карусельное ветроколесо и лопасть карусельного ветроколеса
Классы МПК: | F03D3/00 Ветряные двигатели с осью вращения ротора, перпендикулярной направлению ветра |
Автор(ы): | Мозговой А.И. |
Патентообладатель(и): | Мозговой Александр Иванович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-02-17 публикация патента:
10.04.2003 |
Изобретение относится к области ветроэнергетики, а именно к ветродвигателям с осью вращения ротора, перпендикулярной направлению ветра. Технический результат, заключающийся в повышении мощности ветроколеса, увеличении площади лопастей и снижении пульсаций, повышении надежности, упрощении конструкции, а также в снижении металлоемкости, обеспечивается за счет того, что в карусельном ветроколесе, содержащем установленные на вертикальной оси рамочные махи, лопасти, шарнирно закрепленные в махах с возможностью поворота и циклически взаимодействующие с упорами и ограничителями поворота лопасти, закрепленными на махах, согласно изобретению, лопасти выполнены плоскими и ось вращения каждой лопасти разделяет ее на неравные части с соотношением площадей в пределах от 10 : 1 до 3 : 1. При этом в лопасти карусельного ветроколеса, содержащей прямоугольный лист, скрепленный с осью, согласно изобретению, ось закреплена на листе с удалением от кромки на 1/10... 1/3 длины лопасти. 2 с. и 9 з.п.ф-лы, 10 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10
Формула изобретения
1. Карусельное ветроколесо, содержащее установленные на вертикальной оси рамочные махи, лопасти, шарнирно закрепленные в махах с возможностью поворота и циклически взаимодействующие с упорами и ограничителями поворота лопасти, закрепленными на махах, отличающееся тем, что лопасти выполнены плоскими и ось вращения каждой лопасти разделяет ее на неравные части с соотношением площадей в пределах от 10:1 до 3:1. 2. Карусельное ветроколесо по п. 1, отличающееся тем, что каждый мах содержит жестко соединенные друг с другом горизонтальные стержни и вертикальные ребра жесткости. 3. Карусельное ветроколесо по п.1 или 2, отличающееся тем, что лопасти установлены шарнирно в панелях, жестко закрепленных на махах. 4. Карусельное ветроколесо по п.3, отличающееся тем, что в каждой панели установлено несколько лопастей. 5. Карусельное ветроколесо по п.3 или 4, отличающееся тем, что часть панелей в махах установлена перпендикулярно плоскости маха. 6. Карусельное ветроколесо по одному из пп.1 и 2, отличающееся тем, что каждый упор и каждый ограничитель поворота лопасти закреплен между горизонтальными стержнями маха и установлен параллельно оси вращения лопасти, при этом область взаимодействия упора с лопастью находится в плоскости маха, а область взаимодействия лопасти с ограничителем поворота лопасти - в плоскости, проходящей через ось вращения лопасти под углом 90o к плоскости маха. 7. Карусельное ветроколесо по одному из пп.3-5, отличающееся тем, что каждый упор и каждый ограничитель поворота лопасти закреплены на панелях и установлены параллельно оси вращения лопасти, при этом область взаимодействия упора с лопастью находится в плоскости панели, а область взаимодействия лопасти с ограничителем поворота лопасти - в плоскости, проходящей через ось вращения лопасти под углом 90o к плоскости панели. 8. Карусельное ветроколесо по п.6 или 7, отличающееся тем, что область взаимодействия лопасти с упором и ограничителем поворота лопасти находится на расстоянии от 0,5D до 0,9D от оси вращения лопасти, где D - расстояние от оси вращения до ее наиболее удаленной кромки от этой оси, при этом взаимодействие упора и ограничителя с лопастью происходит по всей ширине лопасти. 9. Лопасть карусельного ветроколеса, содержащая прямоугольный лист, скрепленный с осью, отличающаяся тем, что ось закреплена на листе с удалением от кромки на 1/10...1/3 длины лопасти. 10. Лопасть по п.9, отличающаяся тем, что ось выполнена в виде трех прутков, один из которых размещен с одной стороны листа, а два других с другой стороны, концы прутков за пределами листа заключены в цилиндрические втулки, внутренний диаметр которых равен , где 2R - диаметр прутка. 