B63C11/38 с входом, расположенным над поверхностью воды
Автор(ы):
Халидов Г.Ю.
Патентообладатель(и):
Халидов Гамид Юсупович, Халидов Уллубий Гамидович
Приоритеты:
подача заявки: 2000-10-10
публикация патента: 10.05.2003
Устройство для спасения экипажа подводной лодки выполнено в виде трубы, один конец которой крепится системой захватов в среднем корпусе тримарана-спасателя, а другой конец снабжен стыковочным узлом для стыковки с корпусом подводной лодки. Внутри трубы расположены лестница и лифтовый механизм конвейерного типа для перемещения членов экипажа подводной лодки снизу вверх, а упомянутая система захватов выполнена с возможностью перемещения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Такое выполнение устройства обеспечивает ускорение эвакуации экипажа из аварийной подводной лодки. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Устройство для спасения экипажа подводной лодки, размещаемое в среднем корпусе тримарана-спасателя, выполненное в виде трубы, опускаемый в воду конец которой снабжен снаружи системами освещения, наблюдения, гидроакустики и стыковочным узлом для стыковки с корпусом подводной лодки, а другой конец трубы крепится системой захватов среднего корпуса тримарана и обеспечивает выход экипажа, причем система захватов выполнена с возможностью перемещения в вертикальной и горизонтальной плоскостях, внутри трубы расположена лестница и лифтовой механизм конвейерного типа для перемещения членов экипажа подводной лодки снизу вверх, внутри труба снабжена системами связи, освещения и вентиляции. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что труба содержит шарнирный механизм, соединяющий трубу со стыковочным узлом и выполненный с возможностью изменения положения стыковочного узла относительно трубы. 3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что труба выполнена с возможностью наращивания ее длины. 4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что стыковочный узел трубы содержит шлюзовую камеру и снабжен оборудованием для вскрытия аварийного люка или корпуса подводной лодки.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению, а конкретно к конструкции устройств, предназначенных для спасения и вывода экипажа из аварийной подводной лодки, лежащей на дне. Цель настоящего изобретения - создание устройства, обеспечивающего быструю эвакуацию экипажа из аварийной подводной лодки. Известны различные способы спасения членов экипажа подводной лодки, находящейся на дне. Это, например, различные спасательные аппараты. Недостатками ранее известных технических решений являются их неэффективность при наличии подводных течений при склонении подводной лодки на бок, ограниченная вместимость спасательных аппаратов. Поставленная цель достигается тем, что устройство для спасения экипажа подводной лодки размещается в среднем корпусе тримарана-спасателя и выполнено в виде трубы, опускаемый в воду конец которой снабжен снаружи системами освещения, наблюдения, гидроакустики и стыковочным узлом для стыковки с корпусом подводной лодкой. Другой конец трубы крепится системой захватов среднего корпуса тримарана и обеспечивает выход экипажа. Система захватов выполнена с возможностью перемещения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Внутри трубы расположена лестница и лифтовой механизм конвейерного типа для перемещения членов экипажа подлодки снизу вверх. Внутри труба снабжена системами связи, освещения и вентиляции. Труба содержит шарнирный механизм, соединяющий трубу со стыковочным узлом и выполненный с возможностью изменения положения стыковочного узла относительно трубы. Труба выполнена с возможностью наращивания ее длины. Стыковочный узел трубы содержит шлюзовую камеру и снабжен оборудованием для вскрытия аварийного люка или корпуса подводной лодки. На фигурах 1 и 2 изображена схема тримарана-спасателя (виды спереди и сверху). На фигуре 3 изображена схема проведения спасательных работ по выводу экипажа подводной лодки. Устройство для спасения экипажа подводной лодки 5 представляет собой трубу 1, размещаемую в среднем корпусе 4 тримарана-спасателя 15. Тримаран-спасатель состоит из трех корпусов, где средний корпус 4 содержит днище с раскрываемыми створками 9 и предназначен для проведения спасательных работ, приема внутрь себя поднятых