способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации
Классы МПК: | G01C21/08 с использованием магнитного поля земли |
Автор(ы): | Ценных К.М., Турков С.К., Волобуев Г.Б., Криштал А.М., Пащенко Е.С. |
Патентообладатель(и): | ГУП Воронежский научно-исследовательский институт связи |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-12-18 публикация патента:
10.04.2003 |
Способ и устройство предназначены для определения координат подвижных наземных объектов, легких летательных аппаратов, катеров, яхт. Способ включает измерение в калибровочном цикле контрольных значений горизонтальных проекций суммарного вектора напряженности магнитного поля Земли и магнитного поля объекта, измерение за время рабочего цикла усредненных значений проекций ускорения силы тяжести и проекций суммарного вектора напряженности поля Земли и магнитного поля объекта. С учетом коэффициентов коррекции определяют значения горизонтальных проекций вектора напряженности поля Земли. Определяют угол направления движения. Определяют приращения координат за время рабочего цикла. Определяют относительные координаты суммированием приращений координат. Определяют координаты объекта суммированием относительных координат и координат начальной точки. Измеряют с помощью приемника спутниковой навигационной системы координаты объекта, с учетом которых проводят коррекцию относительных координат и координат начальной точки. Определяют корректирующие коэффициенты, с учетом которых в каждом рабочем цикле проводят коррекцию угла направления движения и приращения пути. Обеспечивается повышение точности измерения направления движения и координат объекта и упрощение калибровки устройства. 2 с. и 2 з.п. ф-лы, 3 ил., 1 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. Способ определения местоположения подвижных объектов, включающий измерение в калибровочном цикле с помощью автономной навигационной системы контрольных значений горизонтальных проекций суммарного вектора напряженности магнитного поля Земли и магнитного поля объекта, по которым определяют коэффициенты коррекции горизонтального эллипса магнитного годографа, измерение за время рабочего цикла усредненных значений проекций ускорения силы тяжести и проекций суммарного вектора напряженности магнитного поля Земли и магнитного поля объекта на оси приборной системы координат, по которым с учетом коэффициентов коррекции, полученных в калибровочном цикле, определяют значения горизонтальных проекций вектора напряженности магнитного поля Земли, по которым с учетом поправки направления определяют угол направления движения, и с учетом приращения пути определяют приращения координат за время рабочего цикла, определение координат объекта с учетом координат начальной точки, отличающийся тем, что дополнительно определяют относительные координаты суммированием приращений координат, измеренных в каждом рабочем цикле, и определяют координаты объекта суммированием относительных координат и координат начальной точки, измеряют с помощью приемника спутниковой навигационной системы координаты объекта, с учетом которых проводят коррекцию относительных координат и координат начальной точки, определяют на участках пути приращения координат с помощью автономной навигационной системы и приемника спутниковой навигационной системы, по которым определяют корректирующие коэффициенты, с учетом которых в каждом рабочем цикле проводят коррекцию угла направления движения и приращения пути. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что после каждого измерения координат с помощью приемника спутниковой навигационной системы проводят коррекцию относительных координат и координат начальной точки в соответствии с выражениями![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202102/2202102-19t.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202102/2202102-20t.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202102/2202102-21t.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202102/2202102-22t.gif)
где
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
Х0, Y0 - координаты начальной точки;
XR, YR - координаты, измеренные приемником спутниковой навигационной системы;
символом^ обозначена оценка соответствующей величины с учетом координат ХR, YR;
К1, К2 - элементы матрицы усиления, определяемые из выражений
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202102/2202102-23t.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202102/2202102-24t.gif)
где Pij - элементы корреляционной матрицы Р ошибок экстраполяции, которая обновляется при поступлении координат в соответствии с выражением
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202102/2202102-25t.gif)
при начальном значении
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202102/2202102-26t.gif)
где DA - ожидаемая дисперсия приращений координат, измеряемых автономной навигационной системой в период между двумя последними измерениями координат с помощью приемника спутниковой навигационной системы;
