траловая доска
Классы МПК: | A01K73/04 устройства для развертывания трала или установки его в определенном положении, например устройства для управления тралом A01K73/045 для горизонтального раскрытия, например щитов трала |
Автор(ы): | Оболонский П.Г. |
Патентообладатель(и): | Оболонский Петр Гаврилович |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-08-08 публикация патента:
10.05.2003 |
Изобретение может быть использовано для обеспечения раскрытия трала. Траловая доска содержит набор пластин, размещенных на расстоянии одна от другой с зазором между обращенными одна к другой поверхностями и закрепленных на несущем каркасе, а также утяжелители и арматуру для скрепления с ваером и кабелями трала. Каркас выполнен в виде трех стропов, размещенных под углами один к другому, и имеет в поперечном сечении вид равнобедренного треугольника, при этом вершина каркаса ориентирована к ваеру. Каждая из пластин связана с каждым из стропов и отделена от соседних с нею пластин втулками, свободно надетыми на стропы. Петли соединения со стропами самой удаленной от ваера пластины жестко зафиксированы в плоскости пластины посредством рамки, жестко скрепленной с пластиной. Втулки, надетые на центральный и один из боковых стропов, выполнены в виде наплавов, а втулки, надетые на второй боковой строп, выполнены в виде грузил. Передние концы стропов скреплены со скобой, связанной с ваером, а задние концы боковых етропов непосредственно скреплены с верхней и нижней подборами крыла трала. Центральный строп связан с ними посредством оттяжек. Пластины в плане имеют форму осесимметричной фигуры с выпуклой передней и вогнутой задней кромками, образованными выпуклыми дугами окружности, при этом радиус дуги окружности, описывающей участки передней кромки пластины, в полтора раза превышает радиус дуги окружности, описывающей участки задней кромки пластины, причем расстояние по оси симметрии фигуры от точки пересечения дуг окружности, описывающей участки передней кромки пластины, до точки пересечения дуг окружности, описывающей участки задней кромки пластины, равно радиусу дуги окружности, описывающей участки задней кромки пластины. Расстояние между точками пересечения передней и задней кромок составляет 2,09 радиуса дуги окружности, описывающей участки задней кромки пластины, а расстояния от этих точек до точки пересечения дуг окружности, описывающей участки передней кромки пластины, составляет 1,62 радиуса дуги окружности, описывающей участки задней кромки пластины. Жесткая рамка самой удаленной от ваера пластины снабжена шарнирами с возможностью шарнирного поворота на 180o частей пластины относительно оси симметрии пластины. Изобретение позволит уменьшить габариты устройства при сохранении распорной силы, повысить эффективность работы и устойчивости при низких скоростях буксировки. 4 з.п.ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. Траловая доска, содержащая набор пластин, размещенных на расстоянии одна от другой с зазором между обращенными друг к другу поверхностями и закрепленных на несущем каркасе, а также утяжелители и арматуру для скрепления с ваером и кабелями трала, отличающаяся тем, что каркас выполнен в виде трех стропов, размещенных под углами друг к другу, в виде ребер пирамиды с поперечным сечением в виде равнобедренного треугольника, при этом вершина пирамиды ориентирована к ваеру, причем каждая из пластин связана с каждым из стропов и отделена от соседних с нею пластин втулками, свободно надетыми на стропы, причем петли соединения со стропами самой удаленной от ваера пластины жестко зафиксированы в плоскости пластины, для чего, например, последние размещены на жесткой рамке, скрепленной с этой пластиной. 2. Траловая доска по п. 1, отличающаяся тем, что втулки, надетые на центральный и один из боковых стропов, выполнены в виде наплавов, а втулки, надетые на второй боковой строп, выполнены в виде грузил. 3. Траловая доска по п. 1, отличающаяся тем, что передние концы стропов скреплены со скобой, связанной с ваером, при этом задние концы боковых стропов непосредственно скреплены с верхней и нижней подборами крыла трала, а центральный строп связан с ними посредством оттяжек. 4. Траловая доска по п. 1, отличающаяся тем, что пластинам в плане придана форма осесимметричной фигуры с выпуклой передней и вогнутой задней кромками, образованными выпуклыми дугами окружности, при этом радиус дуги окружности, описывающей участки передней кромки пластины, в полтора раза превышает радиус дуги окружности, описывающей участки задней кромки пластины, причем расстояние по оси симметрии фигуры от точки пересечения дуг окружности, описывающей участки передней кромки пластины, до точки пересечения дуг окружности, описывающей участки задней кромки пластины, равно радиусу дуги окружности, описывающей участки задней кромки пластины, кроме того, расстояние между точками пересечения передней и задней кромок составляет 2,09 радиуса дуги окружности, описывающей участки задней кромки пластины, а расстояния от этих точек до точки пересечения дуг окружности, описывающей участки передней кромки пластины, составляют 1,62 радиуса дуги окружности, описывающей участки задней кромки пластины. 