способ подъема затонувшего объекта
Классы МПК: | B63C7/02 спасение при помощи подъемных механизмов, расположенных на поверхности воды |
Автор(ы): | Москаленкр А.Д., Лапин Е.И., Субботин В.А., Федин Э.А. |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное образовательное учреждение "Морской государственный университет им. адм.Г.И.Невельского" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-08-25 публикация патента:
10.03.2003 |
Способ подъема затонувшего объекта предназначен преимущественно для подъема затонувших судов и заключается в том, что затонувший объект за счет усилия судоподъемного модуля спрямляют, устанавливая днищем на грунт, а затем начинают подъем. Для этого располагают модуль вблизи объекта и закрепляют неподвижно относительно грунта. Накреняют модуль в сторону объекта, соединяют надпалубные места объекта с верхними частями корпуса модуля, ближайшими к объекту, гибкими связями и обтягивают их втугую. Спрямляют модуль до установки объекта днищем на грунт. Накреняют модуль в сторону объекта, перекрепляют концы связей на модуле, обтягивают их втугую и спрямляют модуль до оголения объекта над уровнем воды. При необходимости подъем с его подготовкой повторяют, буксируя объект на меньшую глубину до посадки его на грунт акватории. Такое выполнение способа обеспечивает упрощение подъема и снижение затрат. 8 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8
Формула изобретения
Способ подъема затонувшего объекта, заключающийся в придании последнему вращательного движения в ходе выполнения подготовительной операции спрямления этого объекта за счет усилия расположенного вблизи него судоподъемного модуля, соединенного гибкими связями с надпалубными конструкциями затонувшего объекта, а затем придания этому объекту вертикально-поступательного движения указанным модулем в ходе операции подъема, отличающийся тем, что перед операцией спрямления затонувшего объекта судоподъемный модуль в виде водоизмещающего плавучего сооружения закрепляют неподвижно относительно грунта, накреняют его в сторону затонувшего объекта, указанные гибкие связи соединяют с верхними частями корпусных конструкций судоподъемного модуля, ближайшими к затонувшему объекту, и обтягивают втугую, а усилие судоподъемного модуля создают его спрямлением до установки затонувшего объекта днищем на грунт акватории, затем при проведении операции подъема накреняют судоподъемный модуль в сторону затонувшего объекта и после перекрепления концов гибких связей и их обтяжки втугую последний спрямляют, причем при невыходе корпусных конструкций затонувшего объекта над поверхностью воды его буксируют на меньшую глубину до посадки на грунт акватории и повторяют упомянутые операции по подъему.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области эксплуатации морских и речных судов, в частности к способам подъема судов, и может быть использовано при подъеме иных затонувших объектов. Известен способ подъема затонувших объектов, реализованный в системе (а. с. 2051837 кл. 6 В 63 С 7/02), содержащий операции заводки подъемных тросов надводного судна под понтоны регулируемой плавучести. Подъемные тросы заводят таким образом, что они контактируют со стропами, расположенными на судне и понтоне. При этом подъемные тросы пропускают последовательно через стропы судна и понтона, в качестве которых используют судовые кнехты и лебедки с тормозами. Известный способ подъема затонувших объектов технологически сложен, конструктивно громоздок и требует значительных затрат при реализации. Известен способ подъема затонувшего объекта (а.с. СССР 1823851 кл. 5 В 63 С 7/00), заключающийся в придании затонувшему объекту поступательного движения путем его отвода на мель за счет тягового усилия судна - буксировщика, связанного тросом с затонувшим объектом. При этом для создания во время буксировки подъемной силы на корпусе затонувшего объекта в районе его центра тяжести устанавливают крыло под определенным углом к продольной оси. Недостатками известного способа являются: его технологическая сложность и ограниченность применения, обусловленные размещениями, водоизмещением и ориентацией (под водой) затонувшего объекта относительно водной поверхности и грунта, а также скоростью его буксировки. Известен способ подъема затонувшего объекта, заключающийся в придании последнему вращательного движения в ходе выполнения подготовительной операции спрямления объекта за счет усилия расположенного вблизи него судоподъемного модуля, соединенного гибкими связями с надпалубными конструкциями затонувшего объекта, а затем придания этому объекту вертикально-поступательного движения модулем в ходе операции подъема, являющийся наиболее близким к заявляемому (см. Н.