D0 - ожидаемая дисперсия координат начальной точки в начальный момент времени;
DR - ожидаемая дисперсия координат, измеряемых приемником спутниковой навигационной системы. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что на участках пути определяют с помощью автономной навигационной системы и приемника спутниковой навигационной системы значения приращений координат, по которым определяют длину участка, соответственно, LA и LR, рассогласование по углу
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/948.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202102/2202102-27t.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202004/8226.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/948.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
где параметры фильтрации QS и
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202102/2202102-28t.gif)
определяют в каждом рабочем цикле приращение
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/948.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/948.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202004/8226.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/948.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
где
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/948.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в приборах для определения координат подвижных наземных объектов, а также легких летательных аппаратов, катеров, яхт. Известен способ определения местоположения, описанный в патенте Российской Федерации N 2082098, G 01 C 23/00, 20.06.97 "Способ комплексирования инерциальных навигационных систем и комбинированная навигационная система". Способ включает коррекцию автономной навигационной системы по сигналам спутниковой навигационной системы. Способ отличается тем, что в качестве автономной навигационной системы используется инерциальная навигационная система, коррекция которой проводится от датчика базовой скорости (приемника спутниковой навигационной системы) путем воздействия корректирующими сигналами по угловой скорости на гироскопы горизонтальных каналов, сформированными фильтром коррекции по разности скоростей инерциальной навигационной системы и датчика базовой скорости, а также по разности сигналов с горизонтальных акселерометров, преобразованных через интегратор с обратной связью, и датчика базовой скорости. Известное устройство содержит автономную навигационную систему, приемник спутниковой навигационной системы, первый, второй, третий сумматоры, фильтр коррекции. Кроме этого, устройство содержит интегратор, фильтр управления, а автономная навигационная система выполнена в виде инерциальной навигационной системы. Известный способ и устройство отличаются сложностью, большой потребляемой мощностью и габаритами, что связано с использованием инерциальной навигационной системы. Поэтому такие системы не находят широкого применения для определения координат подвижных наземных объектов. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ, описанный в патенте Российской Федерации N 2098764, G 01 C 21/08, 1997г. "Способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации". Известный способ определения местоположения подвижных объектов заключается в следующем:1) в калибровочном цикле осуществляют разворот подвижного объекта на угол не менее 360 градусов и проводят определение значений горизонтальных проекций суммарного вектора напряженности магнитного поля Земли (МПЗ) и магнитного поля объекта в четырех точках горизонтального эллипса магнитного годографа;
2) по контрольным значениям горизонтальных проекций определяют коэффициенты коррекции горизонтального эллипса магнитного годографа - смещение центра эллипса, малую и большую полуоси эллипса и угол поворота осей;
3) в каждом рабочем цикле измеряют усредненные за время 0,1..,2,0 с значения проекций суммарного вектора напряженности МПЗ и магнитного поля объекта и ускорения силы тяжести на оси приборной системы координат;
4) по измеренным значениям проекций с учетом коэффициентов коррекции, полученных в калибровочном цикле, определяют значения горизонтальных проекций вектора напряженности МПЗ на оси горизонтальной системы координат объекта;
5) по значениям горизонтальных проекций вектора напряженности МПЗ с учетом приращения пути и поправки направления определяют в рабочем цикле приращения координат и угол направления движения;