5. Траловая доска по п. 1, отличающаяся тем, что жесткая рамка самой удаленной от ваера пластины снабжена шарнирами с возможностью шарнирного поворота на 180o частей пластины относительно оси симметрии пластины.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к промышленному рыболовству и может быть использовано для обеспечения раскрытия трала. Известна траловая доска, содержащая набор профилированных крыльев и щитков, образующих щели, цельнолитой киль и верхнюю коробку, скрепленные с крыльями и щитками, с образованием жесткой конструкции овальной формы и арматуру для скрепления с ваером и кабелями трала (см. книгу В.Н. Мельникова Устройство орудий лова и технология добычи рыбы, М.: Агропромиздат, 1991, с. 248-251, рис. 56). Недостатки этого технического решения - рост габаритных размеров с ростом размеров снасти, осложняющий эксплуатацию (подъем трала на промысловое судно), и неизбежность работы досок на углах атаки (25-40o), при которых велико сопротивление досок движению, поскольку при этих углах атаки распорная сила досок максимальна. Известна также траловая доска, содержащая набор пластин, размещенных на расстоянии друг от друга с зазором между обращенными друг к другу поверхностями и закрепленных на несущем каркасе, а также утяжелители и арматуру для скрепления с ваером и кабелями трала (см. книгу В.Н. Лукашова Устройство и эксплуатация орудий промышленного рыболовства, М.: Пищевая промышленность, 1972, с. 244-245, рис 102). Недостаток этого технического решения - громоздкость устройства, не позволяющая в процессе операций спуска-подъема трала перемещать их через слип вместе с ним, особенно при больших размерах трала. Задача, на решение которой направлено заявленное изобретение, выражается в уменьшении габаритов устройства при сохранении распорной силы и повышении эффективности работы и устойчивости при низких скоростях буксировки. Технический результат, получаемый при решении поставленной задачи, выражается в снижении массогабаритных характеристик устройства при росте распорной силы и уменьшении вероятности перекосов и деформации трала из-за потери устойчивости траловых досок и тем самым в уменьшении аварийности при тралении. Все это в конце концов позволяет улучшить уловистость трала на единицу времени. Для решения поставленной задачи траловая доска, содержащая набор пластин, размещенных на расстоянии друг от друга с зазором между обращенными друг к другу поверхностями и закрепленных на несущем каркасе, а также утяжелители и арматуру для скрепления с ваером и кабелями трала, отличается тем, что каркас выполнен в виде трех стропов, размещенных под углами друг к дугу, в виде ребер пирамиды с поперечным сечением в виде равнобедренного треугольника, при этом вершина пирамиды ориентирована к ваеру, причем каждая из пластин связана с каждым из стропов и отделена от соседних с нею пластин втулками, свободно надетыми на стропы, причем петли соединения со стропами самой удаленной от ваера пластины жестко зафиксированы в плоскости пластины, для чего, например, последние размещены на жесткой рамке, скрепленной с этой пластиной. Кроме того, втулки, надетые на центральный и один из боковых стропов, выполнены в виде наплавов, а втулки, надетые на второй боковой строп, выполнены в виде грузил. Кроме того, передние концы стропов скреплены со скобой, связанной с ваером, при этом задние концы боковых стропов непосредственно скреплены с верхней и нижней подборами крыла трала, а центральный строп связан с ними посредством оттяжек. Кроме того, пластинам в плане придана форма осесимметричной фигуры с выпуклой передней и вогнутой задней кромками, образованными выпуклыми дугами окружности, при этом радиус дуги окружности, описывающей участки передней кромки пластины, в полтора раза превышает радиус дуги окружности, описывающей участки задней кромки пластины, причем расстояние по оси симметрии фигуры от точки пересечения дуг окружности, описывающей участки передней кромки пластины, до точки пересечения дуг окружности, описывающей участки задней кромки пластины, равен радиусу дуги окружности, описывающей участки задней кромки пластины, кроме того, расстояние между точками пересечения передней и задней кромок составляет 2,09 радиуса дуги окружности, описывающей участки задней кромки пластины, а расстояния от этих точек до точки пересечения дуг окружности, описывающей участки передней кромки пластины, составляет 1,62 радиуса дуги окружности, описывающей участки задней кромки пластины. Кроме