Ю. Аврамов. Судоподъем. Л.- М.: Водный транспорт, 1938, с. 196). Недостатками известного способа являются его технологическая сложность и ограниченность применения, в связи с этим обусловленные водоизмещением затонувшего объекта высокие затраты трудоемкости и времени его проведения; значительная стоимость самого судоподъема. Технической задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является устранение указанных недостатков, а именно упрощение способа подъема затонувшего объекта, сокращение затрат и стоимости его проведения. Решение указанной задачи достигается тем, что в известном способе подъема затонувшего объекта, включающем придание последнему вращательного движения в ходе выполнения подготовительной операции спрямления объекта за счет усилия расположенного вблизи него судоподъемного модуля, соединенного гибкими связями с надпалубными конструкциями затонувшего объекта, а затем придания этому объекту вертикально-поступательного движения указанным модулем в ходе операции подъема, в отличие от него в заявляемом способе перед операцией спрямления затонувшего объекта судоподъемный модуль в виде водоизмещающего плавучего сооружения закрепляют неподвижно относительно грунта. Накреняют в сторону затонувшего объекта, а указанные гибкие связи соединяют с верхними частями корпусных конструкций судоподъемного модуля, ближайшими к затонувшему объекту, и обтягивают их втугую. Усилие судоподъемного модуля создают его спрямлением до установки затонувшего объекта днищем на грунт акватории. Затем при проведении операции подъема накреняют судоподъемный модуль в сторону затонувшего объекта и после перекрепления концов гибких связей и их обтяжки втугую последний спрямляют. Причем при невыходе корпусных конструкций затонувшего объекта над поверхностью воды его буксируют на меньшую глубину до посадки на грунт акватории и повторяют упомянутые операции по подъему. Заявляемые признаки предлагаемого технического решения обеспечивают ему достижение поставленной технической задачи, а именно упрощение подъема затонувшего объекта, сокращение затрат и стоимости его проведения. Предлагаемый способ подъема затонувшего объекта обеспечивает по сравнению с известным прежде всего снижение затрат времени за счет возможности выполнения простых однотипных операций, имеющих меньшую продолжительность, вне зависимости от водоизмещения затонувшего объекта. Так, например, при выполнении подготовительной операции спрямления судоподъемный модуль располагают вблизи затонувшего объекта, чтобы после соединения судоподъемного модуля с затонувшим объектом гибкими связями, утяжки их спрямлением судоподъемного модуля, затонувший объект совершал только вращательное движение, так как при этом сокращается путь (длина траектории), по которому перемещается центр тяжести затонувшего объекта и, следовательно, увеличивается скорость выполнения самой операции спрямления. Одновременно обеспечивается равномерное натяжение гибких связей, что позволяет предотвратить перегрузку, скольжение и обрыв отдельных связей и повысить их надежность. Предварительное наклонение судоподъемного модуля в сторону затонувшего объекта позволяет сократить длительность выполнения подготовительной операции спрямления, так как при этом за счет достигаемого от этого увеличения диапазона угловых перемещений судоподъемного модуля появляется возможность выполнения подготовительной операции спрямления в течение одного цикла наклонений судоподъемного модуля, без перестропки гибких связей. При подъеме затонувшего объекта с большой глубины, когда невозможно обеспечить оголение над водой корпусных конструкций затонувшего объекта за один цикл, его осуществляют многократно, чередуя выполнение однотипной операции спрямления и подъема с буксировкой и посадкой на грунт объекта на меньшие глубины. Использование в качестве судоподъемного модуля водоизмещающего накреняемого плавучего сооружения позволяет отказаться от судоподъемных средств на нем (стрелы, краны и т.