техническая ткань под полимерное покрытие
Классы МПК: | D03D15/00 Ткани, отличающиеся материалом, структурой пряжи и другими особенностями основы или утка D03D1/00 Ткани, предназначенные для изготовления специальных изделий B65G15/34 с усиливающими прослойками, например из ткани B60C9/11 тканые, плетеные, вязаные |
Автор(ы): | Керимов С.Г., Попов Л.Н. |
Патентообладатель(и): | ОАО "Научно-исследовательский институт технических тканей" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-06-01 публикация патента:
10.04.2003 |
Изобретение относится к текстильной промышленности и касается технической ткани под полимерное покрытие, содержащей синтетические основные и уточные нити, выполненной рубчиковым переплетением с закрепленными полотном основными застилами. Раппорт по основе содержит четное число нитей, не менее 6 с интервалом 4, образующих два одинаковых по числу нитей полураппорта - лицевого и изнаночного с нечетным числом нитей, не менее 3, при этом в пределах каждого полураппорта лицевые нити основы переплетаются с нитями утка по следующей математической зависимости: 0,5Rу/1+1/1 (0,25 Rу - 0,5), где Rу-раппорт переплетения по утку, при этом длинные основные настилы перекрывают нечетное количество нитей утка, не менее 3, а соответствующие нити основы лицевого и изнаночного полураппортов переплетаются в противофазе друг к другу, образуя по утку обратную зеркальную ось симметрии относительно продольной оси, в каждом полураппорте по основе расположены две группы чередующихся через одну одинаково переплетающихся нитей основы, сдвинутых относительно друг друга вдоль основы на число нитей, равное половине раппорта по утку, а число одинаково переплетающихся нитей основы в каждой группе полураппорта соответственно равно 0,25Ro+0,5 и 0,25Ro-0,5, где Ro - раппорт переплетения по основе. Данная ткань имеет повышенную разрывную нагрузку. 1 з. п. ф-лы, 2 табл., 9 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11
Формула изобретения
1. Техническая ткань под полимерное покрытие, содержащая синтетические основные и уточные нити, выполненная рубчиковым переплетением с закрепленными полотном основными застилами, отличающаяся тем, что раппорт по основе содержит четное число нитей, не менее 6 с интервалом 4, образующих два одинаковых по числу нитей полураппорта - лицевого и изнаночного с нечетным числом нитей, не менее 3, при этом в пределах каждого полураппорта лицевые нити основы переплетаются с нитями утка по следующей математической зависимости: 0,5 Rу/1+1/1 (0,25 Rу-0,5), где Rу - раппорт переплетения по утку, при этом длинные основные настилы перекрывают нечетное количество нитей утка, не менее 3, а соответствующие нити основы лицевого и изнаночного полураппортов переплетаются в противофазе друг к другу, образуя по утку обратную зеркальную ось симметрии относительно продольной оси, в каждом полураппорте по основе расположены две группы чередующихся через одну одинаково переплетающихся нитей основы, сдвинутых относительно друг друга вдоль основы на число нитей, равное половине раппорта по утку, а число одинаково переплетающихся нитей основы в каждой группе полураппорта соответственно равно (0,25Ro+0,5) и (0,25Ro-0,5), где Rо - раппорт переплетения по основе, каждый уточный раппорт вдоль нитей основы содержит 2 полных полотняных раппорта, (0,5Rу-1) одинаковых полураппортов уточного репса 0,5Rу/0,5 Rу и (0,5Rу-3) полотняных полураппортов, расположенных в промежутках между репсовыми полурапортами, при этом отношение линейных плотностей нитей основы и утка находится в пределах 1,8-4,0. 2. Техническая ткань под полимерное покрытие по п.1, отличающаяся тем, что чередующиеся лицевые и изнаночные основные полураппорты отстоят друг от друга с зазором 1-5 мм.