устройство для спасения людей из затонувших судов
Классы МПК: | B63C11/36 закрытого типа |
Автор(ы): | Каган М.Я. |
Патентообладатель(и): | Каган Марк Яковлевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-01-15 публикация патента:
10.03.2003 |
Устройство для спасения людей из затонувших судов представляет собой присоединяемую к затонувшему судну камеру, которая для ускорения проведения спасательных операций имеет верхний люк, горловина которого представляет собой вертикальную сборную колонну труб, верхняя часть которой вместе с люком находится выше уровня воды, а внутри горловины, выше люка, расположена лебедка для подъема в грузовой кабине спасаемых людей и спасателей. Внутри камеры и во всех соединенных с ней помещениях поддерживается такое давление газовой смеси для дыхания людей, при котором в течение всей спасательной операции уровень воды в затопленном судне остается постоянным. Такое выполнение устройства дает возможность при любом количестве спасаемых людей производить их непрерывную доставку в грузовой кабине к верхнему люку камеры, через который они поступают в декомпрессионную камеру для последующей адаптации к нормальному атмосферному давлению без опасения получить кессонную болезнь и без необходимости неоднократного подсоединения и отсоединения камеры от затопленного судна для ее подъема в случае, если количество спасаемых превышает нормативную наполняемость камеры. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Устройство для спасения людей из затонувших судов, содержащее герметичную камеру с люками, в корпус которой вмонтированы вывод подвода газовой смеси, клапан вентиляции и сальник ввода линии связи, а снаружи на корпусе камеры расположены рамы и приставка, соединенная с переходником для крепления камеры к судну, внутри которого находится проникающее приспособление, отличающееся тем, что приставка выполнена в виде сильфона, соединенного с переходником с установленным в его нижней части выпускным клапаном с запорным вентилем, а верхний люк камеры вместе с его комингс-площадкой установлены на боковой поверхности верхней части горловины этого люка, которая выполнена в виде вертикальной сборной колонны труб, внутри которой выше люка установлена лебедка с подвешенной на ней грузовой кабиной, а длина сборной колонны труб такова, что при присоединенной к судну камере верхний люк камеры находится выше уровня воды.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к спасательной технике, а именно к устройствам для спасения людей из затонувших судов. Наиболее близким к предлагаемому изобретению является устройство для спасения людей из затонувших судов, содержащее герметичную камеру с люками, которая соединяется с затонувшим судном посредством переходника, который, в свою очередь, соединяется с камерой с помощью дистанционно управляемого быстроразъемного соединения. Внутри переходника, имеющего дополнительный люк, расположено дистанционно управляемое проникающее приспособление для сверления отверстия в корпусе затонувшего судна [1]. Недостатком такого устройства является необходимость отсоединения от затонувшего судна камеры для подъема спасенных людей, а если количество спасаемых настолько велико, что они вместе со спасателями не могут поместиться в камеру, то операцию присоединения камеры к судну и отсоединения ее от судна для подъема спасаемых необходимо будет производить неоднократно, что существенно увеличивает продолжительность операции и, следовательно, снижает вероятность ее благополучного исхода. Целью настоящего изобретения является снижение продолжительности спасательных операций. Указанная цель достигается тем, что приставка выполнена в виде сильфона, соединенного с переходником с установленными в его нижней части выпускным клапаном с запорным вентилем, а верхний люк камеры вместе с его комингс-площадкой установлены на боковой поверхности верхней части горловины этого люка, которая выполнена в виде вертикальной сборной колонны труб, внутри