устройство и способ сохранения целостности авиационных "черных ящиков" после аварии
Классы МПК: | B64D47/00 Оборудование, не отнесенное к другим группам B64D1/14 устройства для смягчения удара при соприкосновении с землей |
Автор(ы): | Адамович Б.А., Дербичев Ахмет Гири Бамат Гиреевич, Дудов В.И., Кобяков Д.П., Трубицын А.П. |
Патентообладатель(и): | Адамович Борис Андреевич, Дербичев Ахмет Гири Бамат Гиреевич, Дудов Владимир Ильич, Кобяков Дмитрий Петрович, Трубицын Александр Павлович |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-11-03 публикация патента:
10.02.2003 |
Изобретение относится к авиационной технике. Устройство содержит оболочку, эластичные элементы и разрывную мембрану. "Черный ящик" размещен внутри оболочки на эластичных элементах. Оболочка заполнена жидкостью, позволяющей создать реактивное усилие, позволяющее выбросить устройство из летательного аппарата в случае пожара. Изобретение направлено на расширение арсенала технических средств. 2 с.п.ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Устройство для сохранения целостности авиационного "черного ящика", предназначенного для размещения на летательном аппарате, отличающееся тем, что снабжено оболочкой, эластичными элементами и разрывной мембраной, при этом авиационный "черный ящик" размещен внутри оболочки на эластичных элементах, оболочка заполнена жидкостью, предназначенной для создания иммерсионной системы, разрывная мембрана установлена на оболочке с возможностью разрушения при давлении паров жидкости 3-10 атмосферы для создания реактивного усилия, позволяющего выбросить авиационный "черный ящик" из летательного аппарата в случае пожара. 2. Способ для сохранения целостности авиационного "черного ящика", предназначенного для размещения на летательном аппарате, отличающийся тем, что авиационный "черный ящик" размещают в устройстве по п.1.Описание изобретения к патенту
Область техники, к которой относится изобретениеИзобретение относится к авиационной технике, в частности к получению информации о предаварийном состоянии систем летательного аппарата и его экипажа. Уровень техники
В настоящее время эта задача решается с помощью так называемых "черных ящиков". Однако в большинстве крупных авиационных катастроф "черные ящики" серьезно повреждаются и не позволяют получить полную информацию о работе систем летательного аппарата и его экипажа непосредственно перед аварией. Известен способ регистрации аварии летательного аппарата и сохранения целостности записанной информации путем отстрела записывающего устройства в полете и спуска его на парашюте с работающим радиомаяком. Заявка на патент РФ 97106943/28 от 29.04.97 (Талапов Б.П.). Такой способ характеризуется большой сложностью осуществления и трудностью поиска записывающего устройства на земле. Задачей изобретения является разработка более эффективного и надежного способа и устройства для сохранения целостности записывающего устройства под воздействием значительных ударных ускорений и высоких температур при возникновении пожара. Сущность изобретения
Поставленная задача решается на основе метода защиты человека от ударных ускорений, разработанного К. Э. Циолковским в 1891 году. К.Э. Циолковский. "Как предохранить хрупкие и нежные вещи от толчков и ударов?" Труды отделения физической науки общества любителей естественных наук, 4, вып. 2, 1891, стр.17 и 18. Сущность способа состоит в том, что "черный ящик" помещается в прочную оболочку. Пространство между "черным ящиком" и оболочкой заполняют низкозамерзающей жидкостью (например, антифризом), а сам "ящик" вывешивают внутри оболочки с помощью пружин или других эластичных элементов. Таким образом, создают иммерсионную систему, позволяющую значительно увеличить стойкость записывающей аппаратуры от воздействия ударных перегрузок. Для увеличения стойкости иммерсионной системы в условиях пожара на оболочке устанавливают разрывную мембрану, которую разрушают под действием давления быстро испаряющейся в условиях пожара жидкости, а возникающее реактивное усилие используют для выброса всего устройства из очага пожара. На чертеже изображена принципиальная схема устройства. Сведения, подтверждающие возможность реализации изобретения
В состав устройства входят следующие элементы: 1 - "черный ящик", 2 - штепсельный разъем "черного ящика", 3 - верхняя полуоболочка устройства, 4 - нижняя полуоболочка устройства, 5 - кольцевой фланец, 6 - низкозамерзающая жидкость, 7 - пружина, 8 - штепсельный разъем устройства, 9 - разрывная мембрана, 10 - заливная пробка, 11 - пробка выпуска воздуха при заливке жидкости и контроля за ее уровнем. Устройство работает следующим образом. В полете запись информации о работе систем и экипажа осуществляется через штепсельный разъем 8, связанный со штепсельным разъемом 2 "черного ящика". В процессе аварийного приземления иммерсионная система, образованная полусферами 3 и 4, жидкостью 6 и пружинами 7, обеспечивает сохранение целостности записывающей аппаратуры "черного ящика" от ударного воздействия. При возникновении пожара на месте падения летательного аппарата жидкость 6 начинает интенсивно испаряться и при достижении давления 3-10 атм пары жидкости прорывают мембрану 9, возникающее при этом реактивное усилие выбрасывает все устройство из очага пожара. Технический результат заключается в том, что размещение "черного ящика" внутри предлагаемого устройства позволит увеличить его сохранность при воздействии ударных перегрузок и автоматически выбросить его из очага пожара при падении самолета на землю.
Класс B64D47/00 Оборудование, не отнесенное к другим группам
Класс B64D1/14 устройства для смягчения удара при соприкосновении с землей