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к текстильной промышленности и может быть использовано в качестве армирующего тягового каркаса технических изделий с эластомерным покрытием, преимущественно ходовых траков (гусениц) снегоходов и многопрокладочных конвейерных лент для транспортировки горной массы. Основными техническими требованиями, предъявляемыми к тканям под полимерное покрытие, используемым в качестве армирующего тягового каркаса гусениц снегоходов и многопрокладочных конвейерных лент, являются минимальные (не более 4,5%) деформационные удлинения в интервале рабочих нагрузок (10% от разрывной), обеспечивающие вытягаваемость гусениц снегоходов на величину, не превышающую ход натяжных приспособлений или сокращение до минимума (не более 3) числа неизбежных процессов перестыковки конвейерных лент в процессе их эксплуатации и последующего вытягивания; достаточная (не менее 4,5 кгс/см) прочность связи поверхности каркаса с эластомерным материалом, исключающая расслоение прокладок армирующего каркаса. Кроме того, для исключения раздвижки нитей основы и утка в процессе технологической обработки ткани под полимерное должны обладать высоким коэффициентом связанности нитей (не менее 5,0). Известна ткань ТК-200-2, используемая в качестве армирующего тягового каркаса гусениц снегоходов "Буран", "Рысь", "Тайга" и многопрокладочных резинотканевых конвейерных лент. Ткань ТК-200-2 образована полотняным переплетением двух систем крученых синтетических взаимно перпендикулярных нитей, при этом заполнение по основе равно 93,7-97,4%, заполнение по утку 34,9-38,59, отношение линейных плотностей нитей основы и утка равно 0.95-1.0, отношение технологических плотностей по основе и утку составляет 2,43-2,79 ["Ткани полиамидные технические для конвейерных лент и плоских приводных ремней" ГОСТ 18215-87]. Недостатком данной технической ткани являются значительные деформационные удлинения в зоне рабочих нагрузок (5,0-7,0%), обусловленные высокими показателями уработки нитей основы (16,6-19,4%), изменение размеров ткани в горячем воздухе по основе до (9,02)%, что приводит к вытягиваемости гусениц на величину, превышающую ход натяжных приспособлений, и делает вполне исправные гусеницы непригодными для дальнейшей эксплуатации. Кроме того, недостаточная степень адгезии ткани ТК-200-2 к резине (4,0-4,2 кгс/см) является основной причиной расслоения резинотканевого каркаса гусениц снегоходов и многопрокладочных конвейерных лент на ее основе. Известна также ткань, используемая в качестве тягового каркаса гусениц снегоходов и многопрокладочных конвейерных лент, выполненная полутораслойным переплетением синтетических нитей, и образованная соединением двух 4-ниточных лицевого и изнаночного сатиновых переплетений путем чередования лицевых и изнаночных основных перекрытий, объединенных общим утком [патент ФРГ 2436922, кл. В 29 D 29/00, D 03 D 1/00, В 65 G 15/30, 03.03.1977 г.]. Данная ткань в основном соответствует своему целевому назначению по основным показателям, однако обладает существенным недостатком - раздвижкой нитей при технологической обработке, обусловленной недостаточностью закрепления длинных перекрытий и низким коэффициентом связанности, равным 1,01. Наиболее близкой по структуре и достигаемому эффекту являются ткани рубчикового переплетения с закрепленными основными или уточными длинными настилами, перекрывающими подряд несколько, не менее 4-х, нитей противоположной системы с образованием на одной (лицевой) стороне выпуклых рубчиков, имеющих продольное или поперечное направление, а с другой (изнаночной) стороны имеются основные или уточные настилы, закрепленные по определенной схеме между рубчиками. Длинные настилы самостоятельно, как бы дополнительно закреплены (переплетены) по закону полотняного (1/1) или саржевого (2/1 или 1/2) переплетений. Каждый раппорт переплетения состоит из двух рубчиков, расположенных с одной лицевой стороны ткани, число нитей в которых кратно раппорту закрепляющего переплетения. Основные правила построения тканей рубчикового переплетения приведены в табл.1. [см. книгу Кутепов О.С. Строение и проектирование тканей, - М.: Легпромбытиздат, 1988, с. 74-76]. Недостатком известных тканей рубчикового переплетения является неоднородность адгезии лицевой и изнаночной сторон поверхности к эластомерному покрытию, вследствие различных по виду и фактуре опорных поверхностей. Это делает их неприменимыми в качестве армирующего тканого каркаса под полимерное покрытие. Технической задачей изобретения является создание двухлицевой ткани рубчикового переплетения под полимерное покрытие для армирующего тягового каркаса гусениц снегоходов и резинотканевых многопрокладочных конвейерных лент, обладающей одинаковой величиной адгезии к резине с обеих сторон. Данная задача решена тем, что техническая ткань под полимерное покрытие выполнена рубчиковым переплетением с закрепленными полотном основными застилами. Раппорт по основе содержит четное число нитей, не менее 6 с интервалом 4, образующих два одинаковых по числу нитей полураппорта - лицевого и изнаночного с нечетным числом нитей, не менее 3. В пределах каждого полураппорта лицевые нити основы переплетаются с нитями утка по следующей математической зависимости:0,5 Rу/1+1/1(0,25 Rу-0,5),