которой выше люка установлена лебедка с подвешенной на ней грузовой кабиной, а длина сборной колонны труб такова, что при присоединенной к судну камере верхний люк камеры находится выше уровня воды. На фиг.1 изображен эскиз устройства в сборе; на фиг.2 изображен в более крупном масштабе эскиз подводной части устройства. Устройство состоит из камеры 1, сильфонной приставки 2 к ней, соединенной герметичным соединением 3 с переходником 4, в верхней части которого расположен люк 5 с запорным устройством и манометром 6, а в нижней части которого находится клапан выпуска воды 7 с запорным вентилем 8 и пневматическое проникающее устройство 9 со шлангом 10. Нижней частью переходник 4 присоединен к корпусу затонувшего судна 11. В корпусе камеры расположен газораспределительный коллектор 12 с клапаном 13 подачи газовой смеси к пневматическому проникающему устройству 9 через шланги 14 и 10, подключенные к невозвратно-запорному клапану 15, расположенному в приставке 2, клапан 16 подачи газовой смеси внутрь камеры 1 для дыхания людей и сальник 17 ввода линии связи. Газораспределительный коллектор 12 подключен к выводу 18 подачи газовой смеси, который подсоединен к магистрали снабжения газовой смесью от судна-спасателя 19. На корпусе камеры 1 установлен клапан 20 вентиляции, к которому подсоединен гибкий шланг 21. Внутри камеры 1 установлены манометр 22, подсоединенный к газовому коллектору 12, и манометр 23 для контроля давления газовой смеси в камере 1. В нижней части камеры 1 установлен аварийный люк 24, закрывающийся со стороны камеры. Снаружи на корпусе камеры 1 установлены рымы 25 для строповки, к которым в погруженном состоянии подсоединены тросы 26 с натяжными устройствами, вторые концы которых прикрепляются к корпусу затонувшего судна, а в верхней части камеры 1 установлена горловина верхнего люка камеры, представляющая собой вертикальную сборную колонну труб 27, соединенных между собой герметичными соединениями 28. В верхней части колонны труб 27, возвышающейся над уровнем воды, установлена лебедка 29 с подвешенной на ней грузовой кабиной 30, а ниже лебедки 29, на боковой поверхности трубы колонны 27, над рабочей палубой судна-спасателя 19 расположен верхний люк 31 камеры 1 с комингс-площадкой 32. На палубе судна-спасателя 19 расположены буровая установка 33, с помощью которой производятся монтаж, демонтаж и спуско-подъемные операции устройства, и декомпрессионная камера 34. Устройство работает следующим образом. Переходник 4 с открытым люком 5 подается на затонувшее судно 11, на котором водолазы производят установку и присоединение нижней части переходника к корпусу судна и открывают запорный вентиль 8 клапана выпуска воды 7. На судне-спасателе 19, которое представляет собой морскую буровую платформу, производится подсоединение сильфонной приставки 2 к камере 1, которая на колонне труб 27 спускается с открытым аварийным нижним люком 24 к затонувшему судну 11. Все монтажные, демонтажные и спуско-подъемные операции производятся с использованием буровой установки 31 судна-спасателя 19. При достижении нижним концом сильфонной приставки 2 переходника 4 водолазами с помощью герметичного соединения 3 производится соединение приставки 2 и переходника 4, а с помощью тросов 26 с натяжными устройствами, прикрепленных одним концами к рымам 25, камера 1 прикрепляется к корпусу затонувшего судна 11. После выполнения водолазами всех вышеописанных операций, с судна - спасателя 19 по шлангу через вывод 18 подачи газовой смеси в корпусе камеры 1 в коллектор 12 и далее, через клапан 16, внутрь камеры 1 поступает газовая смесь для дыхания людей от магистрали судна-спасателя 19, которая при достижении ею давления, превышающего давление воды на уровне клапана выпуска воды 7, полностью выдавливает через этот клапан воду, заполнив собой все внутренние объемы камеры 1, колонны труб 25, приставки 2 и переходника 4. Возникающая при этом выталкивающая сила компенсируется натяжением тросов 26. После осушения