подъемник автомобильный гидравлический
Классы МПК: | B66F11/04 для подвижных платформ или кабин, например на автомобилях, обеспечивающих рабочим любое положение при выполнении работ |
Автор(ы): | Костенко В.И., Караулов И.И., Соловьев В.А. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Ставропольский завод автокранов "КРАСТ" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-04-02 публикация патента:
27.02.2003 |
Изобретение относится к подъемно-транспортным механизмам, а именно к автомобильным гидравлическим подъемникам. Подъемник автомобильный гидравлический содержит рукоять с телескопической стрелой, установленную на поворотной колонне опорной рамы с возможностью перевода из транспортного сложенного положения в рабочее разложенное, причем рукоять шарнирно сочленена с основанием стрелы, имеющей выдвижную секцию, люльку, подвешенную к стреле, которая снабжена датчиком положения ее относительно горизонта и системой ее ориентации с исполнительным механизмом, выносные опоры и насос для подачи рабочей жидкости в гидросистему подъемника. Согласно изобретению стрела снабжена второй выдвижной секцией, к оголовку которой прикреплен конечный выключатель для сигнализации крепления люльки, выполненной съемной, люлька снабжена установленным на ее боковой поверхности с внешней стороны устройством сигнализации отрыва ее от поверхности земли и размещенным в ее нижней части датчиком усилия ограничителя предельного груза в люльке. Упомянутый датчик установлен на конструкции, состоящей из верхнего и нижнего оснований и связей, образующих шарнирный параллелограмм для передачи нагрузки на этот датчик, и соединенной с V-образным кронштейном, шарнирно прикрепленным к вилке люльки, подсоединенной к оголовку второй выдвижной секции. Первая выдвижная секция снабжена конечным выключателем для ограничения высоты подъема люльки, на выносных опорах установлены конечные выключатели сигнализации установки опор, а на автомобиле установлен второй гидронасос, служащий для подачи рабочей жидкости в систему ориентации люльки, подъемник снабжен разъемными соединениями электро- и гидрооборудования для отсоединения люльки в режиме работы подъемника в качестве манипулятора и крепления к оголовку второй выдвижной секции в этом режиме крюковой подвески и ограничителем предельного груза в упомянутом режиме, который закреплен на поворотной колонне и имеет датчик давления, срабатывающий при превышении предельной нагрузки при подъеме груза. Изобретение обеспечивает повышение удобства эксплуатации подъемника за счет обеспечения использования его в режиме крана-манипулятора и режиме подъемника, а также обеспечивает повышение безопасности. 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
Подъемник автомобильный гидравлический, содержащий рукоять с телескопической стрелой, установленную на поворотной колонне опорной рамы с возможностью перевода из транспортного сложенного положения в рабочее разложенное, причем рукоять шарнирно сочленена с основанием стрелы, имеющей выдвижную секцию, люльку, подвешенную к стреле, которая снабжена датчиком положения ее относительно горизонта и системой ее ориентации с исполнительным механизмом, выносные опоры и насос для подачи рабочей жидкости в гидросистему подъемника, отличающийся тем, что стрела снабжена второй выдвижной секцией, к оголовку которой прикреплен конечный выключатель для сигнализации крепления люльки, выполненной съемной, люлька снабжена установленным на ее боковой поверхности с внешней стороны устройством сигнализации отрыва ее от поверхности земли и размещенным в ее нижней части датчиком усилия ограничителя предельного груза в люльке, упомянутый датчик установлен на конструкции, состоящей из верхнего и нижнего оснований и связей, образующих шарнирный параллелограмм для передачи нагрузки на этот датчик, упомянутая конструкция соединена с V-образным кронштейном, шарнирно прикрепленным к вилке люльки, подсоединенной к оголовку второй выдвижной секции, при этом первая