того, жесткая рамка самой удаленной от ваера пластины снабжена шарнирами с возможностью шарнирного поворота на 180o частей пластины относительно оси симметрии пластины. Сопоставительный анализ признаков заявленного решения с признаками прототипа и аналогов свидетельствует о соответствии заявленного решения критерию "новизна". Признаки отличительной части формулы изобретения решают следующие функциональные задачи:Признак. .. "каркас выполнен в виде трех стропов, размещенных под углами друг к дугу, в виде ребер пирамиды" обеспечивает возможность наращивания рабочей площади поверхности траловой доски при сравнительно небольших приращениях линейных размеров, кроме того, это обеспечивает возможность "складывания" доски в компактный объем с уменьшением "толщины" конструкции. Признак. . .каркас..."с поперечным сечением в виде равнобедренного треугольника" упрощает решение вопросов обеспечения управляемости и устойчивости доски, поскольку проекция центрального стропа на плоскость пластин совпадает с их осями симметрии, кроме того, это облегчает перерегулировку доски на разные режимы работы. Признак. . . "вершина пирамиды ориентирована к ваеру" обеспечивает эффективную работу каждой пластины доски, поскольку исключает попадание задних (по ходу) пластин в гидродинамическую "тень" от впереди расположенных пластин большей площади. Признаки... "каждая из пластин связана с каждым из стропов и отделена от соседних с нею пластин втулками, свободно надетыми на стропы" обеспечивают наличие зазоров между пластинами, их регулировку и одновременно жесткость ребер каркаса при работе доски. Признаки. . . "петли соединения со стропами самой удаленной от ваера пластины жестко зафиксированы в плоскости пластины, для чего, например, последние размещены на жесткой рамке, скрепленной с этой пластиной" обеспечивают жесткость "основания" каркаса. Признаки. . . "петли соединения каждой пластины с центральным стропом выдвинуты вперед по отношению к остальным точкам ее соединения со стропами" обеспечивают возникновение распорной силы на пластинах при их работе. Признаки второго пункта формулы обеспечивают устойчивость доски. Признаки третьего пункта формулы изобретения раскрывают конструктивные особенности соединения доски со снастью и ваером. Признаки четвертого пункта формулы изобретения описывают оптимальную с позиций устойчивости и управляемости форму пластин. Признаки пятого пункта формулы изобретения обеспечивают возможность уменьшения ширины доски за счет ее складывания по оси симметрии. На фиг. 1 показан общий вид траловой доски; на фиг.2 показан общий вид пластины; на фиг.3 показана схема размещения пластин в пространстве. На чертежах показаны пластины 1, центральный строп 2, боковые стропы 3, петли 4, ваер 5, передняя 6 и задняя 7 кромки пластины 1, жесткая рамка 8 с шарнирами 9 на оси симметрии, соединительная скоба 10, втулки-грузила 11, втулки-наплавы 12, регулировочные цепи 13, оттяжки 14, подборы крыла 15 трала. Пластины 1 выполнены из листового пластика. Пластинам в плане придана форма осесимметричной фигуры с выпуклой передней 6 и вогнутой задней 7 кромками, каждая из которых образована двумя выпуклыми дугами окружности. Радиус дуги окружности, описывающей участки передней кромки 6 пластины 1, в полтора раза превышает радиус дуги окружности, описывающей участки задней кромки 7 пластины 1, причем расстояние по оси симметрии пластины от точки пересечения дуг окружности, описывающей участки ее передней кромки 6, до точки пересечения дуг окружности, описывающей участки ее задней кромки 7, равен радиусу дуги окружности, описывающей участки задней кромки пластины, кроме того, расстояние между точками пересечения передней и задней кромок составляет 2,09 радиуса дуги окружности, описывающей участки задней кромки пластины, а расстояния от этих точек до точки пересечения дуг окружности, описывающей участки передней кромки пластины, составляет 1,62 радиуса дуги окружности, описывающей участки задней кромки пластины. Размеры пластин 1 уменьшаются по мере приближения места их установки к соединительной скобе 10, но их форма остается одинаковой. Количество пластин и их размеры зависят от требуемого распорного усилия. Пластины 1 размещены на расстоянии друг от друга с зазором и закреплены своими петлями 4 на несущем каркасе, выполненном в виде трех стропов (одного центрального - 2 и двух боковых - 3). Целесообразно, чтобы петли 4 были снабжены оковками, которые как чехлы плотно охватывают пластину с обеих сторон и надежно зафиксированы, например, клепкой или болтами. Стропы 2 и 3 размещены под острыми углами друг к дугу как ребра пирамиды, поперечное сечение которой имеет вид равнобедренного треугольника, при этом вершина пирамиды ориентирована к ваеру 5 (стропы сходятся к соединительной скобе 10 и фиксируются на ней). Целесообразно, чтобы концы стропов 2 и 3 были снабжены регулировочными цепями 13, которыми они были бы скреплены с соединительной скобой 10. Каждая из пластин 1 отделена от соседних с нею пластин втулками, свободно надетыми на стропы (форма втулок предпочтительно тело вращения, например веретено, шар и т.