способ контроля профессиональной пригодности оператора

Классы МПК:A61B5/16 устройства для проведения психологических опытов
A61B5/18 для водителей транспорта 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Сухолитко Валентин Афанасьевич
Приоритеты:
подача заявки:
2001-09-18
публикация патента:

Изобретение относится к области психофизиологических исследований и может быть применено при плановых профосмотрах операторов различных транспортных средств. Устанавливают датчики на органы управления транспортного средства и систему отображения информации, производят тестирование методом сравнения времени действительных реакций оператора на воздействие внешних факторов и работу транспортного средства с эталонными. Контролируют действия оператора на предмет правильности, причем сравнение производят по n уровням сложности, при допущении ошибок или несвоевременной реакции оператора в количестве, равном номеру уровня сложности плюс один, тестирование продолжают на следующем, более высоком уровне сложности. При правильности и своевременности действий оператора возвращаются к уровню сложности, на котором первоначально оператор допустил ошибки или несвоевременно отреагировал на предложенную ситуацию. Способ позволяет повысить достоверность исследования.

Формула изобретения

Способ контроля профессиональной пригодности оператора, заключающийся в том, что в нем устанавливают датчики на органы управления транспортного средства и систему отображения информации, производят тестирование методом сравнения времени действительных реакций оператора на воздействие внешних факторов и работу транспортного средства с эталонными, отличающийся тем, что в нем контролируют действия оператора на предмет правильности, причем сравнение производят по n уровням сложности, при допущении ошибок или несвоевременной реакции оператора в количестве, равном номеру уровня сложности плюс один, тестирование продолжают на следующем, более высоком уровне сложности, и при правильности и своевременности действий оператора возвращаются к уровню сложности, на котором первоначально оператор допустил ошибки или несвоевременно отреагировал на предложенную ситуацию.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области психофизиологических исследований и может быть применено при плановых профосмотрах операторов различных транспортных средств.

Известен выбранный в качестве ближайшего аналога способ определения профессиональной пригодности оператора технических средств производства, заключающийся в том, что в нем устанавливают датчики на органы управления технического средства и систему отображения информации, производят тестирование методом сравнения времени действительных реакций оператора tреакц с эталонным tпред.доп, а затем определяют пригодность оператора к деятельности по формуле Т=tреакц/tпред.допспособ контроля профессиональной пригодности оператора, патент № 21992721 (пат. РФ 2131701, кл. МПК А 61 В 5/16, опубл. 20.06.99, Бюл. 17).

Недостатком предложенного способа является возможность отбраковки опытных операторов из-за допущения ошибок при выполнении операций низкого уровня сложности.

Технической задачей предложенного способа является повышение достоверности исследований.

Задача достигается тем, что в способе контроля профессиональной пригодности оператора, заключающемся в том, что в нем устанавливают датчики на органы управления транспортного средства и систему отображения информации, производят тестирование методом сравнения времени действительных реакций оператора на воздействие внешних факторов и работу транспортного средства с эталонными, контролируют действия оператора на предмет правильности, причем сравнение производят по n уровням сложности, при допущении ошибок или не своевременной реакции оператора в количестве, равном номеру уровня сложности плюс один, тестирование продолжают на следующем, более высоком уровне сложности, и при правильности и своевременности действий оператора возвращаются к уровню сложности, на котором первоначально оператор допустил ошибки или несвоевременно отреагировал на преложенную ситуацию.

Предложенный способ осуществляется следующим образом.

Перед началом тестирования оператор проходит медицинский осмотр и при положительных результатах допускается к выполнению заданий первого уровня сложности. Оператора размещают на рабочем месте и при помощи системы отображения информации имитируют обстановку в кабине, где осуществляется деятельность оператора, и в закабинном пространстве. В качестве системы отображения информации могут использоваться приборные панели и система экранов, окружающих оператора и создающих видимость изменения обстановки в закабинном пространстве.

