способ охлаждения двигателя внутреннего сгорания
Классы МПК: | F01P9/00 Системы охлаждения, не отнесенные к группам F 01P 1/00 F25B27/02 отходящее тепло, например от двигателей внутреннего сгорания |
Автор(ы): | Дмитриев В.Т., Боярских Г.А., Иваницкий Е.В., Кутлубаев И.М., Дмитриев М.В. |
Патентообладатель(и): | Дмитриев Владимир Трофимович, Боярских Геннадий Алексеевич, Иваницкий Евгений Васильевич, Кутлубаев Ильфар Мухаметович, Дмитриев Максим Владимирович |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-01-24 публикация патента:
10.03.2003 |
Изобретение относится к машинам, при работе которых выделяется большое количество тепловой энергии и которая должна быть отведена. Предложен способ охлаждения двигателя внутреннего сгорания, в систему охлаждения которого встроена абсорбционная холодильная машина, включающая отвод тепловой энергии, нагрев хладагента абсорбционной холодильной машины выхлопными газами в генераторе и испарение хладагента в испарителе. В предлагаемом способе для получения холода используется разность тепловых потоков выхлопных газов и окружающей среды. Изобретение обеспечивает упрощение конструкции и сохранение энергии. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Способ охлаждения двигателя внутреннего сгорания, в систему охлаждения которого встроена абсорбционная холодильная машина, включающий отвод тепловой энергии, нагрев хладагента абсорбционной холодильной машины выхлопными газами в генераторе и испарение хладагента в испарителе, отличающийся тем, что абсорбционная холодильная машина выполнена безнасосной и использует энергетическую разность тепловых потоков выхлопных газов и окружающей среды, а испаритель расположен в охлаждающей рубашке цилиндра, либо в потоке жидкости или газа, либо после радиатора.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машинам, при работе которых выделяется большое количество тепловой энергии и которая должна быть отведена. Известны способы охлаждения двигателя внутреннего сгорания (ДВС), у которого для отвода тепловой энергии используются охлаждающая жидкость или поток набегающего воздуха (газа) [1, 2, 3]. При этом в том и другом случаях температура охлаждающего потока (жидкостного или газового) зависит от температуры окружающей среды и чем выше указанная температура, тем хуже работают системы охлаждения машины. Неудовлетворительная работа систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания приводит к их перегреву, с последующей потерей их работоспособности. Прототипом данного изобретения является способ охлаждения двигателя внутреннего сгорания, в систему охлаждения которого встроена абсорбционная холодильная машина, включающая отвод тепловой энергии, нагрев хладагента абсорбционной холодильной машины выхлопными газами в генераторе и испарение хладагента в испарители [4]. Существенным недостатком прототипа является то, что хладагент прокачивается в машине насосом, что приводит к усложнению конструкции машины и к дополнительной потере энергии. Целью изобретения являются устранение указанных недостатков. Указанная цель достигается тем, что предлагается для охлаждения двигателя внутреннего сгорания абсорбционная холодильная машина, выполнена безнасосной и использует энергетическую разность тепловых потоков выхлопных газов и окружающей среды. На чертеже показана схема предлагаемого способа охлаждения ДВС, которая состоит из двигателя 1, выхлопного коллектора 2, охлаждающей рубашки цилиндра 3, генератора абсорбционно-диффузионной машины 4, содержащей конденсатор 5, абсорбер 6 и испаритель 7. Последний может быть расположен в охлаждающей рубашке цилиндра 3, либо после радиатора, либо в охлаждающем потоке жидкости или газа. Предлагаемая схема охлаждения ДВС работает следующим образом. Выхлопные газы ДВС, имеющие температуру свыше 300oС и более, нагревают в генераторе 4 хладагент абсорбционно-диффузионной машины. Испаряясь в испарителе 7, который расположен в охлаждающей рубашке цилиндра 3, либо в потоке жидкости или газа идущего в рубашку цилиндра или на двигатель, либо после радиатора, хладагент отводит тепловой поток. Получаемый поток холода может быть использован для охлаждения салона автомобиля или воздуха, идущего на образование топливной смеси. Литература1. ОСТ 37.001.036-72. Радиаторы, сердцевины и трубки систем охлаждения автомобильных двигателей. Технические требования и методы испытаний. 2. ОСТ 025.329-69. Двигатели автомобильные. Насосы. Жидкостные системы охлаждения. Методы испытаний. 3. Кригер А.М. и др. Жидкостное охлаждение автомобильных двигателей. М.: Машиностроение, 1985. 4. Патент США 4439999, F 25 В 27/02, 1984.
Класс F01P9/00 Системы охлаждения, не отнесенные к группам F 01P 1/00
Класс F25B27/02 отходящее тепло, например от двигателей внутреннего сгорания