способ изготовления художественных красок

Классы МПК:C09D189/04 продукты полученные из отходов, например рогов, копыт или волос
C09D189/06 из кожи или шкуры
C09D5/06 краски для живописи 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Дугаров Даши-Нима Дугарович
Приоритеты:
подача заявки:
2001-07-16
публикация патента:

Изобретение относится к области живописи и может быть использовано для выполнения художественных работ в стиле "Танка", художественной окраски деревянных скульптур, керамических барельефов, а также при реставрационных работах. Способ предусматривает смешивание природных пигментов и связующего - клея, изготовленного из шкуры яка или рогов лося. Технический результат - повышение эластичности и гибкости, долговечности и стойкости красок к атмосферным воздействиям.

Формула изобретения

Способ изготовления художественных красок путем смешения природных пигментов и связующего - клея, отличающийся тем, что в качестве клея используют клей, полученный из шкуры яка или рога лося.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области живописи и может быть использовано для выполнения художественных произведений в стиле старобурятской, тибетской живописи "Танка", художественной окраски деревянных скульптур, керамических барельефов, а также при реставрации старинных буддистских храмов (дацанов), пагод и т.д.

В настоящее время при выполнении вышеуказанных произведений применяют масляные живописные краски, гуашь, темпера, акварель, реже используют глазурь.

Известен способ изготовления гуашевой краски, заключающийся в механическом смешении компонентов: связующего, пигментов, наполнителей и воды (см. авт. св. 275273, МПК С 09 D 5/06, опубликовано в БИ 22, 1970 г.).

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного способа, относится то, что при выполнении определенных видов художественных работ (живопись в стиле "Танка") гуашевые краски трудно сохраняются, недолговечны, недостаточно светочувствительны.

Известен способ изготовления художественных красок типа темперы на основе связующего поливинилацетатной эмульсии, пигментов и растворителей (см. авт. св. 135992, кл. С 09 D 5/06, опуб. в БИ 4, 1961г.).

Однако полученные по известному способу художественные краски при использовании их для наружных работ подвержены атмосферным воздействиям, недостаточно влагостойки, морозостойки, поэтому произведения, исполненные такими красками, невозможно долго сохранять. Кроме того, при исполнении работ на тканевой основе краски типа темпера дают излом, ухудшаются их эластичность и гибкость, снижаются прочностные свойства. По этому способу используют синтетическое связующее, что оказывает негативное влияние на экологию процесса изготовления краски.

Известен способ приготовления клеевой краски путем смешения раствора пленкообразующего (клея животного происхождения) с концентрированной водной суспензией пигментов и наполнителей (см. Химический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983, с.260).

Однако краски, полученные известным способом, применяют для живописи "Темпера", в частности для грунтовки холстов в закрытых помещениях. Их недостаток - неводостойкость, хрупкость, ломкость, что делает их непригодными для наружных работ. С течением времени полученные указанным способом краски теряют цвет, не могут применяться для живописи "Танка".

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является способ приготовления клеевой краски с использованием природных пигментов (см. Серия "Лакокрасочная промышленность. Обзорная информация. Природные пигменты", НИИТЭХИМ, М., 1989, с.50-51).

Однако краски, полученные известным способом, применяются для отделки оштукатуренных поверхностей главным образом внутри помещений: пигменты для таких красок должны быть щелочестойки и устойчивы к среде связующего, которая бывает кислой. А для наружной отделки эти краски находят применение только в молярной технике. Кроме того, в клеевые краски вводят различные наполнители, что оказывает негативное влияние на его качество. Эти краски не пригодны для живописи "Танка", т.к. при росписи ими изделия не обладают эластичностью и гибкостью.

Заявитель ставил задачу получить художественную краску для живописи "Танка", наиболее близкую по палитре к естественным природным цветам, позволяющую работать на различных материалах, в сочетании с другими видами красок (органическими, синтетическими и т.д.). Кроме того, задача изобретения заключается в создании экологически чистого процесса изготовления краски, исключении использования дефицитных материалов и получении высококачественного продукта, стойкого к атмосферным воздействиям.

При осуществлении изобретения получаемый технический результат заключается в повышении эластичности и гибкости, долговечности и стойкости красок к атмосферным воздействиям.

Указанный технический результат при реализации изобретения достигается тем, что в известном способе изготовления художественных красок на основе смешивания природных пигментов и клеев особенность заключается в том, что для приготовления клея используют шкуру яка или рога лося.

Отличительной особенностью предложенного способа является то, что введение в состав краски клея, изготовленного из шкуры яка или рогов лося, позволяет повысить прочностные свойства краски, заключающиеся в эластичности и гибкости, а при взаимодействии клея с природным пигментом - долговечность, светоустойчивость произведений; значительно расширяет палитру цветосочетаний и дает возможность наиболее полнее отразить великое цветовое многообразие природы и тем самым полнее и глубже передать смысловое содержание художественного произведения. Эти особенности краски, полученной заявляемым способом, позволили использовать ее для живописи "Танка" (на бязевой основе). При исполнении работ на тканевой основе они не дают излома, обладают гибкостью и эластичностью. Оказалось, что клеи, полученные из шкур яков и рогов лося, при застывании становятся очень гибкими и эластичными (как целлофан). Кусочек клея при его свертывании, сжимании не ломался, не давал трещин, а при выпрямлении имел первоначальный вид.