где Rу - раппорт переплетения по утку. Длинные основные настилы перекрывают нечетное количество нитей утка, не менее 3, а соответствующие нити основы лицевого и изнаночного полураппортов переплетаются в противофазе друг к другу, образуя по утку обратную "зеркальную" ось симметрии относительно продольной оси. В каждом полураппорте по основе расположены две группы чередующихся через одну одинаково переплетающихся нитей основы, сдвинутых относительно друг друга вдоль основы на число нитей, равное половине раппорта по утку, а число одинаково переплетающихся нитей основы в каждой группе полураппорта соответственно равно 0,25Ro+0,5 и 0,25Ro-0,5, где Ro - раппорт переплетения по основе. Каждый уточный раппорт вдоль нитей основы содержит 2 полных полотняных раппорта, 0,5 Rу-1 одинаковых полураппортов уточного репса 0,5 Rу/0,5 Rу и 0,5 Rу-3 полотняных полураппортов, расположенных в промежутках между репсовыми полурапортами. При этом отношение линейных плотностей нитей основы и утка должно находиться в пределах 1,8-4,0. При необходимости увеличения пористости ткани ее формируют с зазорами между полураппортами, равными 1-5 мм. Указанные отличительные признаки, каждый в отдельности и все совместно, направлены на решение поставленной задачи и являются существенными. Заявляемая структура позволяет получить ткань, обладающую минимальным (не более 4,0%) деформационным удлинением в интервале рабочих нагрузок (10% от разрывной), достаточной (не менее 4,5 кгс/см) прочностью связи поверхности ткани с эластомерным материалом, высоким коэффициентом связанности нитей (не менее 5,0). Для повышения пористости ткани между каждым полураппортом по основе устанавливается зазор 1-5 мм. На фиг.1-9 приведены возможные варианты рисунков переплетения предлагаемой ткани с раппортами от 6х6 до 14х14. На фиг.1, 2, 3 приведены рисунки переплетения с раппортом по основе в 6 нитей: 6х6; 6х10; 6х14. На фиг.4, 5, 6 приведены рисунки переплетения с раппортом по основе в 10 нитей: 10х6; 10х10; 10х14. На фиг.7, 8, 9 приведены рисунки переплетения с раппортом по основе в 14 нитей: 14х6; 14х10; 14х14. Предлагаемую ткань изготавливают из синтетических, предпочтительно полиэфирных или полиамидных, нитей на челночных, микрочелночных или рапирных ткацких станах, оснащенных зевообразовательной кареткой на 6 и более ремизок с раппортом по утку от 6 до 14. При заправке ткани на ткацких станках в зуб берда пробирается половина раппорта - 3, 5, или 7 нитей. При необходимости получения ткани с зазорами между основными полураппортами, равными 1-5 мм, проборку в бердо производят по полураппорту в зуб берда с пропуском от 1 до 3 зубов, образующим зазоры между лицевыми и изнаночными рубчиковыми полураппортами. Для подтверждения технического результата изобретения были изготовлены экспериментальные ткани предложенной конструкции. Основные технические характеристики тканей-аналогов и тканей предлагаемых структур приведены в табл. 2. Опытные образцы ткани ТЛ-190-МА с положительным результатом испытаны на ОАО "Ярославрезинотехника" при изготовлении резинотканевых ходовых гусениц к снегоходам "Буран" и "Тайга", а ткань ТЛК-300-Я также с положительным результатом испытана на Московском заводе "РТИ - Каучук" при изготовлении четырехпрокладочных конвейерных лент типа"2-ШТС". По результатам испытаний ткани ТЛ-190-МА и ТЛК-300-Я рекомендованы к промышленному применению. На ткани ТЛ-190-МА и ТЛК-300-Я, согласованы и утверждены технические условия ОАО "НИИТТ" ТУ 8378-25-00302379-2001.
Класс D03D15/00 Ткани, отличающиеся материалом, структурой пряжи и другими особенностями основы или утка
Класс D03D1/00 Ткани, предназначенные для изготовления специальных изделий
Класс B65G15/34 с усиливающими прослойками, например из ткани
Класс B60C9/11 тканые, плетеные, вязаные