самокат универсальный

Классы МПК:B62D61/00 Самоходные транспортные средства или прицепы, отличающиеся расположением или числом колес, не отнесенные к другим рубрикам, например колес, размещенных по ромбической схеме
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Градобоев Владимир Тимофеевич
Приоритеты:
подача заявки:
2000-08-07
публикация патента:

Самокат универсальный относится к средствам передвижения спортивно-бытового характера. Самокат содержит подножку с элементами передвижения в виде четырех роликов, расположенных попарно вдоль боковых сторон подножки без возможности поворота в горизонтальной плоскости, рулевую стойку, закрепленную к боковой стороне подножки. Самокат имеет возможность замены элементов передвижения: ролики заменяются на полозья. Техническим результатом является возможность всесезонной эксплуатации самоката. 4 з.п.ф-лы, 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7

Формула изобретения

1. Самокат, содержащий подножку с продольными боковыми сторонами, элементы передвижения и вертикально установленную рулевую стойку с ручкой управления, консольно закрепленной на ее верхнем конце, отличающийся тем, что элементы передвижения закреплены к боковым сторонам подножки без возможности поворота в горизонтальной плоскости, при этом рулевая стойка своей нижней частью также закреплена к одной из ее боковых сторон, а ручка управления установлена в продольном направлении и расположена в пределах длины подложки.

2. Самокат по п. 1, отличающийся тем, что элементы передвижения выполнены в виде четырех роликов, расположенных попарно вдоль боковых сторон подложки.

3. Самокат по п. 1, отличающийся тем, что элементы передвижения выполнены в виде двух полозьев с загнутыми вверх передними и задними концами.

4. Самокат по п. 1, отличающийся тем, что рулевая стойка закреплена с возможностью поворота в вертикальной плоскости относительно подножки на угол 90o.

5. Самокат по п. 1, отличающийся тем, что рулевая стойка выполнена телескопической с возможностью изменения своего размера по высоте.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к средствам передвижения спортивно-бытового назначения, а более точно к самокатам, то есть устройствам для передвижения пользователя путем отталкивания от поверхности движения.

Целью настоящего изобретения является создание самоката с более широкими эксплуатационными возможностями и высокими потребительскими качествами, способного использоваться не только летом, но и зимой, имеющего простое конструктивное устройство, позволяющее складывать его в компактный, легко переносимый пакет, удобного в эксплуатации, безопасного в использовании, обеспечивающего возможность физического развития пользователя.

Известно устройство для передвижения посредством отталкивания ногой от поверхности движения под названием "Скейтборд", описанное в книге Мацукевича А.А. и Шершакова Н.В. "Мода или спорт" 1989 г. издания.

Известное устройство состоит из опорной доски, установленной шарнирно на тележку с четырьмя роликами, которые имеют возможность поворота в горизонтальной плоскости.

После разгона скейтборда с помощью толчковой ноги дальнейшее движение производится за счет пространственных изгибов тела пользователя, сообщающих таким образом дополнительные импульсы, поддерживающие передвижение. При падении скорости цикл разгона и импульсных телодвижений повторяется.

Изменение направления движения скейтборда осуществляется с помощью определенных пространственных телодвижений воздействующих на шарнирные соединения доски и роликов тележки.

Недостатком известного устройства является невозможность его использования в зимних условиях, повышенная опасность его эксплуатации, сложность конструкции и неудобство переноски.

Известен самокат по патенту ДЕ 19633061 С1 от 16.08.96 г., содержащий опорную доску, элементы передвижения в виде переднего и заднего колес, рулевую стойку, связанную с передним колесом и закрепленную с возможностью поворота вокруг своей продольной оси, а также ручку управления, консольно закрепленную на ее верхнем конце.

Недостатком известного самоката является невозможность его использования в зимних условиях, сложность конструкции, значительные габаритные размеры, большой вес и связанное с этим неудобство его ручной переноски, что ограничивает его эксплуатационные возможности.

