устройство и способ сохранения целостности авиационных "черных ящиков" после аварии

Классы МПК:B64D47/00 Оборудование, не отнесенное к другим группам
B64D1/14 устройства для смягчения удара при соприкосновении с землей 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Адамович Борис Андреевич,
Дербичев Ахмет Гири Бамат Гиреевич,
Дудов Владимир Ильич,
Кобяков Дмитрий Петрович,
Трубицын Александр Павлович
Приоритеты:
подача заявки:
2000-11-03
публикация патента:

Изобретение относится к авиационной технике. Устройство содержит оболочку, эластичные элементы и разрывную мембрану. "Черный ящик" размещен внутри оболочки на эластичных элементах. Оболочка заполнена жидкостью, позволяющей создать реактивное усилие, позволяющее выбросить устройство из летательного аппарата в случае пожара. Изобретение направлено на расширение арсенала технических средств. 2 с.п.ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. Устройство для сохранения целостности авиационного "черного ящика", предназначенного для размещения на летательном аппарате, отличающееся тем, что снабжено оболочкой, эластичными элементами и разрывной мембраной, при этом авиационный "черный ящик" размещен внутри оболочки на эластичных элементах, оболочка заполнена жидкостью, предназначенной для создания иммерсионной системы, разрывная мембрана установлена на оболочке с возможностью разрушения при давлении паров жидкости 3-10 атмосферы для создания реактивного усилия, позволяющего выбросить авиационный "черный ящик" из летательного аппарата в случае пожара.

2. Способ для сохранения целостности авиационного "черного ящика", предназначенного для размещения на летательном аппарате, отличающийся тем, что авиационный "черный ящик" размещают в устройстве по п.1.

Описание изобретения к патенту

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к получению информации о предаварийном состоянии систем летательного аппарата и его экипажа.

Уровень техники

В настоящее время эта задача решается с помощью так называемых "черных ящиков". Однако в большинстве крупных авиационных катастроф "черные ящики" серьезно повреждаются и не позволяют получить полную информацию о работе систем летательного аппарата и его экипажа непосредственно перед аварией.

Известен способ регистрации аварии летательного аппарата и сохранения целостности записанной информации путем отстрела записывающего устройства в полете и спуска его на парашюте с работающим радиомаяком. Заявка на патент РФ 97106943/28 от 29.04.97 (Талапов Б.П.).

Такой способ характеризуется большой сложностью осуществления и трудностью поиска записывающего устройства на земле.

Задачей изобретения является разработка более эффективного и надежного способа и устройства для сохранения целостности записывающего устройства под воздействием значительных ударных ускорений и высоких температур при возникновении пожара.

Сущность изобретения

Поставленная задача решается на основе метода защиты человека от ударных ускорений, разработанного К. Э. Циолковским в 1891 году. К.Э. Циолковский. "Как предохранить хрупкие и нежные вещи от толчков и ударов?" Труды отделения физической науки общества любителей естественных наук, 4, вып. 2, 1891, стр.17 и 18.

Сущность способа состоит в том, что "черный ящик" помещается в прочную оболочку. Пространство между "черным ящиком" и оболочкой заполняют низкозамерзающей жидкостью (например, антифризом), а сам "ящик" вывешивают внутри оболочки с помощью пружин или других эластичных элементов. Таким образом, создают иммерсионную систему, позволяющую значительно увеличить стойкость записывающей аппаратуры от воздействия ударных перегрузок. Для увеличения стойкости иммерсионной системы в условиях пожара на оболочке устанавливают разрывную мембрану, которую разрушают под действием давления быстро испаряющейся в условиях пожара жидкости, а возникающее реактивное усилие используют для выброса всего устройства из очага пожара.

На чертеже изображена принципиальная схема устройства.

Сведения, подтверждающие возможность реализации изобретения

В состав устройства входят следующие элементы: 1 - "черный ящик", 2 - штепсельный разъем "черного ящика", 3 - верхняя полуоболочка устройства, 4 - нижняя полуоболочка устройства, 5 - кольцевой фланец, 6 - низкозамерзающая жидкость, 7 - пружина, 8 - штепсельный разъем устройства, 9 - разрывная мембрана, 10 - заливная пробка, 11 - пробка выпуска воздуха при заливке жидкости и контроля за ее уровнем.

Устройство работает следующим образом.

В полете запись информации о работе систем и экипажа осуществляется через штепсельный разъем 8, связанный со штепсельным разъемом 2 "черного ящика". В процессе аварийного приземления иммерсионная система, образованная полусферами 3 и 4, жидкостью 6 и пружинами 7, обеспечивает сохранение целостности записывающей аппаратуры "черного ящика" от ударного воздействия.

При возникновении пожара на месте падения летательного аппарата жидкость 6 начинает интенсивно испаряться и при достижении давления 3-10 атм пары жидкости прорывают мембрану 9, возникающее при этом реактивное усилие выбрасывает все устройство из очага пожара.

Технический результат заключается в том, что размещение "черного ящика" внутри предлагаемого устройства позволит увеличить его сохранность при воздействии ударных перегрузок и автоматически выбросить его из очага пожара при падении самолета на землю.

Класс B64D47/00 Оборудование, не отнесенное к другим группам

пассажирский самолет с системой управления общесамолетным оборудованием и самолетными системами -  патент 2529248 (27.09.2014)
многоцелевая аэростатная система ускоренного вывода на заданную высоту -  патент 2526633 (27.08.2014)
осветительное устройство для пассажирского транспортного средства -  патент 2517022 (27.05.2014)
осветительный узел летательного аппарата, способ изменения направления света и летательный аппарат -  патент 2489326 (10.08.2013)
огонь для предотвращения столкновений для летательного аппарата -  патент 2475426 (20.02.2013)
беспилотный летательный аппарат, блок видеоаппаратуры для него и катапульта (варианты) для его запуска -  патент 2466909 (20.11.2012)
способ обнаружения наземных и морских целей бортовым радиолокатором летательного аппарата с жестко закрепленной фюзеляжной антенной бокового обзора -  патент 2466421 (10.11.2012)
комплекс воздушного наблюдения на основе привязного аэростата -  патент 2462390 (27.09.2012)
воздушный винт -  патент 2421378 (20.06.2011)
устройство для выполнения поисково-осветительных работ на воде -  патент 2399559 (20.09.2010)

Класс B64D1/14 устройства для смягчения удара при соприкосновении с землей 

быстродействующая система амортизации для аварийного приземления летательного аппарата -  патент 2443604 (27.02.2012)
устройство для мягкой парашютной посадки груза на посадочную поверхность -  патент 2429991 (27.09.2011)
устройство для мягкой парашютной посадки груза на посадочную поверхность -  патент 2429165 (20.09.2011)
десантное устройство -  патент 2375258 (10.12.2009)
пневмоамортизатор для десантирования грузов -  патент 2349509 (20.03.2009)
спасательный парашют катапультного кресла -  патент 2275313 (27.04.2006)
способ защиты летательного аппарата с применением расходуемых средств радиоэлектронной борьбы -  патент 2229667 (27.05.2004)
устройство для транспортировки объекта и надувное вместилище для использования в нем -  патент 2217356 (27.11.2003)
задний отсек фюзеляжа вертолета -  патент 2202498 (20.04.2003)
устройство аварийного спасения летательного аппарата -  патент 2180639 (20.03.2002)
Наверх