6) с учетом координат исходной точки определяют координаты объекта. Для реализации известного способа используют устройство, описанное в приведенном выше патенте РФ N 2098764. Устройство (фиг.1) содержит датчики магнитного поля, датчики вертикали, блок преобразования и усреднения, блок расчета горизонтальных проекций МПЗ, блок управления, датчик перемещения и навигационный блок. Блок расчета горизонтальных проекций МПЗ содержит блок расчета горизонтальных проекций суммарного вектора напряженности МПЗ и магнитного поля объекта, блок расчета коэффициентов коррекции горизонтального эллипса магнитного годографа и блок коррекции горизонтальных проекций суммарного вектора напряженности МПЗ и магнитного поля объекта, выходы которого являются выходами блока расчета горизонтальных проекций МПЗ, а первые входы соединены с первыми выходами блока расчета горизонтальных проекций суммарного вектора напряженности МПЗ и магнитного поля объекта, входы которого являются первыми входами блока расчета горизонтальных проекций МПЗ, а вторые выходы соединены с первыми входами блока расчета коэффициентов коррекции горизонтального эллипса магнитного годографа, вторые входы которого являются вторыми входами блока расчета горизонтальных проекций МПЗ, а выходы соединены со вторыми входами блока коррекции проекций суммарного вектора напряженности МПЗ и магнитного поля объекта. Навигационный блок содержит блок расчета приращений координат, блок расчета угла и сумматор. Выходы датчиков магнитного поля и датчиков вертикали соединены соответственно с первыми и вторыми входами блока преобразования и усреднения, выходы которого соединены с первыми входами блока расчета горизонтальных проекций МПЗ, выходы которого соединены с первыми входами блока расчета приращений координат и первыми входами блока расчета угла, выходы которого соединены с первыми входами блока управления, первые и вторые выходы которого соединены соответственно со вторыми входами блока расчета горизонтальных проекций МПЗ и третьими входами блока преобразования и усреднения, выходы сумматора соединены со вторыми входами блока управления. Кроме этого, третьи выходы блока управления соединены со вторыми входами блока расчета угла и со вторыми входами блока расчета приращений координат, а четвертый выход блока управления соединен с первыми входами сумматора, выходы датчика перемещения соединены с третьими входами блока расчета приращений координат, выходы которого соединены со вторыми входами сумматора. Известный способ и устройство предназначены для определения координат местоположения и угла направления движения, в первую очередь, подвижных наземных объектов. Способ и устройство относятся к автономным навигационным системам магнитного типа, использующим магнитное поле Земли для определения направления движения и одометрическую систему счисления пути для определения приращений пути. Недостатками известного способа и устройства являются низкая точность измерения координат и угла направления движения и сложность их использования. Это связано с тем, что для автономных навигационных систем магнитного типа ошибки определения координат с течением времени (в зависимости от величины пройденного пути) возрастают, что требует периодической коррекции определяемых координат с помощью топографических карт, информации о координатах известных ориентиров и т.п. Точность известного способа и устройства снижается также в условиях воздействия внешних паразитных полей от линий электропередач постоянного тока, в зонах магнитных аномалий и т.п. Сложность их использования заключается, во-первых, в том, что требуется начальная привязка, т.е. ввод координат в исходной точке маршрута движения. Во-вторых, для таких систем необходима периодическая коррекция настраиваемых параметров навигационной системы. Для автономной навигационной системы магнитного типа такими параметрами являются поправка направления для курсовой системы и коэффициент пути для путевой системы. Поправка направления зависит от магнитного склонения (и сближения меридианов) в данной местности и рассогласования измерительной оси датчиков и продольной оси подвижного объекта. На подвижных объектах широко используются одометрические системы счисления пути, основанные на подсчете числа оборотов колеса или привода гусеницы. Коэффициент пути, определяющий пересчет числа оборотов в пройденном пути, зависит от состояния ходовой части: типа шин, давления в них и т.п. и характера местности. Определение поправки направления и коэффициента пути периодически проводят на контрольном участке с известными координатами начальной и конечной точек. Все это усложняет использование известного способа и устройства и ограничивает область их применения. Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в расширении области применения предлагаемого способа и устройства за счет повышения точности и достоверности измерений и автоматизации проведения калибровки и начальной привязки. Технический результат, который может быть получен при осуществлении предлагаемого способа и устройства, заключается в повышении точности измерения координат и направления движения подвижного объекта и упрощении порядка проведения калибровки устройства и начальной привязки. Для решения поставленной задачи предлагается способ, который заключается в следующем:
1) в калибровочном цикле осуществляют разворот подвижного объекта на угол не менее 270 градусов и определяют с помощью автономной навигационной системы значения горизонтальных проекций суммарного вектора напряженности МПЗ и магнитного поля объекта в четырех точках горизонтального эллипса магнитного годографа;
