система воздухоснабжения транспортного средства

Классы МПК:B60T17/02 размещение и конструктивные особенности насосов или компрессоров и управляющих устройств для них 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Всероссийский научно- исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-01-12
публикация патента:

Система воздухоснабжения транспортного средства относится к железнодорожному транспорту. Система содержит компрессор с приводным двигателем, управляемым реле давления, два адсорбера, вход каждого из которых связан с компрессором через отсечной клапан, клапан продувки, магистраль сухого воздуха, блок управления. Система выполнена с возможностью подачи от компрессора в один из адсорберов горячего воздуха в каждом цикле работы системы. Адсорберы связаны через группу резервуаров, служащих для естественного охлаждения воздуха, и сепаратор-накопитель с клапаном продувки, а в нижней части каждого адсорбера установлен другой отсечной клапан, через который внутренняя полость адсорбера связана с магистралью сухого воздуха. Техническим результатом является повышение экономичности осушки воздуха за счет исключения потерь воздуха на регенерацию адсорбента. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Система воздухоснабжения транспортного средства, содержащая компрессор с приводным двигателем, управляемым реле давления, два адсорбера, вход каждого из которых связан с компрессором через отсечной клапан, клапан продувки, магистраль сухого воздуха, блок управления, отличающаяся тем, что система выполнена с возможностью подачи от компрессора в один из адсорберов горячего воздуха в каждом цикле работы системы, при этом адсорберы связаны через группу резервуаров, служащих для естественного охлаждения воздуха, и снабжена сепаратором-накопителем с клапаном продувки, а в нижней части каждого адсорбера установлен другой отсечной клапан, через который внутренняя полость адсорбера связана с магистралью сухого воздуха.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается систем снабжения сжатым воздухом автотормозов транспортного средства.

Известна система воздухоснабжения транспортного средства, содержащая компрессор с приводным двигателем, управляемым реле давления, два адсорбера с отсечными клапанами, теплообменник, магистраль сухого воздуха, магистраль продувки адсорберов с блоком регенерации, блок управления (а.с. СССР 982950, М.Кл.3 В 60 Т 17/02, 1982. Бюл. 47).

Недостатком этой установки является необходимость расходования определенной части сжатого воздуха на регенерацию адсорбента.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является система воздухоснабжения транспортного средства, состоящая из компрессора с приводным двигателем, управляемым реле давления, двух адсорберов с отсечными клапанами на входе и в нижней части, при этом вход каждого адсорбера связан с компрессором через отсечной клапан, теплообменника с сепаратором-накопителем и клапаном продувки, магистрали сухого воздуха, блока управления (а.с. СССР 1675140, М.Кл.4 В 60 Т 17/02, 1991, Бюл. 33).

Недостатком этой установки также является наличие расхода сжатого воздуха на регенерацию адсорбента, что увеличивает стоимость ее эксплуатации.

Задачей изобретения является повышение экономичности осушки воздуха.

Поставленная задача достигается тем, что система воздухоснабжения транспортного средства, содержащая компрессор с приводным двигателем, управляемым реле давления, два адсорбера, вход каждого из которых связан с компрессором через отсечной клапан, клапан продувки, магистраль сухого воздуха, блок управления, выполнена с возможностью подачи от компрессора в один из адсорберов горячего воздуха в каждом цикле работы устройства, при этом адсорберы связаны через группу резервуаров, служащих для естественного охлаждения воздуха. Система снабжена также сепаратором-накопителем с клапаном продувки, а в нижней части каждого адсорбера установлен другой отсечной клапан, через который внутренняя полость адсорбера связана с магистралью сухого воздуха.

В предложенной системе воздухоснабжения транспортного средства при работе компрессора горячий сжатый воздух вначале проходит в один из адсорберов, затем поступает в группу резервуаров, где охлаждается естественным путем до температуры, на 20-25oС превышающей температуру окружающей среды, с конденсацией водяных паров и последующим удалением конденсата. После этого сжатый воздух проходит во второй адсорбер, осушается в слое адсорбента и направляется в магистраль сухого воздуха для использования потребителем. После остановки компрессора и затем повторного его включения происходит переключение адсорберов на выполнение противоположных режимов. После этого цикл повторяется.

Таким образом, в заявляемой системе по сравнению с прототипом непроизводительный расход воздуха на регенерацию отсутствует, что повышает ее экономичность.

Изобретение поясняется чертежом, на котором представлена принципиальная схема системы.