Также известен складной самокат по патенту ЕP 836985 А2 от 17.10.96 г., 6 В 62 К 15/00, содержащий подножку, элементы передвижения в виде переднего и заднего колес, вертикально установленный управляющий стержень, связанный с подножкой и передним колесом, являющийся рулевой стойкой, на верхнем конце которой консольно закреплена ручка управления, при этом рулевая стойка закреплена к подножке с возможностью поворота относительно горизонтальной оси и их совмещения в одной плоскости.

Недостатком известного складного самоката является невозможность его использования в зимних условиях, сложность конструктивного исполнения, большой вес и значительные габариты даже в сложенном состоянии. Кроме этого, наличие рулевой стойки, связанной с передним колесом, повышает опасность эксплуатации самоката, так как способствует его опрокидыванию при наезде на препятствие, например выступ или углубление на пути движения, и возможному травмированию пользователя.

Наклоненная вперед поза при движении на самокате, занятые руки его управлением сковывают амплитуду движений пользователя, уменьшают импульс его толчковой ноги и препятствуют развитию навыков балансирования, что в целом ухудшает его эксплуатационные возможности и снижает потребительские качества.

Целью настоящего изобретения является создание самоката универсального типа (в дальнейшем просто самоката), способного эксплуатироваться в любое время года, простой конструкции, малого веса, компактного, удобного для переноски в сложенном состоянии, безопасного в эксплуатации и пригодного в качестве спортивного тренажера для развития физических навыков, связанных с необходимостью балансирования, для удержания равновесия в процессе движения.

Поставленная задача решена тем, что самокат содержит подножку с продольными боковыми сторонами, элементы передвижения и вертикально установленную рулевую стойку с ручкой управления, консольно закрепленной на ее верхнем конце, отличается тем, что элементы передвижения жестко закреплены к боковым сторонам подножки, при этом рулевая стойка своей нижней частью также жестко закреплена к одной из ее боковых сторон, а ручка управления установлена в продольном направлении и расположена в пределах длины подножки.

Целесообразно элементы передвижения выполнить в виде четырех роликов, расположенных попарно вдоль боковых сторон подножки без возможности поворота в горизонтальной плоскости.

Также целесообразно элементы передвижения выполнить в виде двух полозьев с загнутыми вверх передними и задними концами.

Кроме этого, целесообразно рулевую стойку закрепить с возможностью поворота в вертикальной плоскости относительно подножки на угол 90o.

Также целесообразно рулевую стойку выполнить телескопической с возможностью изменения своего размера по высоте.

Такое конструктивное исполнение самоката позволяет обеспечить его всесезонную эксплуатацию, упростить конструкцию, достичь высокой компактности в сложенном виде и удобства при переноске, обеспечить безопасность его использования, а также придать ему качества тренажера для развития у пользователей полезных физических навыков.

Действительно, использование элементов передвижения в виде роликов или полозьев дает возможность использовать самокат как в летний период на дорожках с твердым покрытием, так и в зимних заснеженных условиях. Для этого соответственно используются ролики или полозья, имеющие однотипное крепление к боковым сторонам подножки.

Жесткое крепление элементов передвижения и рулевой стойки значительно упрощает конструкцию, делает ее более надежной и легкой, удобной в эксплуатации.

Установка рулевой стойки сбоку подножки повышает безопасность самоката, так как при наезде на препятствие рулевая стойка не мешает сделать опорной ногой, находящейся на подножке, шаг вперед и сойти с самоката по ходу движения.

Продольное положение ручки управления, расположенной в пределах длины подножки, позволяет опираться на нее рукой и, балансируя при этом свободной рукой и ногой, поддерживать равновесие при движении, особенно по неровной поверхности. Такое балансирование во время движения самоката развивает чувство равновесия, быстроту реакции, гибкость и физическую силу пользователя, что позволяет отнести данное устройство к категории спортивных тренажеров и применять его не только на улице, но и в закрытых помещениях.

Размещение ручки управления в пределах длины подножки позволяет удобно управлять самокатом как левой, так и правой рукой, в зависимости от опорной ноги, установленной на подножку. При этом самокат с одинаковой эффективностью может двигаться как вперед, так и назад, что позволяет, меняя опорную ногу, пропорционально и всесторонне развивать полезные физические навыки пользователя.