2) по контрольным значениям горизонтальных проекций определяют коэффициенты коррекции горизонтального эллипса магнитного годографа - смещение центра эллипса, малую и большую полуоси эллипса;
3) в каждом рабочем цикле автономной навигационной системы измеряют усредненные за время цикла значения проекций суммарного вектора напряженности МПЗ и магнитного поля объекта и ускорения силы тяжести на оси приборной системы координат;
4) по измеренным значениям проекций с учетом коэффициентов коррекции, полученных в калибровочном цикле, определяют значения горизонтальных проекций вектора напряженности МПЗ на оси горизонтальной системы координат объекта;
5) по значениям горизонтальных проекций вектора напряженности МПЗ с учетом поправки направления определяют угол направления движения и с учетом приращения пути определяют приращения координат за время рабочего цикла;
6) определяют с учетом координат исходной точки координаты подвижного объекта. Кроме этого, предлагаемый способ включает следующее:
1) дополнительно определяют относительные координаты суммированием приращений координат, измеренных в каждом рабочем цикле;
2) определяют координаты объекта суммированием относительных координат и координат начальной точки;
3) дополнительно измеряют с помощью приемника спутниковой навигационной системы координаты объекта, с учетом которых проводят коррекцию относительных координат и координат начальной точки;
4) в процессе движения объекта на участках пути, превышающих не менее чем в три раза ошибку измерения координат приемником спутниковой навигационной системы, определяют приращения координат с помощью автономной навигационной системы и приемника спутниковой навигационной системы, по которым определяют корректирующие коэффициенты, с учетом которых в каждом рабочем цикле проводят коррекцию угла направления движения и приращения пути. Решение задачи достигается также тем, что в устройство для определения местоположения подвижных объектов, содержащее датчики магнитного поля, датчики вертикали, блок преобразования и усреднения, блок расчета горизонтальных проекций МПЗ, блок управления, датчик перемещения, блок расчета угла, первый блок расчета приращений координат, первый сумматор, выходы датчиков магнитного поля и датчиков вертикали соединены соответственно с первыми и вторыми входами блока преобразования и усреднения, выходы которого соединены с первыми входами блока расчета горизонтальных проекций МПЗ, выходы которого соединены с первыми входами первого блока расчета приращений координат и первыми входами блока расчета угла, выходы которого соединены с первыми входами блока управления, первые и вторые выходы которого соединены соответственно со вторыми входами блока расчета горизонтальных проекций МПЗ и третьими входами блока преобразования и усреднения, выходы первого сумматора соединены со вторыми входами блока управления, введены второй блок расчета приращений координат, блок коррекции, блок расчета корректирующих коэффициентов, блок умножения, второй сумматор и приемник спутниковой навигационной системы, выходы которого соединены с первыми входами блока коррекции и первыми входами второго блока расчета приращений координат, вторые входы которого соединены с выходами первого блока расчета приращений координат и первыми входами второго сумматора, а выходы второго блока расчета приращений координат соединены с первыми входами блока расчета корректирующих коэффициентов, первые выходы которого соединены с первыми входами блока умножения, вторые входы которого соединены с выходами датчика перемещения, а выходы блока умножения соединены со вторыми входами блока коррекции и вторыми входами первого блока расчета приращений координат, третьи входы которого соединены со вторыми входами блока расчета угла и вторыми выходами блока расчета корректирующих коэффициентов, вторые входы которого соединены с третьими выходами блока управления, четвертые выходы которого соединены с третьими входами блока коррекции, четвертые входы которого соединены с выходами второго сумматора, а первые и вторые выходы блока коррекции соединены соответственно с входами первого сумматора и вторыми входами второго сумматора. Введение в известный способ операции определения относительных координат суммированием приращений координат, измеренных в каждом рабочем цикле, определения координат объекта суммированием относительных координат и координат начальной точки, измерения с помощью приемника спутниковой навигационной системы координат объекта, с учетом которых проводят коррекцию относительных координат и координат начальной точки, обеспечивает повышенную точность и достоверность определения координат объекта в сравнении с известным способом. Это достигается, во-первых, тем, что определение относительных координат фактически проводится на основе комплексной обработки информации (с учетом ее достоверности), поступающей от автономной навигационной системы и приемника спутниковой навигационной системы. При