11. Лопасть по п.10, отличающаяся тем, что прутки зафиксированы на поверхностях листа с помощью профилированных пластин, скрепленных с листом.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области ветроэнергетики, а именно к ветродвигателям с осью вращения ротора, перпендикулярной направлению ветра. Известен ветродвигатель, имеющий рабочие колеса нижнего и верхнего ярусов, включающие закрепленные на вертикальном валу держатели с упорами и размещенные между держателями лопасти, каждая из которых выполнена составной из аэродинамических профилей. Колеса вращаются в разные стороны, выполняя при этом функции контрольного генератора (см. SU, 1622609 A1, кл. F 03 D 9/00, 23.01.1991). Указанный ветродвигатель имеет невысокий КПД, т.к. мощность ветрового потока передается через лопасти только с одной стороны оси вращения. Известно карусельное ветроколесо, содержащее установленные на вертикальной оси рамочные махи, лопасти, шарнирно закрепленные в махах с возможностью поворота и циклически взаимодействующие с упорами и ограничителями поворота лопасти, закрепленными на махах, при этом лопасть карусельного ветроколеса содержит прямоугольный лист, скрепленный с осью (см. SU, 1772407 A1, кл. F 03 D 3/00, 30.10.1992), по совокупности существенных признаков принятое за ближайший аналог изобретения (прототип). Указанное ветроколесо имеет низкую надежность и не обеспечивает снижения пульсаций вращательного момента. Технический результат, заключающийся в повышении мощности ветроколеса, увеличении площади лопастей и снижении пульсаций, повышении надежности, упрощении конструкции, а также в снижении металлоемкости, обеспечивается за счет того, что в карусельном колесе, содержащем установленные на вертикальной оси рамочные махи, лопасти, шарнирно закрепленные в махах с возможностью поворота и циклически взаимодействующие с упорами и ограничителями поворота лопасти, закрепленными на махах, согласно изобретению, ось вращения каждой лопасти разделяет ее на неравные части с соотношением площадей в пределах от 10 : 1 до 3 : 1, а лопасти выполнены плоскими, каждый мах содержит соединенные жестко друг с другом горизонтальные стержни и вертикальные ребра жесткости, лопасти могут быть установлены шарнирно с возможностью поворота в панелях, жестко закрепленных в махах, в каждой панели может быть установлено несколько лопастей, часть панелей в махах могут быть установлены перпендикулярно плоскости маха, а каждый упор и каждый ограничитель поворота лопасти могут быть закреплены между горизонтальными стержнями маха и установлены параллельно оси вращения лопасти, при этом область взаимодействия упора с лопастью находится в плоскости маха, а область взаимодействия ограничителя поворота лопасти с лопастью - в плоскости, проходящей через ось вращения лопасти под углом 90o к плоскости маха, каждый упор и каждый ограничитель поворота лопасти установлены в панели параллельно оси вращения лопасти, при этом область взаимодействия упора находится в плоскости панели, а область взаимодействия лопасти с ограничителем поворота лопасти в плоскости, проходящей через ось вращения лопасти под углом 90o к плоскости панели, область взаимодействия лопасти с упором и ограничителем поворота лопасти находится на расстоянии от 0,5D до 0,9D от оси вращения лопасти, где D - расстояние от оси вращения лопасти до ее наиболее удаленной кромки от этой оси, при этом взаимодействие упора и ограничителя с лопастью происходит по всей ширине лопасти. При этом в лопасти карусельного ветроколеса, содержащей прямоугольный лист, скрепленный с осью, согласно изобретению, ось закреплена на удалении от 1/10 до 1/3 длины лопасти. Ось выполнена в виде трех прутков, размещенных один - с одной стороны листа и два - с другой, концы прутков за пределами листа заключены в цилиндрические втулки, внутренний диаметр которых равен где 2R - диаметр прутка. Прутки зафиксированы на поверхностях листа профилированными пластинами, скрепленными с листом. На фиг.1 изображено карусельное ветроколесо, вид сверху;на фиг.2 - карусельное ветроколесо, вид сбоку;
