опора качения

Классы МПК:F16C25/08 самоустанавливающиеся 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Государственное унитарное предприятие "Конструкторское бюро приборостроения"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-03-21
публикация патента:

Опора качения содержит корпус механизма, подшипник качения, вал механизма и гайку. На конце вала выполнены продольный паз и кольцевая проточка для установки стопорного кольца. На наружной поверхности гайки образованы выступы. На валу между гайкой и стопорным кольцом установлена пружина, один конец которой взаимодействует с выступом гайки, другой - с продольным пазом вала. Технический результат - повышение точностных характеристик опор качения за счет автоматического устранения люфтов в процессе их эксплуатации и обеспечения восприятия ими осевых нагрузок. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Опора качения, состоящая из корпуса механизма, подшипника качения, вала механизма и гайки, отличающаяся тем, что на конце вала выполнены продольный паз и кольцевая проточка под стопорное кольцо, а на наружной поверхности гайки образованы выступы, причем между гайкой и стопорным кольцом размещена пружина, один конец которой взаимодействует с выступом гайки, а второй - с продольным пазом вала.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве безлюфтовых опор качения механизмов.

Известны опоры качения механизмов [1], состоящие из корпуса механизма, подшипника качения, вала. Такие конструкции опор имеют осевые и радиальные зазоры, которые в процессе эксплуатации увеличиваются из-за износа деталей, а это ухудшает точностные характеристики механизма в целом.

Для устранения зазоров в опорах качения применяют конструкции с предварительным натягом, который осуществляется за счет перемещения колец относительно друг друга.

Известна конструкция опор качения, в которых натяг обеспечивается за счет пружин, постоянно действующих на наружное кольцо, перемещая его в отверстии корпуса относительно внутреннего кольца, тем самым выбирая зазоры [1, стр. 435].

Недостатком данной конструкции является то, что она не может воспринимать осевые нагрузки.

Известна также опора качения, взятая за прототип, в которой зазор выбирается за счет перемещения колец подшипника с помощью затягивания гайки на валу или в корпусе [1, стр. 434].

Недостатком данного технического решения является то, что натяг создается только в начальный момент, а по мере износа деталей образуется зазор. Для устранения его необходимо периодически разбирать и регулировать опорный узел, что ухудшает эксплуатационные показатели механизма в целом.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение точностных характеристик опор качения за счет автоматического устранения люфтов в процессе их эксплуатации и обеспечения восприятия ими осевых нагрузок.

Для решения поставленной задачи в опоре качения, содержащей корпус механизма, подшипник качения, вал механизма и гайку, на конце вала выполнен продольный паз и кольцевая проточка под стопорное кольцо. На наружной поверхности гайки образованы выступы. На валу между гайкой и стопорным кольцом установлена пружина. Один конец пружины взаимодействует с выступом гайки, другой - с продольным пазом вала.

На чертеже схематично показан общий вид опоры качения в разрезе.

Опора качения содержит корпус механизма 1, подшипник качения 2, вал механизма 3, гайку 4. На конце вала выполнены продольный паз и кольцевая проточка, в которой установлено стопорное кольцо 5. На наружной поверхности гайки 4 образованы выступы.

На валу, между гайкой 4 и стопорным кольцом 5, установлена пружина 6, одним концом взаимодействующая с выступом гайки, другим - с продольным пазом вала. Благодаря постоянному воздействию пружины на гайку обеспечивается постоянный выбор зазора в подшипнике, несмотря на износ деталей в процессе эксплуатации. Наличие на гайке нескольких выступов дает возможность устанавливать необходимое усилие натяга в опоре качения.

Данное техническое решение позволяет получить безлюфтовую конструкцию опоры качения, не требующую регулировки в процессе эксплуатации и способную воспринимать наряду с радиальной осевую нагрузку.

Источник информации

1. П.И.Орлов. "Основы конструирования", Справочно-методическое пособие, книга 2, Москва "Машиностроение", 1988 г., стр. 403...435.

Наверх