выдвижная секция снабжена конечным выключателем для ограничения высоты подъема люльки, на выносных опорах установлены конечные выключатели сигнализации установки опор, а на автомобиле установлен второй гидронасос, служащий для подачи рабочей жидкости в систему ориентации люльки, подъемник снабжен разъемными соединениями электро- и гидрооборудования для отсоединения люльки в режиме работы подъемника в качестве манипулятора и крепления к оголовку второй выдвижной секции в этом режиме крюковой подвески и ограничителем предельного груза в упомянутом режиме, который закреплен на поворотной колонне и имеет датчик давления, срабатывающий при превышении предельной нагрузки при подъеме груза.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к подъемно-транспортным механизмам, а именно к автомобильным гидравлическим подъемникам. Известно подъемное устройство, содержащее самоходное шасси, привод которого обеспечивает его перемещение в переднем и заднем направлениях. На шасси смонтирована поворотная платформа, горизонтально поворачивающаяся на 180o между передним и задним положениями. Раздвижная подъемная стрела, установленная на поворотной платформе, может поворачиваться горизонтально относительно шасси. Стрела обращена в сторону переднего и заднего концов шасси при перемещении между передним и задним положениями. На свободном конце стрелы смонтирована вышка для оператора. На вышке находится механизм управления устройством, на который воздействует оператор (см. пат. США 5107955, кл. В 66 F 11/04). Недостатком данного подъемного устройства является невысокая зона обслуживания и сравнительно малая безопасность его обслуживания. Известно устройство для подъема люльки, установленное на автомобиле и содержащее основание, в центре которого установлена опорная платформа, приводимая во вращение вокруг опорной оси в двух направлениях посредством приводной шестерни, находящейся в постоянном зацеплении с зубчатым венцом, расположенным внутри опорной платформы, и снабженной двумя вертикальными кронштейнами, к которым прикреплена первая пара рычагов, образующая первую из четырех секций мачты для подъема люльки, установленной на верхнем конце четвертой секции мачты, при этом устройство выполнено с вертикально ориентированными домкратами для поддержания устройства с поднятой мачтой, при этом основание содержит стальную коробчатую раму Х-образной формы, при этом каждое плечо Х-образной рамы выполнено телескопическим. Вторая секция мачты содержит коробчатый рычаг и растяжку, которая состоит из двух прямоугольных секций различной длины и ширины. Третья секция мачты содержит коробчатый рычаг, один конец которого шарнирно прикреплен к опорному элементу, а другой посредством дополнительного опорного элемента соединен с четвертой секцией мачты (см. пат. РФ 2038286, кл. В 66 F 11/04). Недостатком данного устройства является сложность конструкции, сравнительно малая безопасность его обслуживания. Известен автомобильный подъемник, содержащий телескопическую стрелу, установленную на платформе автомобиля с возможностью поворота из наклонного транспортного положения в вертикальное рабочее, рабочую площадку, шарнирно подвешенную к главной секции стрелы, и устройство фиксации секций стрелы (см. Уланов Р.Н., Щербаков В.Д. Автомобильные подъемники и автопогрузчики, М., "Высшая школа", 1977, с.17-18). Недостатком данного подъемника является сравнительно малая безопасность его обслуживания. Наиболее близким аналогом заявленного изобретения является подъемник автомобильный гидравлический, содержащий рукоять с телескопической стрелой, установленную на поворотной колонне опорной рамы с возможностью перевода из транспортного сложенного положения в рабочее разложенное, причем рукоять шарнирно сочленена с основанием стрелы, имеющей выдвижную секцию, люльку, подвешенную к стреле, которая снабжена датчиком положения ее относительно горизонта и системой ее ориентации с исполнительным механизмом, выносные опоры и насос для подачи рабочей