п., для снижения сопротивления движению). Пластины 1 составляют с центральным стропом 2 угол 30-40o. Втулки-грузила 11 и втулки-наплавы 12 одинаковы по длине и отличаются только весом и, соответственно, материалом. Их полость, через которую пропускаются стропы, обеспечивает свободное проскальзывание последних. Самая удаленная от ваера 5 пластина 1 снабжена жесткой рамкой 8 с шарнирами 9, которые обеспечивают возможность шарнирного поворота на 180o правой и левой частей пластины относительно ее оси симметрии (такое выполнение последней, самой большой в наборе, пластины целесообразно при больших размерах траловых досок, при использовании судов с загроможденной палубой, т.е. при ограниченных размерах рабочей зоны, если таких ограничений нет, то шарниры 9 не используются). Концы боковых стропов 3, выступающие за последнюю пластину 1, связаны непосредственно или посредством оттяжек 14 с подборами крыла 15 трала. Конец центрального стропа 2, выступающий за последнюю пластину 1, связан посредством оттяжек 14 с подборами крыла 15 трала. В качестве трала используется трал известной конструкции. Вооружение, размеры и конструкция трала соответствуют объекту промысла и энерговооруженности промыслового судна. Диаметр ваера 5 (от 17 до 28 мм) определяется размерами трала и энерговооруженностью промыслового судна (он может быть выполнен из каната диаметром порядка 20 мм, типа "геркулес", снабженного стальными армирующими нитями и имеющего отрицательную плавучесть). Длина ваера определяется глубиной места лова и скоростью траления. Стропы 2 и 3 выполнены из тонкого (диаметром 8-10 мм) стального троса. Регулировочные цепи 13 выполнены из металла, толщина звеньев определяется нагрузками на траловую доску. Заявленное устройство работает следующим образом. Трал вводят в режим траления и буксируют за промысловым судном. Встречный поток воды обтекает пластины 1, расположенные под углом к направлению движения трала. Результирующее действие потока на доску характеризуется силой, перпендикулярной плоскости доски, образованной боковыми стропами 3. Эту силу можно разложить на силу сопротивления, препятствующую движению трала, и распорную силу, перпендикулярную направлению движения трала. Распорные силы двух досок, расположенных у обоих крыльев трала, обеспечивают его горизонтальное раскрытие. Компоновка пластин в несущем каркасе обеспечивает эффективную работу каждой пластины доски, поскольку исключает попадание задних (по ходу) пластин в гидродинамическую "тень" от впереди расположенных пластин большей площади. Поскольку конструкция шарнира обеспечивает складывание частей пластин вперед, напор воды и силы натяжения, возникающие в конструкции при буксировке трала, будут только способствовать раскрытию пластины в рабочее положение и удерживать ее в нем. Чтобы пластину сложить, необходимо снять со стропов натяжение. Устойчивость доски в процессе траления обеспечена совместной работой втулок-грузил 11, втулок-наплавов 12, исключающих переворот доски, кроме того, данная конструкция доски является пространственной, что также способствует стабилизации ее положения в пространстве, а также этому способствует форма самих пластин за счет того, что потоки воды, проходящие через заднюю кромку, "привязаны" к вырезу (впадине) задней кромки, середина которой лежит на оси симметрии. Суммарная рабочая площадь пластин существенно превышает размеры боковой стороны доски, т. е. при равных с обычными досками длине и ширине данная конструкция имеет распорную силу, в несколько раз большую, позволяющую эффективно работать на малых скоростях траления (до 2 узлов), когда траловые доски, одинаковые с ними по размерам (в вертикальной плоскости), теряют распорные качества. При работе доски жесткость последней пластины 1 при жесткости стропов 2 и 3 (под действием напора воды и благодаря втулкам 11 и 12) обеспечивает общую жесткость каркаса. Регулирование углов атаки пластин осуществляют изменением длины регулировочной цепи 13 центрального стропа 2 и (или) перемещением по нему петель 4 пластин 1. Регулировку доски на заглубление или всплытие обеспечивают изменением длины регулировочной цепи 13 боковых стропов 3 и (или) перемещением по нему соответствующих петель 4 пластин 1.
Класс A01K73/04 устройства для развертывания трала или установки его в определенном положении, например устройства для управления тралом
система вооружения трала - патент 2215412 (10.11.2003) | |
плав для оснастки орудий лова - патент 2052928 (27.01.1996) |
Класс A01K73/045 для горизонтального раскрытия, например щитов трала