В процессе выполнения задания оператор выполняет манипуляции органами управления транспортным средством (под органами управления понимаются ручки управления транспортным средством, педали, тумблеры, кнопки), а установленные на них датчики (в качестве датчиков могут использоваться микропереключатели кнопки, реостаты, фотодиоды и излучающие диоды) регистрируют их положение и траектории движения. Полученные показания датчиков, установленных на органах управления транспортным средством, в реальном масштабе времени сравнивают с эталонными значениями положений и перемещений органов управления транспортным средством. По результатам сравнений определяют правильность и своевременность действий оператора.

Если при выполнении заданий первого уровня сложности оператор допустит ошибки или время его реакции на предложенную ситуацию превысит допустимое время реакции в количестве 2 (то есть номер уровня плюс один), то ему предлагают выполнить задания второго уровня сложности.

Если при выполнении заданий второго уровня сложности оператор допустит ошибки или время его реакции на предложенную ситуацию превысит допустимое время реакции в количестве 3, то ему предлагают выполнить задания третьего уровня сложности и т.д. При правильном и своевременном выполнении всех заданий уровня оператору предлагают выполнить задания того уровня, на котором первоначально оператор допустил ошибки или время его реакции на предложенную ситуацию отклонялось от эталонного времени реакции на данную ситуацию. После выполнения заданий всех уровней сложности оператор признается годным к трудовой деятельности.

Таким образом, за счет предложения оператору выполнения заданий более высоких уровней сложности при допущении ошибок или несвоевременной реакции на предложенные задания на более низком уровне сложности повышается интеллектуальная деятельность оператора, что позволит ему нормально реагировать на предложенные задания и устранит возможность отстранения от трудовой деятельности опытных операторов.

Класс A61B5/16 устройства для проведения психологических опытов

способ оценки восприятия информации -  патент 2529482 (27.09.2014)
способ выявления девиантных тенденций по комплексу психофизиологических показателей -  патент 2529402 (27.09.2014)
способ лечения больных с синдромом диспепсии в сочетании с избыточной массой тела -  патент 2528641 (20.09.2014)
способ оценки зрительно-моторной реакции на движение объекта в пространстве -  патент 2525638 (20.08.2014)
способ диагностики ишемической болезни сердца методом стресс-эхокардиографии с комбинированной изометрической и психоэмоциональной нагрузкой -  патент 2525510 (20.08.2014)
способ коррекции ожирения абдоминального типа -  патент 2525007 (10.08.2014)
способ психологических исследований человека-оператора -  патент 2523684 (20.07.2014)
способ прогнозирования медико-социальной эффективности комплексного лечения больных артериальной гипертонией -  патент 2522389 (10.07.2014)
способ выявления профессиональной ориентации -  патент 2519774 (20.06.2014)
способ определения предрасположенности спортсмена к бильярдному спорту -  патент 2515851 (20.05.2014)

Класс A61B5/18 для водителей транспорта 

способ определения степени индивидуальной зависимости водителя транспортного средства от геофизического воздействия внешней среды -  патент 2477621 (20.03.2013)
устройство для измерения в стационарных условиях времени зрительно-моторной реакции водителя транспортного средства на опасные дорожные ситуации -  патент 2475186 (20.02.2013)
система определения способности прогноза торможения -  патент 2471241 (27.12.2012)
способ и устройство для контроля рулевого управления прямого действия динамических систем -  патент 2429144 (20.09.2011)
способ тестирования реакции экстренного торможения водителя -  патент 2428113 (10.09.2011)
способ контроля уровня бодрствования человека и система для его реализации -  патент 2363385 (10.08.2009)
устройство для предотвращения сна -  патент 2275857 (10.05.2006)
способ контроля состояния человека и устройство для его осуществления -  патент 2197895 (10.02.2003)
способ предупреждения засыпания оператора и устройство для предупреждения засыпания оператора -  патент 2197177 (27.01.2003)
способ определения профессиональной пригодности оператора к управлению движущимися и стационарными объектами -  патент 2134062 (10.08.1999)
Наверх