д.), что упрощает процесс подъема и расширяется область его применения. Предлагаемый способ иллюстрируется следующими графическими материаламиНа примере подъема затонувшего судна посредством судоподъемного судна (в качестве судоподъемного модуля). На фиг.1 изображено исходное положение затонувшего судна на грунте и судоподъемного судна перед началом спрямления объекта. На фиг. 2 показана стадия спрямления затонувшего судна. На фиг.3 показано положение затонувшего судна после завершения операции спрямления. На фиг. 4 изображено взаимное положение затонувшего и судоподъемного судов перед началом операции подъема. На фиг.5 показано положение затонувшего судна после его подъема до выхода из воды надпалубных конструкций. На фиг.6 изображено взаимное положение судоподъемного и затонувшего судов с частичным оголением корпуса последнего. На фиг.7 показано крепление гибких связей на судоподъемном судне с помощью тросовых зажимов. Фиг.8 - то же самое, вид в разрезах. Перед началом судоподъема (фиг. 1) производят необходимые подготовительные работы (водолазные, сварочные и т.п.), располагают в исходном положении судоподъемное судно 1 вблизи затонувшего судна 2 и ориентируют их относительно друг друга с использованием принципа равноудаленности таким образом, чтобы, в частности, диаметральная плоскость судоподъемного судна была параллельна основной плоскости затонувшего в том случае, если оно лежит на борту, или корпуса затонувшего и судоподъемного судов в пределах прямостенности обводов должны быть расположены на одинаковом расстоянии друг от друга и т.п. При этом применяют необходимое вспомогательное оборудование, устройства и технические средства, в частности буксиры судоподъемного судна (не показано) и т. п. и закрепляют судоподъемное судно неподвижно относительно грунта акватории. Подают плавучим краном (не показан) расчетное количество спрямляющих 3 и подъемных 4 тросов и закрепляют их с помощью водолазов в расчетных местах надпалубных конструкций на затонувшем судне, а противоположные концы указанных тросов этим же краном подают на судоподъемное судно. Приступают к подготовительной операции спрямления затонувшего судна (фиг. 2). Балластируют, например забортной водой, бортовые отсеки 5 судоподъемного судна, ближайшие к затонувшему судну. При этом расположение бортовых отсеков 5, их количество и масса жидкого балласта в отсеках одного борта обеспечивают спрямление затонувшего судна в течение одного цикла наклонения судоподъемного судна при условии соблюдения соотношения
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200111/2200111-2t.gif)
где
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200068/955.gif)
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200043/916.gif)
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200043/916.gif)
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200043/916.gif)
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200043/916.gif)
Р - коэффициент, учитывающий массу жидкого балласта, принятого в бортовые отсеки 5 одного борта, Р=0,340;
К - коэффициент, учитывающий увеличение подъемной силы затонувшего судна за счет присоса грунта, К=1,175, принят для случая илистого грунта;
l(
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200036/981.gif)
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200036/981.gif)
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200036/981.gif)
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200036/981.gif)
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200088/176.gif)
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200036/981.gif)
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200036/981.gif)
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200088/176.gif)
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200111/920.gif)
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200111/920.gif)
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200111/920.gif)
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200088/176.gif)
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200111/920.gif)
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200111/920.gif)
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200088/176.gif)
l(
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200111/920.gif)
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200111/920.gif)
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200068/955.gif)
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200036/981.gif)
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200088/176.gif)
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200036/981.gif)
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200088/176.gif)
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200111/920.gif)
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200088/176.gif)
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200111/920.gif)
![способ подъема затонувшего объекта, патент № 2200111](/images/patents/270/2200111/920.gif)
Класс B63C7/02 спасение при помощи подъемных механизмов, расположенных на поверхности воды