Телескопическое выполнение рулевой стойки с возможностью изменения своего размера по высоте, а также возможность ее поворота относительно подножки на угол 90o позволяет складывать самокат в компактный пакет, удобно переносимый за ручку управления. При необходимости он может быть быстро разложен наподобие зонтика и приведен в готовность для передвижения.

В результате изменений конструкции известного устройства путем жесткого крепления к боковым сторонам подножки элементов передвижения двух типов - для летнего и зимнего пользования, жесткого крепления рулевой стойки к одной из боковых сторон подножки, продольного направления ручки управления и расположения ее в пределах длины подножки, а также возможность поворота рулевой стойки относительно подножки на 90o и телескопического ее исполнения получена качественно новая конструкция самоката, обладающего более широкими эксплуатационными возможностями и более высокими потребительскими свойствами.

Ниже, в качестве примера, приведены варианты конструктивного исполнения самоката, показанные на чертежах, на которых:

фиг.1 - общий вид самоката в пространственном изображении;

фиг.2 - общий вид самоката в зимнем исполнении;

фиг.3 - общий вид самоката в летнем исполнении;

фиг.4 - вид "А" на фиг.3;

фиг.5 - вид "Б" на фиг.3;

фиг.6 - общий вид самоката с телескопической рулевой стойкой в сложенном состоянии;

фиг.7 - вид "В" на фиг.6.

Представленный самокат является своеобразным транспортным средством, предназначенным для перемещения пользователя в летний период по твердому покрытию на роликах, в зимний период - по снежному настилу на полозьях. При переноске самокат способен складываться в компактный пакет и переноситься за ручку управления.

Самокат содержит подножку 1 (фиг.1, 4, 5 и 7) с продольными боковыми сторонами 2, элементы передвижения в виде роликов 3 или полозьев 4 (фиг.2). Кроме этого, содержит рулевую стойку 5 (фиг.1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), жестко закрепленную к одной из боковых сторон 2. На верхнем конце рулевой стойки 5 установлена в продольном направлении (вдоль боковой стороны 2) ручка управления 6, расположенная в пределах длины подножки 1.

Одной из отличительных особенностей представленной конструкции самоката является используемый материал для его изготовления, представляющий собой трубки стандартного проката. Так, например, подножка 1 (фиг.1) составлена из продольных и поперечных трубок, при этом одна из ее боковых сторон 2, рулевая стойка 5 и ручка управления 6 выполнены за одно целое из одной трубки, изогнутой в виде буквы "С".

Такая конструкция самоката, выполненная из одного вида проката, обладает высокой технологичностью изготовления, легкостью веса 1,5-2 кг, надежностью эксплуатации и, как следствие, низкой себестоимостью изготовления. Это, в свою очередь, определяет ее высокие потребительские качества, такие как низкая стоимость, универсальность и долговечный срок службы.

На фиг.6 и 7 изображен вариант самоката в складном исполнении. От вышеописанной конструкции он отличается тем, что рулевая стойка 5 состоит из двух телескопических трубок 7 и 8, входящих одна в другую и устанавливающихся в двух положениях, определяемых фиксатором 9. Максимальная высота рулевой стойки соответствует наибольшему выдвижению трубок 7 и 8, а минимальная получается при их сдвинутом положении. Кроме этого, рулевая стойка 5 посредством шарнира 10 может поворачиваться относительно боковой стороны 2 подножки 1 на угол 90o и устанавливаться в двух крайних положениях с помощью фиксатора 11.

Процесс движения на самокате осуществляется следующим образом. Перед началом движения пользователь берется рукой за ручку управления 6 и становится соответствующей ногой на подножку 1. Приняв такое исходное положение, другой ногой производит толчковое движение, сообщая самокату силовой импульс, который усиливается за счет одновременного махового движения свободной руки. Под воздействием направленного силового импульса самокат начинает движение. При этом сохранение равновесия обеспечивается балансированием свободной руки и ноги пользователя, особенно на неровной поверхности дороги.

