реверсивное устройство судна
Классы МПК: | B63H11/11 с реверсивными устройствами ковшового или двухчелюстного типа |
Автор(ы): | Дадаев Г.А. |
Патентообладатель(и): | Государственное унитарное предприятие "Зеленодольское проектно-конструкторское бюро" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-10-30 публикация патента:
10.02.2003 |
Изобретение относится к судостроению, в частности к устройству для реверса судна. Реверсивное устройство судна содержит реверсивную заслонку, вал и рычаги ее поворота и электродвигатель с зубчато-винтовым механизмом. Винт зубчато-винтового механизма одним концом шарнирно взаимодействует с рычагом на валу поворота заслонки, а другим концом - с гайкой. Гайка встроена в шестерню угловой зубчатой передачи, расположенной в корпусе с цапфами, соосными с электродвигателем. Достигается удобство в работе с реверсивным устройством и компактность привода. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
Реверсивное устройство судна, включающее в себя реверсивную заслонку, вал и рычаги ее поворота, отличающееся тем, что оно снабжено электродвигателем с зубчато-винтовым механизмом, винт которого одним концом шарнирно взаимодействует с рычагом на валу поворота заслонки, а другим концом - с гайкой, встроенной в шестерню угловой зубчатой передачи, расположенной в корпусе с цапфами, соосными с электродвигателем.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судовым устройствам, в частности к устройству для реверса судна. Известно устройство для реверса катера, принятое за прототип, см. журнал "Катера и яхты" за 1978 г., 71, стр. 57, 58. Устройство выполнено в виде установленной за соплом водомета поворотной заслонки и привода, содержащего вал с рычагами, проволоку в оболочке и рукоятку ручного управления реверсом. Реверс катера обеспечивается за счет того, что поставленная за соплом водомета поворотная заслонка в опущенном положении создает преграду отбрасываемому потоку воды; возникает реактивная сила, обеспечивающая торможение, а затем и задний ход судна. Ручное управление реверсом приемлемо на катерах с небольшой скоростью, где заслонка хорошо гидродинамически уравновешена и где усилие на рукоятке для поворота заслонки не превышает допустимое для человека. На скоростных катерах с мощными двигателями усилие на рукоятке ручного управления реверсом превышает допустимое. Проволока в оболочке не обеспечивает передачи требуемого усилия в обе стороны. Тросовая проводка с блочками, например, создает загроможденность в отсеке, требует постоянного внимания из-за вытяжки стальных тросов (канатов), усилие возрастает из-за многочисленных перегибов канатов, потерь на трение в блочках. Привод заслонки, например, с помощью гидроцилиндра сложен, содержит дорогие гидроагрегаты, требующие высокой квалификации персонала, более громоздок и тяжел. На малых судах применение гидравлики неоправданно. Целью настоящего изобретения является устранение отмеченных недостатков путем обеспечения удобства управления реверсом на катерах с значительным усилием для поворота реверсивной заслонки без значительного усложнения конструкции привода. Указанная цель достигается тем, что в предлагаемом изобретении реверс катера осуществляется с помощью электродвигателя и зубчато-винтового механизма, винт которого одним концом шарнирно взаимодействует с рычагом поворота заслонки, а другим концом - с гайкой, встроенной в шестерню угловой зубчатой передачи, расположенной в корпусе с цапфами, соосными с электродвигателем. Электроэнергией располагает каждое моторное судно, электропривод привычен в применении. Сущность изобретения заключается в том, что для обеспечения удобства управления реверсом катера, реверсивное устройство снабжено электродвигателем с зубчато-винтовым механизмом, винт которого одним концом шарнирно взаимодействует с рычагом на валу поворота заслонки, а другим концом - с гайкой, встроенной в шестерню угловой зубчатой передачи, расположенной в корпусе с цапфами, соосными с электродвигателем. Технический результат реализации изобретения - обеспечения удобства управления реверсом катера при незначительном усложнении конструкции привода. Это достигается применением электродвигателя и зубчато-винтового механизма. Электропривод прост в обслуживании, компактен, надежен в эксплуатации, имеет несложную систему электрического управления, отсутствует трансмиссия, т.