винтовой механизм
Классы МПК: | F16H25/22 с шариками, роликами или подобными элементами между винтом и гайкой; детали, необходимые для применения этих элементов |
Автор(ы): | Капусткин Н.Ф. |
Патентообладатель(и): | Капусткин Николай Фёдорович |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-06-26 публикация патента:
20.03.2003 |
Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное, и наоборот. Технический результат - повышение передаточного отношения винтовых механизмов и компенсация потерь на трение в них. Винтовой механизм содержит винт, имеющий зубчатую нарезку на гранях своей резьбы, и гайку, сепаратор, с установленными в нем шариками. Механизм также содержит зубчатые колеса, взаимодействующие с зубчатой нарезкой на гранях резьбы винта и с гайкой. Сепаратор образован проволочной вязкой сквозь шарики, посредством выполненных в них осевых отверстий, и чередующиеся с ними упомянутые зубчатые колеса. Взаимодействие зубчатых колес с гайкой осуществляется посредством зубчатой нарезки, выполненной на гребнях ее резьбы. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Винтовой механизм, содержащий винт, имеющий зубчатую нарезку на гранях своей резьбы, и гайку, сепаратор, с установленными в нем шариками, а также зубчатые колеса, взаимодействующие с зубчатой нарезкой на гранях резьбы винта и с гайкой, отличающийся тем, что сепаратор образован проволочной вязкой сквозь шарики, посредством выполненных в них осевых отверстий, и чередующиеся с ними упомянутые зубчатые колеса, упомянутое взаимодействие которых с гайкой осуществляется посредством зубчатой нарезки, выполненной на гребнях ее резьбы.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в качестве механизма для преобразования вращательного движения в поступательное, и наоборот. Известен шариковый винтовой механизм по авт.св. 1116251, F 16 H 25/22 от 19.01.80, содержащий винт и гайку, сепаратор с гнездами и расположенными в них шариками, при этом сепаратор выполнен в виде гибкой замкнутой ленты. Недостатком устройства является нежесткая фиксация шариков в гнездах сепаратора, что снижает эксплуатационные характеристики устройства в целом, кроме того, в устройстве не компенсированы потери на трение. Известен шариковый винтовой механизм по авт.св. 1441121, F 16 H 25/22 от 27.05.87, содержащий винт, гайку, выполненную в виде двух полугаек, гибкий замкнутый сепаратор с гнездами и шарики, размещенные в гнездах и резьбовых канавках винта и гайки, кроме того, механизм снабжен направляющей. Недостатком устройства является нежесткая фиксация шариков в гнездах сепаратора и нескомпенсированные потери на трение, что снижает эксплуатационные характеристики устройства в целом. Известен винтовой механизм, выбранный в качестве прототипа, по авт.св. 1193346, F 16 H 25/22 от 02.07.84, содержащий корпус, винт, гайку с зубчатым венцом на внутренней поверхности и сепаратор, имеющий гнезда под установку шариков. Недостатком устройства является небольшая несущая способность зубчатого зацепления в передаче, обуславливаемая компоновкой устройства. Задача, решаемая изобретением, - повышение несущей способности винтового механизма при компенсации потерь на трение шариков о сепаратор, канавки винта и гайки за счет введения в устройство дополнительной жесткой кинематической связи между винтом, сепаратором, изготовляемым из проволоки, и гайкой, кроме того, шарики механизма имеют соответствующие осевые отверстия и при установке на проволоку сепаратора чередуются согласно шагу резьбы с зубчатыми колесами, также устанавливаемыми вязкой на проволоку, с взаимодействием с ответными зубчатыми нарезками винта и гайки. На фиг. 1 изображен винтовой механизм; на фиг.2 - поперечное сечение по фиг.1 в проекционной связи. Винтовой механизм содержит винт 1, гайку 2, шарики 3, устанавливаемые вязкой на проволоку (проволочный сепаратор) 4 и 5 сквозь осевые отверстия последних в канавки винта 1 и гайки 2, кроме того, между шариками 3 на проволоку 4 и 5 установлены зубчатые колеса 6, взаимодействующие с зубчатыми зацеплениями А винта 1 и Б гайки 2. Кроме того, винтовой механизм содержит шайбы и втулки 7, также устанавливаемые в осевые отверстия шариков 3 на проволоку 4 и 5; 8 - каретка исполнительного механизма. Механизм работает следующим образом. При вращении винта 1 поверхность профиля его витков воздействует на шарики 3, которые, обегая канавки гайки 1, сообщают последней поступательное движение. При этом проволочный сепаратор 4 и 5 также получает планетарное вращательное движение благодаря взаимодействию зубчатых колес 6 с зубчатыми зацеплениями А и Б винта 1 и гайки 2 соответственно, которое компенсирует в оптимальном варианте параметров зубчатого зацепления потери на трение в передаче, а передаточное отношение винтового механизма в целом, вследствие дополнительной кинематической связи между винтом 1 и гайкой 2 и проволочным сепаратором 4 и 5, будет большим, чем у ШВМ (шариковых винтовых механизмов), не имеющих сепаратора, при этом винты 1 могут изготовляться однозаходными.Класс F16H25/22 с шариками, роликами или подобными элементами между винтом и гайкой; детали, необходимые для применения этих элементов