Известно, что природные пигменты являются самым прочным и надежным красочным материалом, применяемым в производстве художественных красок, так как они обладают свойствами, в наибольшей степени удовлетворяющими живописным целям. Благодаря разнообразию цвета и оттенков, красивым лессировочным эффектам, насыщенным и нежным чистым тонам природные пигменты с давних пор использовались в живописных и разного вида художественных работах. Природные пигменты обладают хорошей красящей способностью, дешевизной, высокой свето- и атмосферостойкостью, что обеспечивает долговечность покрытия. В основном они используются в составе художественных красок для живописи по известковой штукатурке внутри помещений.

В заявляемом способе клей, обладая хорошей текучестью, легко проникает в пространство между частицами пигмента, обволакивает каждую крупинку, образуя прочные связи, т. е. пигмент "растворяется" в клее, как в воде, но на этой стадии использование воды исключается, т.к. клей имеет консистенцию жидкой сметаны. Происходит простое механическое смешивание пигмента с клеем и за счет прозрачности клея пигмент не теряет своей цветности. При этом клей придает пигменту (тем самым краске) свойства гибкости и эластичности, что дает возможность использовать краску для живописи "Танка", работать на различных материалах (в т.ч. на тканях). Все это свидетельствует о высоких прочностных свойствах краски, которые достигаются благодаря введению в состав краски клея, изготовленного из шкуры яка или рогов лося. За счет исключения в заявляемом способе по сравнению с известными введения различных наполнителей стало возможным использование краски с другими видами красок, а также создание экологически чистой краски. Кроме того, совокупность свойств связующего (клея) и природных пигментов усиливает прочность, долговечность, устойчивость краски к атмосферным воздействиям.

Используемое в заявляемом способе связующее было получено в результате многолетних экспериментальных исследований. Известные клеи животного происхождения, изготовленные из рогов, копыт крупного рогатого скота (КРС), а также костный клей, мездровый клей КРС, осетровый (рыбный) клей применяют в составе клеевых красок для живописи "Темпера", в частности для грунтовки холстов в закрытых помещениях. Их недостаток - неводостойкость, хрупкость, ломкость, непластичность, что делает их непригодными для живописи "Танка", а также для наружных работ. А для эластичности известных клеев животного происхождения в них добавляют различные наполнители - ПВА, глицерин, поливиниловый спирт и т.д., что оказывает негативное влияние на его качество. Заявителем в ходе длительных экспериментов был получен клей, обладающий свойствами эластичности, пластичности, что исключило введение в краску различных наполнителей. Именно клей, полученный из шкуры яка или рогов лося, во взаимодействии с природным пигментом дает достижение указанного в изобретении технического результата.

Используемые в заявляемом изобретении природные пигменты (лазурит, малахит, киноварь, вулканические туфы, горелки и т.д.) по своей природе имеют стойкую окраску и при их переработке не теряют своих физико-механических свойств, они наиболее близки по палитре к естественным природным цветам. Пигменты прочно связываются с клеем и за счет исключения использования различных синтетических компонентов, они повышают прочность краски, ее устойчивость к атмосферным осадкам, что очень важно при наружных реставрационных работах.

Проведенный заявителем анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации и выявление источников, содержащих сведения об аналогах заявленного изобретения, позволил установить, что заявитель не обнаружил источник, характеризующийся признаками, тождественными (идентичными) всем существенным признакам заявленного изобретения. Определение из перечня выявленных аналогов прототипа, как наиболее близкого по совокупности признаков аналога, позволил установить совокупность существенных по отношению к усматриваемому заявителем техническому результату отличительных признаков в заявленном способе, изложенных в формуле изобретения.

Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию "новизна".

Для проверки соответствия заявленного изобретения условию "изобретательский уровень" заявитель провел дополнительный поиск известных решений, чтобы выявить признаки, совпадающие с отличительными от прототипа признаками заявленного способа. Результаты поиска показали, что заявленное изобретение не вытекает для специалиста явным образом из известного уровня техники. Именно введение в заявленном способе в состав краски существенного признака - клея, изготовленного из шкуры яка или рогов лося и его взаимодействие с известным признаком - природным пигментом, позволили достичь указанного выше технического результата.

Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию "изобретательский уровень".

Заявляемый способ осуществляется следующим образом.

Для получения пигментов исходное сырье (природные пигменты) размалывают, очищают от примесей и далее истирают до порошкообразного состояния с добавлением воды. В процессе истирания несколько раз сливают воду с пеной и ненужными примесями до тех пор, пока отстоявшаяся вода не будет достаточно светлой. После испарения воды пигмент готов и хранится в сухом виде.