жидкости в гидросистему подъемника - GB 1358850 А, 03.07.1974. Техническим результатом, который может быть получен заявленным изобретением, является повышение безопасности обслуживания подъемника, возможность его работы в двух режимах: режиме крана-манипулятора и режиме подъемника с помощью быстросъемного оборудования. Указанный технический результат достигается тем, что в подъемнике автомобильном гидравлическом, содержащем рукоять с телескопической стрелой, установленную на поворотной колонне опорной рамы с возможностью перевода из транспортного сложенного положения в рабочее разложенное, причем рукоять шарнирно сочленена с основанием стрелы, имеющей выдвижную секцию, люльку, подвешенную к стреле, которая снабжена датчиком положения ее относительно горизонта и системой ее ориентации с исполнительным механизмом, выносные опоры и насос для подачи рабочей жидкости в гидросистему подъемника, стрела снабжена второй выдвижной секцией, к оголовку которой прикреплен конечный выключатель для сигнализации крепления люльки, выполненной съемной, люлька снабжена установленным на ее боковой поверхности с внешней стороны устройством сигнализации отрыва ее от поверхности земли и размещенным в ее нижней части датчиком усилия ограничителя предельного груза в люльке, упомянутый датчик установлен на конструкции, состоящей из верхнего и нижнего оснований и связей, образующих шарнирный параллелограмм для передачи нагрузки на этот датчик, упомянутая конструкция соединена с V-образным кронштейном, шарнирно прикрепленным к вилке люльки, подсоединенной к оголовку второй выдвижной секции, при этом первая выдвижная секция снабжена конечным выключателем для ограничения высоты подъема люльки, на выносных опорах установлены конечные выключатели сигнализации установки опор, а на автомобиле установлен второй гидронасос, служащий для подачи рабочей жидкости в систему ориентации люльки, подъемник снабжен разъемными соединениями электро- и гидрооборудования для отсоединения люльки в режиме работы подъемника в качестве манипулятора и крепления к оголовку второй выдвижной секции в этом режиме крюковой подвески и ограничителем предельного груза в упомянутом режиме, который закреплен на поворотной колонне и имеет датчик давления, срабатывающий при превышении предельной нагрузки при подъеме груза. На фиг. 1 показан общий вид подъемника автомобильного гидравлического ПМКС-5531А; на фиг.2 - люлька в сборе; на фиг.3 - кронштейн датчика усилия; на фиг. 4 - конечный выключатель; на фиг.5 - функциональная электрогидравлическая схема; на фиг.6 - вид подъемника сзади в транспортном положении. На базовом автомобиле 1 смонтирована опорная рама 2 с балками выносных опор 3, на которой установлена поворотная колонна 4. К колонне 4 шарнирно закрепляется рукоять 5. К рукояти 5 шарнирно крепится основание стрелы 6. В основании стрелы 6 имеются телескопически выдвигаемые первая секция 7 и вторая секция 8. К оголовку второй выдвижной секции 8 в режиме подъемника крепится люлька 9, в режиме крана-манипулятора - крюковая подвеска (на фигуре не показана), представляющие собой быстросменное оборудование. Подключение электрооборудования и гидрооборудования люльки 9 осуществляется с помощью разъемных соединений 10 и 11, установленных на оголовке второй выдвижной секции 8. В транспортном положении телескопические секции 7, 8 задвинуты в основание стрелы 6, которое вместе с рукоятью 5 складывается поперек продольной оси автомобиля; основание стрелы б находится под рукоятью 5; выносные опоры 3 задвинуты (фиг.6). В рабочем положении подъемника рукоять 5 и основание 6 раскладываются, ко второй секции стрелы 8 крепится люлька 9 или крюковая подвеска, рабочая зона стрелового оборудования в горизонтальной плоскости составляет 360o, выносные опоры 3 выдвинуты. Люлька представляет собой сборную конструкцию, состоящую из вилки 12, которая представляет собой П-образную коробчатую конструкцию переменного сечения; к вилке 12 шарнирно крепится кронштейн 