к. механизм привода расположен вблизи заслонки. Предлагаемое изобретение изображено на чертежах. Фиг.1. Реверсивное устройство. Вид сбоку. Фиг.2. Реверсивное устройство. Вид сверху. Фиг.3. Реверсивное устройство. Вид в нос. Фиг.4. Реверсивное устройство. Вид в корму. Фиг.5. Зубчато-винтовой механизм с электродвигателем. На фиг. 1-4 показано реверсивное устройство в положении заднего хода (заслонка опущена). Реверсивное устройство состоит из расположенной за соплом 1 водомета 2 заслонки 3, закрепленной на цапфах 4, уха 5 на заслонке, тяги 6, рычага 7 на внешнем конце вала 8, рычага 9 на внутреннем конце вала 8, зубчато-винтового механизма 10, электродвигателя 11 с муфтой предохранительной фрикционной 12. Зубчато-винтовой механизм 10 служит для преобразования вращательного движения электродвигателя в поступательное движение винта 13 и качательное движение рычагов 9 и 7. Зубчато-винтовой механизм состоит из опоры 14, в которой на цапфах 15 и 16 установлен корпус 17. Цапфа 15 - полая, является частью корпуса 17. Внутри корпуса на подшипниках 18 и 19 установлены вал-шестерня 20 и колесо зубчатое 21 с гайкой 22. Резьба на винте и гайке - трапецеидальная. Винт 13 ввернут в гайку и верхним концом шарнирно закреплен за конец рычага 9. Для управления электродвигателем имеется электрическая система управления в виде рукоятки управления реверсом (переключателя), расположенной рядом со штурвалом и элементов управления электродвигателем в виде контакторов, реле, конечных выключателей, контрольных ламп и пр. (не показаны). Тяга 6 связана с рычагом 7 и ухом 5 посредством карданных шарниров, т.к. оси поворота заслонки и вала 8 непараллельны. Работает устройство следующим образом. При движении судна передним ходом заслонка 3 поднята (показано штрихами на фиг.1) и не создает препятствия отбрасываемой винтом или водометом струе воды. Для перехода на задний ход рукоятка (или переключатель) управления реверсом водителем катера ставится в положение "задний ход". Электрическая система управления включает электродвигатель 11 в нужном направлении вращения. Вращение электродвигателя через предохранительную фрикционную муфту 12 и зубчатую передачу передается гайке 22. Винт 13 перемещается вверх и поворачивает рычаг 9 на валу 8 поворота заслонки, который поворачивает вал 8 с рычагом 7. Рычаг 7 тягой 6 за ухо 5 опускает заслонку вниз в поток воды, создавая преграду потоку и меняя его направление. Возникает реактивная сила, обеспечивающая торможение, а затем и задний ход судна. При установке заслонки 3 в промежуточное положение обеспечивается отсутствие хода суда, необходимое, например, для запуска двигателя и его прогрева, для обеспечения режима дрейфа судна. При этом струя отбрасываемой воды отклоняется вниз. Положение заслонки зависит от положения рукоятки управления и обеспечивается электрической системой управления. При ходе винта 13 вверх и вниз верхний конец его движется по дуге окружности, т.е. винт совершает поступательно-возвратное и качательное движение, которое обеспечивается с помощью цапф 15 и 16 на корпусе 17. Корпус 17 совершает относительно опоры 14 качательное движение вместе с винтом. Управление судном по курсу осуществляется с помощью рулевых заслонок, расположенных перед реверсивной заслонкой, от своего привода (не показано). Фрикционная муфта 12 предохраняет электродвигатель от перегрузки в случае, например, несрабатывания путевых выключателей в конечных положениях заслонки, попадания постороннего предмета под заслонку и пр. Технико-экономическими преимуществами предлагаемого изобретения являются обеспечение удобства работы, компактность привода.Класс B63H11/11 с реверсивными устройствами ковшового или двухчелюстного типа
реверсивно-рулевое устройство движительного комплекса (варианты) - патент 2459741 (27.08.2012) | |
реверсивное устройство судна - патент 2292288 (27.01.2007) | |
водометный движитель - патент 2276041 (10.05.2006) | |
водометный движитель - патент 2256583 (20.07.2005) | |
водометный движительно-рулевой комплекс - патент 2205774 (10.06.2003) | |
судовой водометный движитель - патент 2178368 (20.01.2002) | |
водометный движитель - патент 2169102 (20.06.2001) |