой и второй частями самого нижнего поперечного ремня. Она скреплена с парусиновой лентой своими верхним и нижним краями, например, прошита с образованием поперечной полости, обеспечивающей протягивание через нее второй части самого нижнего поперечного ремня. Первые и вторые части продольных ремней закреплены соответственно на первой и второй накладках, симметрично (в растянутом положении) продольной оси парусиновой ленты. Полукольца размещены подвижно по одному на каждой из первых частей продольного ремня с возможностью перемещения вдоль ремня между пряжкой и верхним краем парусиновой ленты. Ширина и длина парусиновой ленты 6 определяются выражениями
0,8ВсВпл1,1Вс,
0,9(Lс+Нсп) Lпл1,2(Lс+Hсп),
где Вс - ширина сиденья;
Впл - ширина парусиновой ленты;
Lс - длина сиденья;
Нсп - высота спинки,
а расстояния между креплениями первых частей продольных ремней и вторых их частей установлены в диапазонах (0,5-0,6)Bс и (0,2-0,3)Вс соответственно. Работа по эвакуации раненых из боевых машин с предложенным устройством происходит следующим образом. В исходном положении, перед посадкой экипажа в боевую машину для выполнения боевого задания, устройство устанавливается на сиденье. При этом его первая (верхняя) часть I устанавливается на спинке сиденья, а вторая (нижняя) часть II - на подушке так, чтобы нижний край второй (нижней) части парусиновой ленты совпадал с передним краем подушки, а верхний край первой (верхней) ее части совпадал с верхним краем спинки сиденья. Вторые части продольных ремней пропускаются снизу подушки и сзади спинки сиденья до пряжек 1 первых частей ремней и с их помощью ремни затягиваются, но так, чтобы парусиновая лента 6 не потеряла контакта с элементами сиденья, особенно по границе между спинкой и подушкой, соответствующей на чертеже поперечной пунктирной линии. Затем вторые части поперечных ремней также пропускаются под подушкой сиденья (поперечные ремни второй (нижней) части парусиновой ленты (II) и за его спинкой (поперечные ремни первой (верхней) части парусиновой ленты I) и затягиваются с помощью пряжек 7. Эти операции при отсутствии члена экипажа на сиденье выполняются легко и свободно. В таком положении устройства член экипажа нанимает место в сиденье и выполняет заданные функции на своем рабочем месте. В случае ранения члена экипажа и остановки боевой машины другой член экипажа или санитар открывает люк боевой машины над пострадавшим, наклоняясь через открытый люк, отстегивает продольные и поперечные ремни, прикрепляет ими раненого к парусиновой ленте 6 в следующей последовательности: вначале прикрепляет ноги раненого к парусиновой ленте, для чего вторую часть самого последнего поперечного ремня продвигает над левой ногой в полость 11 под третьей накладкой 10, вытащив из полости 11 вторую часть ремня, накладывает ее теперь уже на правую ногу сверху и затягивает с помощью пряжки 7. Затем вторые части продольных ремней 14 пропускает между ног раненого и посредством пряжек 1 соединяет без затягивания с их первыми частями 2, последовательно затягивает на раненом поперечные ремни, начиная с предпоследнего нижнего (на второй (нижней) части парусиновой ленты II) и заканчивая верхним (на первой (верхней) части I) парусиновой ленты 6. При этом необходимо следить, чтобы продольные ремни ровно и равномерно касались тела раненого, без загибов, скручивания и углов. Только после этого затягивают пряжки продольных ремней 1. Такая последовательность затяжки ремней обеспечивает плотное прилегание продольных ремней к телу раненого независимо от угла между туловищем раненого и его ногами, что в последующем, при извлечении раненого через люк, обеспечивает возможность изменять этот угол вплоть до 180o (большинство люков современных боевых машин не обеспечивают извлечение через них раненого, если этот угол отличается от 180o более чем на 40o). Убедившись в отсутствии помех извлечению раненого, санитар (второй член экипажа) подсоединяет полукольца 3 (например, при помощи карабинов) к стропам подъемного устройства, в качестве которых могут быть использованы подъемные краны (лебедки, тали), установленные на медицинских, ремонтно-эвакуационных машинах, мастерских и т.п. Поскольку полукольца установлены на первых частях продольных ремней подвижно, то обеспечивается их установка в плоскости равнодействующей всех сил, действующих на наводчика, что исключает появление опрокидывающих моментов и предохраняет тем самым раненого от вторичного травмирования. Извлечение раненого возможно и вручную двумя санитарами или членами экипажа, после извлечения раненого из люка боевой машины его укладывают на носилки для дальнейшей эвакуации. Выполнение парусиновой ленты с возможностью ее размещения на сиденье члена экипажа и ее снабжение поперечными и продольными ремнями, жесткими вставками и парусиновыми накладками обеспечивают возможность всестороннего охвата раненого без его перемещения относительно парусиновой ленты с сохранением подвижности ног в коленном и тазобедренном суставах. Это позволяет механизировать и ускорить извлечение раненых из боевых машин и свести при этом к минимуму опасность их вторичного травмирования.
Класс A61G3/02 погрузка или выгрузка индивидуальных средств передвижения; средства, облегчающие возможность людям с ограниченными возможностями в движении входа в транспортные средства или выхода из них
Класс A61G7/10 устройства для подъема пациентов или людей с ограниченными возможностями в движении, например специальные приспособления в подъемниках