13, выполненный в виде сварной конструкции из труб прямоугольного сечения; в нижней части кронштейна 13 с помощью болтов (на фигуре не показаны) крепится кронштейн 14 датчика усилия, на который сверху устанавливается и закрепляется болтами каркас люльки 15. По всему периметру каркаса 15 имеется обшивка 16, выполненная из листового металла. На боковой поверхности обшивки 16 с внешней стороны крепится устройство сигнализации 17 отрыва люльки от поверхности земли. Кронштейн 14 датчика усилий представляет собой конструкцию, состоящую из нижнего основания 18, верхнего основания 19, связей 20, образующих шарнирный параллелограмм, передающий вертикальные нагрузки от каркаса люльки 15 с находящимися в ней людьми и материалами на датчик усилия 21,Рабочая жидкость из гидробака 22, расположенного на шасси автомобиля, поступает на гидронасосы 23 и 24, установленные на коробке отбора мощности автомобиля. Насос 23 служит для подачи рабочей жидкости в гидросистему автогидроподъемника для приведения в действие стрелового оборудования и выносных опор, насос 24 - для подачи рабочей жидкости только в систему ориентации люльки 9. От гидронасоса 23 рабочая жидкость поступает на электроуправляемый гидрораспределитель 25, переключающий поток рабочей жидкости либо на гидрораспределитель 26 управления рабочими операциями, либо на гидрораспределитель 27 управления выносными опорами. С гидрораспределителя 26 рабочая жидкость подается на гидроцилиндр 28 подъема рукояти, гидроцилиндр 29 подъема стрелы, гидроцилиндры 30 поворота колонны, а также на электроуправляемый гидрораспределитель 31 отключения телескопирования секций и гидроцилиндр 32 выдвижения телескопических секций стрелы. С гидрораспределителя 27 рабочая жидкость поступает на гидроцилиндры 33 выдвижения выносных опор и гидроцилиндры 34 установки выносных опор 3. С гидронасоса 24 рабочая жидкость подается на электроуправляемый гидрораспределитель 35 системы ориентации люльки 9 и далее на исполнительный механизм 36 ориентации люльки 9 и электроуправляемый гидрораспределитель 37 аварийного опускания люльки 9, расположенные в люльке 9. Для недопущения работы с перегрузкой на поворотной колонне подъемника установлен ограничитель предельного груза 38 с датчиком давления для режима манипулятора, в люльке 9 - ограничитель предельного груза 39 с датчиком усилия для режима подъемника. Для сигнализации крепления люльки 9 к стреле установлен конечный выключатель 40. Для ограничения высоты подъема люльки предназначен конечный выключатель 41. Для сигнализации отрыва люльки от поверхности имеется конечный выключатель 42, входящий в устройство 17. На выносных опорах 3 крепятся конечные выключатели 43, предназначенные для сигнализации установки выносных опор 3. В люльке расположен датчик 44, который определяет положение люльки относительно горизонта. С устройства 45 переключается работа выносными опорами 3 и стреловым оборудованием. Описание работы:
В транспортном положении стреловое оборудование подъемника сложено, электро- и гидросистемы подъемника отключены, люлька 9 отсоединена от стрелы и установлена в кузове автомобиля 1, на стреле установлена крюковая подвеска. По прибытии на место работы включается коробка отбора мощности с гидронасосами 23 и 24, подается питание на электрооборудование подъемника. Переключатель устройства 45 переводится в положение, соответствующее работе выносными опорами 3. При этом рабочая жидкость через гидрораспределитель 25 подается только на гидрораспределитель 27. Рычагами управления на гидрораспределителе 27 производится выдвижение выносных опор 3 гидроцилиндрами 33 в горизонтальной плоскости поперек продольной оси подъемника, затем гидроцилиндрами 34 опоры устанавливаются в вертикальной плоскости на поверхность земли, при этом срабатывают конечные выключатели 43, подающие сигнал на электроуправляемый гидрораспределитель 25, переключающий поток рабочей жидкости на гидрораспределитель 26 управления рабочими движениями стрелового оборудования, без