Система содержит компрессор 1 с приводным двигателем 2, управляемым реле давления 3, имеющим контакт 4. Последовательно к компрессору 1 подключены соединенные между собой параллельно адсорберы 5 и 6 с возможностью подачи от компрессора 1 в один из адсорберов горячего воздуха в каждом цикле работы системы. При этом адсорбер 5 подключен к компрессору 1 через отсечной клапан 7, управляемый электромагнитным вентилем 8, а адсорбер 6 - через отсечной клапан 9, управляемый электромагнитным вентилем 10. Адсорберы 5 и 6 соединены группой резервуаров 11, служащих для естественного охлаждения воздуха, снабженных сепаратором-накопителем 12 с клапаном продувки 13, управляемым электромагнитным вентилем 14. В нижней части адсорбера 5 установлен отсечной клапан 15, управляемый электромагнитным вентилем 16, а в нижней части адсорбера 6 - отсечной клапан 17, управляемый электромагнитным вентилем 18. Отсечные клапаны 15 и 17 сообщают внутренние полости соответственно адсорберов 5 и 6 с магистралью сухого воздуха 19. Работой отсечных клапанов 7, 9, 15 и 17, а также клапаном продувки 13 группы резервуаров 11 управляет блок управления 20. Приводной двигатель 2 получает управляющее питание от источника 21 через кнопку 22.

Система воздухоснабжения транспортного средства работает следующим образом.

Нажатием кнопки 22 через замкнутые контакты 4 реле давления 3 включается приводной двигатель 2 и приводит в работу компрессор 1. Одновременно блоком управления 20 подается электрическое питание на электромагнитные вентили 10 и 16 или 8 и 18, например 10 и 16. При этом открываются отсечные клапаны 9 и 15 и сжатый воздух, подогретый при сжатии в применяемых в настоящее время на транспорте поршневых компрессорах до температуры, превышающей температуру окружающей среды на 160oС, и имеющий, например, при температуре окружающей среды 0oС относительную влажность 1,5%, поступает в адсорбер 6, регенерирует в нем адсорбент и направляется в группу резервуаров 11. Здесь сжатый воздух естественным путем охлаждается до температуры, на 20-25oС превышающей температуру окружающей среды. Извлеченная из адсорбера 6 при регенерации парообразная влага конденсируется, накапливается в сепараторе-накопителе 12 и через клапан продувки 13 периодически по команде блока управления 20 отводится в атмосферу. В дальнейшем очищенный от капельной влаги воздух поступает в адсорбер 5, осушается в слое адсорбента и подается в магистраль сухого воздуха 19 и далее к потребителю. При достижении в магистрали сухого воздуха 19 давления сжатого воздуха, равного уставке выключения реле давления 3, оно срабатывает, его контакты 4 размыкаются, выключая двигатель 2, что приводит к остановке компрессора 1. Во время стоянки компрессора 1 потребителем продолжается отбор воздуха из магистрали сухого воздуха 19. При снижении в магистрали сухого воздуха 19 давления сжатого воздуха до величины уставки включения реле давления 3 оно срабатывает, замыкаются его контакты 4, включается приводной двигатель 2, запускается компрессор 1. Одновременно по команде блока управления 20 обесточиваются электромагнитные вентили 10 и 16, закрываются отсечные клапаны 9 и 15, а включаются электромагнитные вентили 8 и 18, открывая отсечные клапаны 7 и 17. Теперь сжатый воздух поступает в адсорбер 5, регенерирует в нем адсорбент, затем приходит в группу резервуаров 11, в нем конденсируются водяные пары, и идет на осушку в адсорбер 6, затем в магистраль сухого воздуха 19 и далее к потребителю. В дальнейшем циклы повторяются.

Предлагаемая система воздухоснабжения транспортного средства более экономична по сравнению с прототипом, так как в ней отсутствуют потери сжатого воздуха на регенерацию адсорбента, что удешевляет ее эксплуатацию.

Класс B60T17/02 размещение и конструктивные особенности насосов или компрессоров и управляющих устройств для них 

пневматическое оборудование транспортного средства, переключающее клапанное устройство для пневматического оборудования транспортного средства -  патент 2529246 (27.09.2014)
способ эксплуатации модуля стояночного тормозного устройства при возникновении неисправности и модуль стояночного тормозного устройства, предназначеный для осуществления указанного способа -  патент 2513103 (20.04.2014)
модульная тормозная система -  патент 2507094 (20.02.2014)
компрессорная система и способ ее эксплуатации -  патент 2492079 (10.09.2013)
компрессорное устройство -  патент 2429148 (20.09.2011)
установка с напорным средством -  патент 2391236 (10.06.2010)
адсорбционная установка для железнодорожного транспорта -  патент 2376173 (20.12.2009)
локомотивная адсорбционная установка -  патент 2376172 (20.12.2009)
адсорбционная установка для локомотива -  патент 2362691 (27.07.2009)
система подачи воздуха со сниженными уровнями вытекания масла в компрессоре -  патент 2348833 (10.03.2009)
Наверх