этом, с одной стороны, обеспечивается учет систематических погрешностей автономной навигационной системы, с другой стороны, автономная навигационная система позволяет легко обнаруживать и исключать случайные некоррелированные между собой ошибки измерения приемника спутниковой навигационной системы. Во-вторых, повышенная точность измерения достигается также тем, что корректируются значения координат начальной точки в случаях низкой достоверности, например при неточном их определении по карте, а также при определении значений координат начальной точки с помощью приемника спутниковой навигационной системы в зонах неустойчивого приема радиосигналов. В этих случаях постепенно во время движения происходит их уточнение, что в конечном итоге с учетом скорректированных значений относительных координат обеспечивает повышенную точность определения координат объекта. Определение в предлагаемом способе на участках пути заданной длины приращений координат с помощью автономной навигационной системы и приемника спутниковой системы, по которым определяют корректирующие коэффициенты, с учетом которых в каждом рабочем цикле проводят коррекцию угла направления движения и приращения пути, обеспечивает повышенную точность определения угла направления движения и приращений пути. В сравнении с известным способом, который требует периодической коррекции указанных параметров на контрольном участке, предлагаемый способ обеспечивает непрерывную коррекцию поправки направления и коэффициента пути во время движения объекта. В конечном итоге это приводит к повышению точности определения координат местоположения объекта и упрощению порядка проведения калибровки. Введение в известное устройство приемника спутниковой навигационной системы, второго сумматора и блока коррекции обеспечивает повышенную точность определения координат объекта в сравнении с известным устройством. Это достигается за счет обеспечения возможности коррекции относительных координат и координат начальной точки по информации, поступающей от приемника спутниковой навигационной системы. Кроме повышения точности следует отметить более высокую устойчивость работы предлагаемого устройства, особенно в условиях воздействия помех, например в районах магнитных аномалий, в зонах неустойчивого приема сигналов спутниковой навигационной системы и т.п. Приемник спутниковой навигационной системы обеспечивает также начальную привязку без участия оператора. Введение в известное устройство второго блока расчета приращений координат, блока расчета корректирующих коэффициентов, блока умножения обеспечивает проведение коррекции угла направления движения и приращений пути, что в конечном итоге обеспечивает повышенную точность определения координат объекта. Кроме этого, это упрощает порядок проведения калибровки, т.к. указанные параметры определяются автоматически, без участия оператора, в процессе движения объекта. Все это обеспечивает решение задачи, на которое направлено заявляемое изобретение. На фиг. 2 представлена система координат подвижного объекта, на фиг.3 - структурная схема устройства для определения местоположения подвижных объектов. Предлагаемый способ заключается в следующем. С помощью датчиков вертикали (трех датчиков линейного ускорения) и трех датчиков магнитного поля проводится измерение значений проекций АX, АY, АZ ускорения силы тяжести и значений проекций HX, HY, HZ суммарного вектора напряженности МПЗ и паразитного магнитного поля подвижного объекта по трем взаимно ортогональным направлениям на оси приборной системы координат. Определим приборную систему координат OXYZ (фиг.2) следующим образом: ось OY направим вдоль продольной оси подвижного объекта в направлении движения, ось OZ - вдоль вертикальной оси объекта, а ось ОХ - вдоль поперечной оси объекта. Введем горизонтальную систему координат ОXBYBZB следующим образом: ось OZB направим вертикально вверх, ось ОYB - в направлении движения в горизонтальной плоскости, ось ОХB - перпендикулярно направлению движения. В этом случае горизонтальные проекции НXB, НYB вектора магнитного поля в системе координат OXBYBZB определяются в соответствии с выражениями
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202102/2202102-2t.gif)
где
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202102/2202102-3t.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202102/2202102-4t.gif)