Управление самокатом, то есть изменение направления его движения, осуществляется в момент начала толчка, когда вес тела переносится с опорной ноги, стоящей на подножке 1, на толчковую ногу. В этот момент, отклонив назад рулевую стойку 5, немного приподнимают передние ролики 3 и, поворачивая рукой ручку управления 6, жестко связанную через рулевую стойку 5 с подножкой 1, поворачивают последнюю в нужном направлении. Затем, совершая толчок ногой, возвращают рулевую стойку 5 в вертикальное положение и продолжают движение в измененном направлении.

Так как процесс поворота совпадает с моментом толчка, то он практически не оказывает влияния на скорость и характер движения самоката.

Процесс управления самокатом, оснащенным полозьями 4 (фиг.2), производится аналогичным образом.

Следует отметить, что сложность удержания равновесия при движении на самокате прямо пропорциональна расстоянию между роликами 3 (фиг.3) l1 или для зимнего исполнения, пропорциональна длине полозьев 4 (фиг.2) l2. С уменьшением величины l1 и l2 устойчивость самоката снижается и он по сложности использования приближается к спортивному тренажеру. И, наоборот, с увеличением значений l1 и l2 его устойчивость возрастает и он становится доступным для освоения широкой возрастной группой пользователей.

В связи с этим целесообразно изготавливать самокаты с различными значениями l1 и l2, что расширит его эксплуатационные возможности и повысит потребительскую привлекательность.

Отличительной особенностью самоката, изображенного на фиг.6 и 7, является возможность складывать его в компактный пакет, удобный к переноске. Для этого необходимо освободить от фиксатора 9 трубку 7 рулевой стойки 5, после чего задвинуть ее в трубку 8 и тем самым сократить высоту рулевой стойки 5. Далее необходимо возвратить фиксатор 9 в исходное положение, придав жесткость полученной конструкции.

После этого необходимо освободить шарнир 10 от фиксатора 11 и, повернув уменьшенную по высоте стойку 5 на угол 90o, установить ее параллельно подножке 1 и закрепить полученный пакет установкой фиксатора 11 в исходное положение. Теперь легко можно переносить сложенный самокат, держа его за ручку управления 6. Возврат самоката в рабочее состояние производится в обратной последовательности.

Описанная выше конструкция самоката, заявленная в формуле изобретения, полученная благодаря изменениям, внесенным в конструкции известных устройств, представляет собой новый тип самоката, способного использоваться как в летних, так и в зимних условиях, позволяющего развивать полезные физические качества, безопасного в эксплуатации, легкого веса 1,5-2 кг и удобного в хранении и ручной переноске, что расширяет его эксплуатационные возможности и делает более привлекательными его потребительские качества.

Учитывая полученные вышеперечисленные качества, значительно расширяющие функциональные возможности предложенной конструкции самоката, считаю обоснованным добавление к названию самокат слова "универсальный", которое позволяет толковать название в расширительном смысле.

Класс B62D61/00 Самоходные транспортные средства или прицепы, отличающиеся расположением или числом колес, не отнесенные к другим рубрикам, например колес, размещенных по ромбической схеме

мобильный агрегат -  патент 2522482 (20.07.2014)
самоходное шасси четырехколесного транспортного средства -  патент 2494908 (10.10.2013)
устройство - цилиндроприжимной механизм для распределения собственной нагрузки с передней оси колесного трактора на дополнительно установленный движитель -  патент 2480343 (27.04.2013)
транспортное средство с четырьмя опорными колесами, размещенными по ромбической схеме -  патент 2455188 (10.07.2012)
амфибийное транспортное средство -  патент 2444444 (10.03.2012)
самокат -  патент 2418708 (20.05.2011)
вспомогательное устройство для повышения проходимости неполноприводного колесного трактора -  патент 2399542 (20.09.2010)
устройство для подъема оси для транспортного средства и содержащая его подвеска колес -  патент 2398704 (10.09.2010)
транспортное средство -  патент 2397908 (27.08.2010)
автомобиль повышенной проходимости -  патент 2389632 (20.05.2010)
Наверх