всех вышеуказанных связанных объемов к комингс-площадке 32 верхнего люка 31 подсоединяется декомпрессионная камера 34, в которой находятся спасатели, которые предварительно прошли адаптацию к условиям работы при том значении давления, которое имеет место на глубине залегания затонувшего судна. После присоединения декомпрессионной камеры 34 верхний люк 31 открывается и через него в сборную колонну труб 27 в грузовую кабину 30 переходят спасатели, которые в ней с помощью лебедки 29 доставляются в камеру 1. По прибытии в камеру 1 спасатели опускаются в переходник 4, подают в него гибкий шланг 21 для удаления углекислого газа, закрывают запорный вентиль 8 клапана выпуска воды 7, устанавливают и подключают к невозвратно-запорному клапану через шланг 10 пневматическое проникающее устройство 9, поднимаются в камеру 1, захватив с собой гибкий шланг 21, и со стороны камеры запорным устройством закрывают люк 5 и открывают клапан 13, обеспечивая этим поступление газовой смеси через шланг 14 к пневматическому проникающему устройству 9, которое в корпусе затонувшего судна 11 просверливает отверстие, в результате чего давление в полости переходника 4 уравнивается с давлением в корпусе затонувшего судна 11, что регистрируется манометром 6. Клапаном 16 в камере 1 по манометру 23 устанавливается давление, равное давлению в приставке 4, зарегистрированное манометром 6, что необходимо для сохранения в корпусе судна неизменного уровня воды. После выравнивания давлений спасатели открывают люк 5 приставки 4, опускают в приставку гибкий шланг 21, демонтируют пневматическое проникающее устройство, выполняют отверстие в корпусе затонувшего судна, через которое происходит извлечение спасаемых людей и проникновение спасателей внутрь затопленных помещений затонувшего судна 11, и опускают в отверстие свободный конец гибкого шланга 21, по которому через клапан 20 вентиляции происходит выброс за пределы камеры накопляемой в процессе дыхания людей углекислоты. Подъем спасенных людей на поверхность производится в грузовой кабине 30 без выполнения обязательных в этих случаях приемов, исключающих опасность заболевания кессонной болезнью, так как давление газовой смеси в корпусе затонувшего судна 11, в камере 1 и колонне труб 27 одинаково. При достижении грузовой кабиной 30 верхнего люка 31 спасаемые перемещаются через него в декомпрессионную камеру 34, в которой проходят последующую адаптацию к атмосферному давлению. После спасения всех людей и окончания работ спасатели поднимают в камеру 1 гибкий шланг 21, закрывают люк 5 и, оставив открытым люк 24, в грузовой кабине 30 поднимаются на поверхность и через верхний люк 31 переходят в декомпрессионную камеру 34. После этого декомпрессионная камера 34 отсоединяется от колонны труб 27, люк 31 приоткрывается и через него из колонны труб 27 и камеры 1 выпускается газовая смесь до тех пор, пока давление не станет равным атмосферному. К затонувшему судну спускаются водолазы, которые удлиняют тросы 26, разворачивая натяжные устройства тросов, затем рассоединяют герметичное соединение 3, в результате чего камера 1 и колонна труб 27 заполняются водой, отсоединяют от затонувшего судна тросы 26, отделяют сильфон 2 от переходника 4, который остается на затонувшем судне, которое затем может быть поднято со дна, после чего с помощью буровой установки 33 происходит подъем на судно-спасатель 19 камеры 1 с одновременным демонтажем колонны труб 27. Таким образом, предлагаемое устройство дает возможность обеспечить снижение времени, затрачиваемого на эвакуацию людей с затонувшего судна 11 на борт судна - спасателя 19, перенеся на последнее все операции, связанные с декомпрессией и предоставлением медицинской помощи спасенным, а также предоставляет возможность спасателям производить обследование затопленных помещений судна и работать в них, применяя легководолазные костюмы или акваланги. Источники информации1. Авторское свидетельство СССР 880877. Опубликовано 15.11.81. Бюл. 42.