судовой движительный комплекс

Классы МПК:B63H1/28 прочие устройства для повышения кпд гребных винтов
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Московская государственная академия водного транспорта
Приоритеты:
подача заявки:
2000-02-23
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению и касается создания судового движительного комплекса с насадкой на лопастях контрпропеллера. Судовой движительный комплекс содержит гребной винт. За гребным винтом расположен контрпропеллер с несколькими лопастями. На окончаниях вышеупомянутых лопастей установлена направляющая насадка аэродинамического профиля. Внутренний диаметр насадки меньше диаметра гребного винта. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении кпд гребного винта судового движительного комплекса. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Судовой движительный комплекс, содержащий гребной винт и расположенный за ним контрпропеллер с несколькими лопастями, отличающийся тем, что на окончаниях вышеупомянутых лопастей установлена направляющая насадка аэродинамического профиля, при этом внутренний диаметр насадки меньше диаметра гребного винта.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам, повышающим кпд гребных винтов (ГВ).

Известны рули с аэродинамическим профилем, установленные за ГВ. Они частично раскручивают поток за ГВ, создавая на руле подъемную силу, одна из проекций которой направлена в сторону упора, создаваемого ГВ [1]. Имея основное назначение - образование поворачивающей силы, рули с симметричным аэродинамическим профилем недостаточно эффективно используют кинематическую энергию закрученного за ГВ потока.

В том же источнике [1] помещена схема установки контрпропеллера, установленного за ГВ, имеющего несколько лопастей с аэродинамическим сечением. Увеличение количества лопастей увеличивает эффективность использования энергии струи, однако не в полной мере использует особенности потока, вызванного работой ГВ.

Известен патент Англии [2], принятый за прототип - судовой движительный комплекс, содержащий ГВ и расположенный за ним на обтекателе контрпропеллер, длина каждой лопасти которого меньше длины лопасти ГВ.

Устройство контрпропеллера прототипа обладает недостатками: на лопастях существуют концевые потери, не в полной мере используется свойство сжатия потока.

С целью повышения эффективности контрпропеллера предлагается его устройство дополнить направляющей насадкой, установленной на окончаниях лопастей, имеющей по наружной поверхности сечение усеченного конуса, а по внутренней - аэродинамический профиль. При этом внутренний диаметр насадки меньше диаметра ГВ. Устройство поясняется чертежом (фиг.1), на котором помещена схема расположения движительного комплекса: корпус судна 1, гребной винт 2, контрпропеллер 3 с лопастями аэродинамического профиля 4, насадкой 5, пером руля 6, кронштейн крепления контрпропеллера к корпусу 7. Крепления лопастей 4 к насадке 5, насадки 5 к кронштейну 7 и кронштейна 7 к корпусу 1 жесткие.

Устройство работает следующим образом. При вращении ГВ образуется закрученный и сжатый поток. При обтекании закрученным потоком лопастей контрпропеллера, имеющих профиль, образуется подъемная сила Q, одна из составляющих которой создает дополнительный упор судовой движительный комплекс, патент № 2198819Ркх (фиг.2).

То же происходит и при обтекании насадки за счет потока, обусловленного сжатием (фиг.2) судовой движительный комплекс, патент № 2198819Рнх.

Источники информации

1. "Ходкость и управляемость судов" под редакцией В.Г.Павленко, Транспорт, 1991.

2. Патент Англии 2111007, кл. В 63 Н 5/06, 1983.

Класс B63H1/28 прочие устройства для повышения кпд гребных винтов

Наверх