В идеальном случае при отсутствии паразитных магнитных полей значения НXB, HYB, определенные в соответствии с (1), могут быть использованы для определения азимутального угла направления движения. На практике идеальный магнитный годограф горизонтальной составляющей магнитного поля, имеющий форму окружности, смещен относительно начала координат из-за постоянного магнитного поля, создаваемого подвижным объектом, и принимает форму эллипса из-за индуцированного магнитного поля, формируемого подвижным объектом. Таким образом, в реальной ситуации множество значений Hi XB, Hi YB, определенных в соответствии с (1), принимают форму эллипса, оси которого, в общем случае, не параллельны осям чувствительности датчиков, и, следовательно, необходимо провести преобразование координат, которые переводили бы эллипс в окружность. На практике для подвижных объектов угол поворота осей эллипса, особенно при расположении датчиков на внешней части корпуса объекта в продольной плоскости симметрии, можно не учитывать. В калибровочном цикле предварительно измеряют значения магнитного поля в четырех точках эллипса магнитного годографа горизонтальной составляющей магнитного поля, соответствующих направлениям 0, 90, 180 и 270 градусов, - Hmax XB, Hmin XB, Hmax YB, Hmin YB. Кроме этого, измеряют значение вертикальной проекции НZB. По этим значениям определяют смещение центра эллипса и полуоси эллипса годографа горизонтальной составляющей магнитного поля из выражений
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/948.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/948.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/948.gif)
a=(Hmax XB-Hmin XB)/2,
b=(Hmax YB-Hmin YB)/2,
где НZO - значение вертикальной составляющей напряженности МПЗ для данного района. НZO может быть определена с помощью магнитных карт или измерена (при отсутствии паразитных магнитных полей). Определенные в калибровочном цикле корректирующие коэффициенты магнитного поля
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/948.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/948.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/948.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202102/2202102-5t.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202102/2202102-6t.gif)
H"Z=HZ-
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/948.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/948.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/948.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202102/2202102-7t.gif)
где
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/948.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202102/2202102-8t.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202102/2202102-9t.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202102/2202102-10t.gif)
Значения прямоугольных координат Х, Y подвижного объекта определяют из выражений
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202102/2202102-11t.gif)
где XO, YO - координаты начальной точки. Магнитный азимут
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202102/2202102-12t.gif)
Для определения дирекционного угла
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
Погрешность определения координат автономной навигационной системой (
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202102/2202102-13t.gif)
где
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
XO, YO - координаты начальной точки;
XR, YR - координаты, измеренные приемником спутниковой навигационной системы,
символом^ обозначена оценка соответствующей величины с учетом координат ХR, YR. Элементы К1, К2 матрицы усиления вычисляются следующим образом:
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202102/2202102-14t.gif)
Здесь Pij - элементы корреляционной матрицы Р ошибок экстраполяции, которая обновляется при поступлении координат ХR, YR в соответствии с формулой
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202102/2202102-15t.gif)
Дисперсия DA приращений координат, измеренных автономной системой, в период между последними двумя посылками от приемника спутниковой навигационной системы определяется как (
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202102/2202102-16t.gif)
Эта дисперсия зависит от условий начала движения. Если при включении аппаратуры начальная точка не вводится оператором с пульта, а вычисляется в процессе движения по показаниям спутниковой навигационной системы, то значение d0 должно быть выбрано достаточно большим, например 1020 (процесс фильтрации слабо зависит от конкретной величины этого параметра). Если же начальные координаты X0, Y0 вводятся оператором, то величина D0 определяется возможной ошибкой при этом. По умолчанию в этом случае она может быть выбрана в диапазоне 102
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202002/247.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202102/2202102-17t.gif)
Здесь
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/948.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/948.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202102/2202102-18t.gif)
где
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/948.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/948.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/948.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/948.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202009/916.gif)
![способ определения местоположения подвижных объектов и устройство для его реализации, патент № 2202102](/images/patents/268/2202010/945.gif)
Класс G01C21/08 с использованием магнитного поля земли