на фиг.3 - рамочные махи с лопастями в панелях;
на фиг.4 - ветроколесо с панелями, установленными перпендикулярно махам;
на фиг.5 - крепление ограничителей поворота лопасти на махе;
на фиг.6 - крепление упоров;
на фиг.7 - лопасть карусельного ветроколеса (общий вид);
на фиг.8 - лопасть ветроколеса с осью, выполненной в виде трех прутков, зафиксированных с помощью профилированных пластин (разрез);
на фиг.9 - лопасть ветроколеса с осью из трех прутков, зафиксированных с помощью профилированных пластин в сборе;
на фиг.10 - мах с лопастью в сборе. Заявляемое карусельное ветроколесо содержит установленные на вертикальной оси 1 радиальные махи 2 с лопастями 3, ограничителями 4 поворота лопасти и упорами 5. Каждый мах 2 представляет собой жесткую рамочную конструкцию из горизонтальных стержней 6 и вертикальных ребер 7 жесткости. Для усиления жесткости конструкции махи 2 могут быть соединены между собой межмаховыми фиксирующими планками 8. Плоские лопасти 3 закреплены шарнирно с возможностью поворота вокруг оси 9 непосредственно на горизонтальных стержнях 6 или на панелях 10, жестко скрепленных с махами 2. Панели 10 могут быть установлены как в плоскости махов 2, так и перпендикулярно им, что обеспечивает увеличение мощности ветроколеса без существенного увеличения его габаритов. Ограничители 4 и упоры 5 закреплены на горизонтальных стержнях 6 или на горизонтальных элементах панелей 10 и дополнительно выполняют роль дополнительных элементов жесткости. Упоры 5 закреплены в махах 2 так, что область взаимодействия их с лопастями 3 лежит в плоскости маха 2 или панели 10. Ограничители 4 закреплены в махах 2 так, что область взаимодействия их с лопастями 3 лежит в плоскости, проходящей через ось вращения 9 под углом 90o к плоскости маха 2. Лопасть 3 содержит прямоугольный лист 11, ось 9, выполненную в виде трех прутков 12, один из которых размещен с одной стороны листа 11, а два других - с другой, концы прутков 12 вне пределов листа 11 помещены во втулки 13, а сами прутки 12 зафиксированы на поверхности листа 11 с помощью профилированных пластин 14, жестко скрепленных с листом 11, например, точечной сваркой. Шарнирное соединение горизонтального стержня 6 и лопасти 3 достигается выполнением в горизонтальном стержне 6 вертикального отверстия 15, в которое вставляется втулка 13. Работу заявленного карусельного ветроколеса рассмотрим при последовательном положении одного маха 2 к воздушному потоку от 0 до 270o. При положении маха 2 от 0 до 180o лопасти 3 прижаты воздушным потоком к упорам 5. Равномерность вращательного момента и его усиление обусловлено тем, что он создается как силой давления потока на лопасть 3,которая тем больше, чем ближе к 90o угол поворота лопасти 3 к направлению воздушного потока, так и аэродинамической подъемной силой (которая уменьшается с приближением угла наклона 90o). При положении маха 2, равном 180o, лопасти 3 поворачиваются вокруг оси 9 и, опираясь на ограничители 4, занимают положение с углом 90o по отношению к маху 2. При повороте маха от 180 до 270o лопасть 3 вращает мах 2 за счет подъемной силы и момента силы установки лопасти 3 со смещением от оси маха. Для работы маха 2 от 270 до 360o возможно принудительное автоматическое смещение упора 5 лопасти 3 от 0 до 45o по отношению к маху 2. Для повышения КПД ветроколеса и при резком повышении ветра возможно автоматическое изменение установки угла ограничителя 4 лопасти 3 от 90 до 135o по отношению к маху 2. При больших мощностях необходимо увеличение габаритов ветроколеса, для этого лопасти 3 устанавливаются в панелях 10, которые жестко закрепляются в махах 2. Такая конструкция позволяет снизить требования к жесткости лопастей 3, ограничителей 4 и упоров 5 и использовать одни и те же типовые узлы для изготовления ветровых колес различной мощности. Кроме того, часть панелей 10 может быть установлена перпендикулярно махам 2 и за счет этого можно добиться значительного увеличения мощности без заметного увеличения габаритов ветрового колеса.
Класс F03D3/00 Ветряные двигатели с осью вращения ротора, перпендикулярной направлению ветра