съемник для демонтажа деталей
Классы МПК: | B25B27/02 для сборки или разборки деталей с прессовой посадкой B23P19/02 для соединения изделий запрессовкой или для разборки запрессованных изделий |
Автор(ы): | Бибиков Ю.Г., Демитришин Ю.М. |
Патентообладатель(и): | Московская государственная академия водного транспорта |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-06-01 публикация патента:
20.02.2003 |
Изобретение относится к машиноремонту, в частности к демонтажу полумуфт, подшипников, шестерен, гребных винтов, выпрессовке втулок и других напрессованных деталей. Съемник содержит траверсу, тяговый винт, съемные захваты (лапы). На окончания траверсы установлены и закреплены съемные кронштейны с закрепленными в них пневмомолотками, на корпуса которых навернуты накидные гайки-упоры, имеющие постоянный контакт с ударными поверхностями пневмомолотков, с возможностью передачи ударных стягивающих нагрузок через кронштейны, траверсу и захваты (лапы) на демонтируемую деталь. В результате упрощается конструкция и повышается эффективность воздействия усилия спрессовки в момент стягивания демонтируемой детали. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Съемник, содержащий траверсу, тяговый винт, съемные захваты (лапы), отличающийся тем, что на окончания траверсы установлены и закреплены съемные кронштейны с закрепленными в них пневмомолотками, на корпуса которых навернуты накидные гайки-упоры, имеющие постоянный контакт с ударными поверхностями пневмомолотков, с возможностью передачи ударных стягивающих нагрузок через кронштейны, траверсу и захваты (лапы) на демонтируемую деталь.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиноремонту, в частности к демонтажу полумуфт, подшипников, шестерен, гребных винтов, выпрессовке втулок и других напрессованных деталей. Известно много типов съемников. В качестве примера аналога может быть назван съемник [1] . Общим для съемников является принцип работы и состав основных элементов. Принцип работы состоит в создании статического тягового усилия за счет поступательного движения винта в гайке или поршня в гидроцилиндре. Состав основных элементов включает тяговый орган (винт или шток гидроцилиндра) и траверсу, на которой установлены захваты (лапы), или тяги в виде болтов или шпилек, захватывающие спрессовываемую деталь. Основным недостатком аналогов является то, что статическое тяговое усилие является малоэффективным для страгивания напрессованной детали с вала или конуса, на поверхности соприкосновения которых при напрессовке и за период эксплуатации возникли адгезионные связи. Для их разрушения в практике демонтажных работ в процессе создания тягового усилия осуществляют периодическое постукивание по демонтируемой детали молотком или кувалдой. В качестве еще одного аналога рассмотрено устройство (съемник) для спрессовки гребных винтов [2], имеющее в своем составе тяги в виде шпилек, ввернутых в гребной винт, траверсу и упорную пластину, на которой установлены ударные элементы (пневмомолотки). Тяговое усилие создается путем закручивания гаек на тягах, опирающихся на траверсу. Пневмомолотки, закрепленные на промежуточной упорной пластине, в процессе страгивания включаются в работу и создают виброударные нагрузки через траверсу на спрессовываемую деталь, что способствует разрушению адгезионных связей и страгиванию демонтируемой детали. Основным недостатком рассмотренного аналога является увеличение весогабаритных показателей съемника, что создает дополнительные сложности при его монтаже на рабочем месте. Учитывая стремление к упрощению устройства в качестве прототипа принят ручной переносный съемник [3]. Устройство съемника содержит траверсу, тяговый винт, съемные захваты (лапы), установленные на траверсе и захватывающие демонтируемую деталь. Его основным недостатком является низкая эффективность воздействия статического усилия спрессовки в момент страгивания демонтируемой детали. Предлагаемое устройство съемника содержит траверсу, тяговый винт и съемные захваты (лапы), установленные на траверсе, и отличается тем, что на окончания траверсы дополнительно установлены и закреплены кронштейны c пневмомолотками, при этом пневмомолотки снабжены съемными накидными гайками-упорами, навернутыми на корпус пневмомолотков и имеющими по внутреннему торцу постоянный контакт с ударными поверхностями молотков с возможностью передачи ударных нагрузок через кронштейны, траверсу и захваты (лапы) на демонтируемую деталь. Устройство и принцип его действия поясняются чертежами. На фиг.1 помещен общий вид устройства съемника, на фиг.2 показан узел установки пневмоударника на окончании траверсы и накидной гайки-упора на корпусе пневмомолотка. Устройство съемника содержит траверсу 1, тяговый винт 2, съемные захваты (лапы) 3, установленные на траверсе, кронштейны 4, установленные на окончаниях траверсы, стопорные винты 5, закрепляющие кронштейны на траверсе, пневмомолотки 6, установленные с использованием резьбового соединения в отверстиях кронштейнов, на корпус пневмомолотков навернуты накидные гайки-упоры 7 до касания с ударными поверхностями молотков 8, спрессовываемая деталь, например полумуфта 9, вал 10. Для установки пневмомолотков в отверстиях кронштейнов на корпусе пневмомолотков выполнен уступ и нарезана резьба, также резьба используется для наворачивания накидных гаек-упоров. Подготовка устройства съемника к работе осуществляется следующим образом. Захваты (лапы) 3 съемника заводятся за демонтируемую муфту 9, вращением тягового винта 2 до упора с валом 10 осуществляется предварительный натяг для фиксации съемника. На окончание траверсы устанавливаются кронштейны 4 с пневмомолотками 6, кронштейны фиксируются на траверсе 1 стопорными винтами 5. Устройство съемника работает следующим образом. Включают пневмомолотки, одновременно начинают увеличивать натяг путем вворачивания тягового винта 2. Виброударные нагрузки совместно со статическим стягивающим усилием обеспечивают демонтаж (стягивание) детали, например муфты с вала. Источники информации1. П.Е. Аксарин. Чертежи для деталирования. - М.: Машиностроение, 1993. 2. Патент РФ 2038262. 3. В. В. Нечаев. Ремонт электрического оборудования на судоремонтном предприятии. - М.: Издательство Минречфлота СССР, 1951.
Класс B25B27/02 для сборки или разборки деталей с прессовой посадкой
Класс B23P19/02 для соединения изделий запрессовкой или для разборки запрессованных изделий