Для приготовления связующего - клея берут шкуру яка и рога лося. Клей из шкуры яка готовят следующим образом. Удаляют со шкуры шерсть до гладкого состояния, разрезают ее на мелкие куски и варят на водяной бане на очень медленном огне до получения массы студнеобразного состояния. После этого полученную массу процеживают в плоскодонной эмалированной посуде, если на хранение - оставляют остывать. После остывания массу разрезают на куски шириной примерно 5 см и толщиной 3-4 см, нанизывают на нитку и сушат в тени помещения. После этого клей готов, его можно хранить длительное время в замшевом или льняном, хлопчатобумажном мешке, применяют его по необходимости путем подогрева.

Для приготовления клея из рогов лося, рога разрубают на мелкие стружки и варят, хранят так же, как описано выше.

Выход клея составляет: из одной шкуры яка - 10 кг клейкой массы, а в высушенном состоянии - это 500 г; с парных рогов лося получают 6-7 кг клейкой массы, а в высушенном состоянии - это 300-350 г. Полученный предлагаемым способом клей очень эластичен, прочен, прозрачен. Чем дольше он на воздухе, тем меньше подвергается воздействию атмосферных осадков, твердеет и не теряет свойств. При смешивании его с природным пигментом образуются прочные связи, а за счет прозрачности клея минерал не теряет своей цветности.

Для получения художественной краски к пигменту добавляют жидкий клей в соотношении 5-10% от объема пигмента в зависимости от характера работ и смешивают.

Примеры конкретного выполнения

1. Для получения красок голубых цветов различной тональности за исходное сырье берут природный минерал лазурит. Для изготовления пигмента лазурит размалывают в металлической ступе до фракции крупностью 1:3 мм, отделяют ненужные примеси. Очищенное сырье вновь размалывают до фракции мелкого песка, помещают в фарфоровую чашу и наливают воду (5 частей воды на 1 часть сырья по объему). Полученную смесь перетирают пестиком, затем сливают часть воды - это будет первый светло-голубой тон. Постепенно при дальнейшем перетирании несколько раз сливают воду с растворенной в ней фракцией сырья. После испарения воды из полученных масс получают пигменты голубого цвета, различные по цветовой насыщенности, которые хранят в сухом состоянии.

Для получения связующего берут шкуру яка, удаляют с нее шерсть до гладкого состояния, разрезают на куски и варят на водяной бане на медленном огне до получения интенсивной клейкости. Полученную массу процеживают.

Для изготовления краски берут нужное количество пигмента и смешивают с клеем, взятым в соотношении 5% от объема пигмента.

2. Для получения краски зеленого цвета различных тональностей за исходное сырье берут минерал малахит и весь технологический процесс получения пигмента аналогичен примеру 1.

Для приготовления связующего берут рога лося, разрубают их на мелкие куски и варят на водяной бане на медленном огне до получения интенсивной клейкости, затем массу процеживают от ненужных примесей.

Для изготовления различных тональностей берут нужное количество малахита и смешивают с клеем в соотношении 5% от объема пигмента.

3. Для получения краски красного, желтого цвета за исходное сырье берут различные природные минералы (вулканические туфы, горелики и т.д.). Сырье предварительно размалывают в ступе до фракции мелкого песка, просеивают через мелкое сито. Затем сырье помещают в эмалированную посуду, заливают кипятком и отстаивают 1 сутки. После этого смесь истирают руками. После выпаривания воды получают сухой пигмент для работы.

Для получения красок полученный сухой пигмент смешивают с клеем, полученным по примеру 1, взятым в соотношении 10% от объема пигмента.

Изготовленные заявляемым способом краски были использованы при реставрационных работах Цугольского дацана в Читинской области в 1993-1996 гг. для наружной и внутренней отделки храма. До настоящего времени художественная окраска дацана хорошо сохранилась, выдержала атмосферные осадки, светоустойчива.

Таким образом, краски, полученные по заявляемому изобретению, обладают высокими прочностными свойствами, морозовлагостойки, долговечны. Изобретение просто в обращении, экологически чистое и расширяет область использования красок. Полученная заявляемым способом краска допускает возможность работы на различных материалах с сохранением ее прочностных свойств, для наружных работ, что важно при различных художественных и реставрационных работах. Кроме того, исходное сырье для изготовления красок дешевое и доступное.

Класс C09D189/04 продукты полученные из отходов, например рогов, копыт или волос

Класс C09D189/06 из кожи или шкуры

Класс C09D5/06 краски для живописи 

способ соединения текстильных изделий, снабженных покрытием, соединительный шов и применение устройства для осуществления этого способа -  патент 2476319 (27.02.2013)
состав для грунтовки -  патент 2322467 (20.04.2008)
эмульсия для изготовления художественных красок и краска для живописи на ее основе -  патент 2246511 (20.02.2005)
акриловая краска для художественных работ -  патент 2218373 (10.12.2003)
акварельная краска и способ выполнения живописных работ -  патент 2215762 (10.11.2003)
художественная масляная краска -  патент 2206587 (20.06.2003)
состав для нанесения изображения на целлюлозосодержащие и синтетические подложки -  патент 2177018 (20.12.2001)
водорастворимая краска для живописи -  патент 2148602 (10.05.2000)
грунт для огнеупорной пастельной живописи -  патент 2124030 (27.12.1998)
огнеупорная краска -  патент 2027727 (27.01.1995)
Наверх