способ выработки навигационных параметров
Классы МПК: | G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам 1/00 |
Автор(ы): | Беленький В.А. |
Патентообладатель(и): | Беленький Владимир Аронович |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-01-29 публикация патента:
27.01.2003 |
Использование: для обеспечения навигации движущихся объектов. Сущность: измеряют составляющие кажущегося ускорения при помощи акселерометров, определяют составляющие абсолютной угловой скорости приборного трехгранника. Широту места и угол определяют по приведенным математическим формулам. Технический результат: сокращение времени переходного процесса автономной выработки навигационных параметров, а также повышение точности выработки выходных навигационных параметров. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Способ выработки навигационных параметров, включающий измерение составляющих кажущегося ускорения при помощи акселерометров, определение составляющих абсолютной угловой скорости приборного трехгранника при помощи гироскопов, выработку навигационных параметров, отличающийся тем, что широту





где



Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к гироскопическому приборостроению и может быть использовано для обеспечения навигации движущихся объектов. Известен способ выработки навигационных параметров [1]. Этот способ включает измерение составляющих кажущегося ускорения при помощи акселерометров, определение составляющих абсолютной угловой скорости приборного трехгранника при помощи гироскопов, выработку навигационных параметров. Недостатком известного способа является длительный переходной процесс, который обусловлен динамической взаимосвязью между погрешностью определения направления географического меридиана и погрешностью определения широты места при автономной выработке навигационных параметров. Свободные колебания погрешностей выработки навигационных параметров имеют в этом случае период суток - 24 ч. Это обстоятельство негативно сказывается на времени готовности системы при ее запуске. Целью изобретения является сокращение времени переходного процесса автономной выработки навигационных параметров, а также повышение точности выработки выходных навигационных параметров. Технический эффект достигается тем, что широту





K =

Проиллюстрируем предлагаемый способ на следующем примере. На чертеже представлена функциональная схема гироскопической навигационной системы, где приняты следующие обозначения:
1 - блок управления и выработки выходных параметров;
2 - гироплатформа в двухосном карданном подвесе;
3 - трехстепенной гироскоп;
4, 5 - датчики момента гироскопа;
6, 7 - датчики угла гироскопа;
8 - датчик угловой скорости ДУС;
9, 10 - акселерометры;
11, 12 - датчики углов качек;
13, 14 - следящие двигатели. Гироскопическая навигационная система содержит блок управления и выработки выходных параметров 1, гироплатформу 2. На гироплатформе расположены трехстепенный гироскоп 3 с датчиками момента 4, 5 и датчиками угла 6, 7, датчик угловой скорости 8, ось чувствительности которого перпендикулярна плоскости гироплатформы, акселерометры 9, 10. По осям карданного подвеса установлены датчики углов качек 11, 12 и следящие двигатели 13, 14. Гироскопическая навигационная система функционирует следующим образом. Гироплатформа 2 с помощью следящих двигателей 13, 14 по сигналам рассогласования датчиков угла 6, 7 гироскопа 3 все время удерживается в одной плоскости с кожухом гироскопа 3. По сигналам акселерометров 9, 10 и ДУС(а) 8 гироплатформу с помощью датчиков момента гироскопа 3 удерживают в плоскости горизонта. С осями чувствительности гироскопов свяжем правую систему координат XYZ - приборный трехгранник. Ось OY направим в сторону носовой части объекта, в его диаметральной плоскости. Ось OZ - перпендикулярна плоскости гироплатформы и направлена вверх. Оси чувствительности акселерометров совпадают с осями ОХ и ОУ соответственно. Для обоснования предлагаемого способа воспользуемся вспомогательным свободным в азимуте трехгранником Дарбу Х1Y1Z1, по составляющим угловой скорости которого и будем определять навигационные параметры. Горизонтальные составляющие угловой скорости трехгранника Х1Y1Z1





где ах и ау - показания акселерометров;
С - показания ДУС;
R - радиус Земли. Для рассматриваемого примера управляющие сигналы гироскопа 3 будут

Имеют место быть следующие соотношения для примера:




K =

где


К - курс объекта;











где







1. В.А. Беленький, патент РФ 2000544 C, 07.09.93.
Класс G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам 1/00