срабатывания конечных выключателей 43 работа стреловым оборудованием невозможна. Переключатель 45 переводится в положение работы стреловым оборудованием, через гидрораспределитель 25 рабочая жидкость подается на гидрораспределитель 26. Рычагами управления на гидрораспределитель 26 стреловое оборудование переводится из транспортного положения в рабочее: при этом рабочая жидкость через гидрораспределитель 26 поступает в гидроцилиндры 28, 29, 30, а также на гидрораспределитель 31 и в гидроцилиндр 32, что приводит соответственно к подъему рукояти 5, основания стрелы 6, повороту колонны 4 и выдвижению секций 7 и 8. Далее возможны два режима работы: режим крана-манипулятора и режим подъемника. В режиме крана-манипулятора управление рабочими операциями по перемещению груза осуществляется рычагами управления на гидрораспределителе 26. В случае превышения допустимой массы поднимаемого груза срабатывает установленный на гидроцилиндре 28 подъема рукояти датчик давления ограничителя 38, который (датчик) настраивается на определенное давление в гидроцилиндре 28, гидрораспределитель 25 прекращает подачу рабочей жидкости на гидрораспределитель 26. Таким образом, рабочие операции блокируются до момента, когда масса груза будет уменьшена до допустимой. Для работы в режиме подъемника люлька 9 крепится к оголовку выдвижной секции 8, гидро- и электрооборудование люльки соединяются с гидро- и электрооборудованием манипулятора посредством разъемных соединений 10 и 11, при этом срабатывает конечный выключатель 40, запрещающий работу в крановом режиме при закрепленной люльке и неподключенном электрооборудовании люльки. С помощью подъема и поворота стрелового оборудования люлька 9 подводится к месту работы. Перевод подъемника из рабочего положения в транспортное в режимах крана-манипулятора и подъемника осуществляется в обратном порядке. При отрыве люльки от поверхности земли срабатывает конечный выключатель 42, блокирующий подъем выносных опор 3. В рабочем положении стрелового оборудования в режиме подъемника сигналы с конечных выключателей 43 игнорируются. Ограничитель предельного груза 39 отслеживает нагрузку в люльке 9. При превышении нагрузки в люльке (номинальной) более чем на 10% датчик усилия 21 подает сигнал на ограничитель 39, который отключает подачу рабочей жидкости через гидрораспределитель 25 на гидрораспределитель 26, тем самым отключаются рабочие движения стрелового оборудования. При достижении нагрузкой в люльке 9 номинального значения блокировка рабочих операций отключается. При достижении определенного вылета при телескопическом выдвижении секций 7 и 8 срабатывает конечный выключатель 41, при этом рабочая жидкость с гидрораспределителя 26 через гидрораспределитель 31, минуя гидроцилиндр 32, сливается в гидробак 22, выдвижение секций 7 и 8 блокируется. Этим достигается ограничение высоты подъема люльки. Для ориентации люльки в пространстве служит следящая система, которая состоит из датчика 44, гидрораспределителя 35 и исполнительного механизма ориентации 36 с гидрораспределителем 37 аварийного опускания люльки. При отклонении люльки от горизонта более чем на 1o датчик 44 подает управляющий сигнал на гидрораспределитель 35. Рабочая жидкость подается гидронасосом 24 через гидрораспределитель 35 на исполнительный механизм ориентации 36, который поворачивает люльку в сторону уменьшения угла отклонения. При уменьшении угла отклонения люльки от горизонта до 1o управляющие сигналы датчика 44 отключаются. В случае аварийной ситуации для опускания люльки на поверхность земли принудительная система ориентации отключается. Для этого отключается электропитание подъемника, электроуправляемый гидрораспределитель 37 сообщает полости гидроцидиндров исполнительного механизма ориентации 36, и люлька 9 занимает горизонтальное положение под действием силы гравитации.
Класс B66F11/04 для подвижных платформ или кабин, например на автомобилях, обеспечивающих рабочим любое положение при выполнении работ