со дна моря судов, для чего оборудован всеми необходимыми механизмами и такелажем для осуществления спасательных работ. Фактически средний корпус выполняет функции дока. Труба 1 выполнена с возможностью наращивания. Секции трубы могут быть разной длины и специального назначения, например секция трубы, которая предназначена для захватов 7, может делаться особо прочной. Опускаемый в воду конец трубы 1 оборудован в наружной части прожекторами 11, видеокамерами 12, гидроакустическими приборами 13. Собственно торец трубы выполнен в виде стыковочного узла 2, который стыкуется с аварийным люком подводной лодки 5 в месте стыка 6. Стыковочный узел 2 для обеспечения плотной стыковки выполнен с возможностью отклонения от вертикальной оси трубы 1 с помощью шарнирного механизма 3, который соединяет стыковочный узел 2 с трубой 1. Это важно в случаях, когда аварийный люк подлодки не расположен в строго горизонтальном положении. Стыковочный узел 2 трубы 1 может содержать шлюзовую камеру. Верхняя часть трубы 1, находящаяся в среднем корпусе тримарана, крепится, по крайней мере, двумя уровнями захватов 7 для обеспечения стабилизации трубы, точного ее наведения и удержания в требуемом положении. Захваты 7 выполнены с возможностью их перемещения в вертикальной и горизонтальной плоскостях с целью гашения колебаний трубы 1 и судна из-за волнений на море, обеспечивая тем самым надежность стыковки и ведения спасательных работ. К опускаемой в воду трубе 1 в разных ее точках прикреплены троса 8, другие концы которых заведены на лебедки 10, расположенные на палубе и внутри среднего корпуса 4 тримарана 15 и выполненные с возможностью перемещения. Это необходимо для равномерного спуска (подъема) трубы в воду (из воды), для более точного наведения стыковочного узла 2 трубы 1 на требуемое место в подводной лодке 5, а также для дополнительной страховки положения трубы 1 в состыкованном состоянии. Для обеспечения максимальной скорости вывода экипажа из аварийной подлодки и доставки его наверх труба 1 оборудована системой лифтового хозяйства конвейерного типа. Например, один из вариантов такого лифтового хозяйства представляет собой постоянно перемещающийся вверх-вниз на роликах трос с откидными сидениями. На случай выхода из строя лифтового конвейера к внутренней поверхности трубы 1 прикреплена лестница. Труба 1 изнутри оборудована необходимым освещением, вентиляцией и т.п. Длина трубы 1 ограничивается длиной трюма среднего корпуса 4 тримарана-спасателя. При необходимости дальнейшее наращивание трубы 1 производится после принятия трубой 1 вертикального положения. Для этого внутри трюма и на палубе располагается необходимое оборудование. При необходимости (например, штормовое состояние моря) в целях увеличения устойчивости судна при проведении спасательных работ осадку судна можно регулировать через набор воды в балластные цистерны, расположенные в боковых корпусах судна. Рассмотрим операцию по спасению экипажа подводной лодки, лежащей на глубине, например, 100 метров. По пути к месту аварии после получении информации о глубине залегании подлодки начинаются работы по формированию длины трубы 1, проверке работоспособности всех ее механизмов. С учетом глубины трюма судна и вывода спасаемых людей на палубу необходимая длина трубы составит 135 метров. Тримаран-спасатель, прибыв на место аварии, размещается над подводной лодкой. Открываются створки днища 9 и начинается спуск трубы 1, который регулируется травлением тросов 8 и работой захватов 7. Когда труба 1 достигнет вертикального положения, проводится обследование подводной лодки, в том числе на предмет устойчивости ее положения. Включаются прожектора 11, видеокамеры 12, гидроакустические приборы 13 и т.д. Перемещение трубы 1 вдоль подводной лодки 5 с целью исследования осуществляется перемещением тримарана-спасателя. Информация о положении трубы 1 относительно лодки с помощью видеокамер, гидроакустических приборов поступает на пульт управления, откуда осуществляется корректировка положения трубы 1 и тримарана. Определив место стыковки, оператор осуществляет наводку стыковочного узла 2, его плотное прилегание к корпусу подлодки и открытие люка подлодки. Плотное прилегание к корпусу обеспечивается тем, что стыковочный узел 2 сочленяется с трубой 1 шарнирным механизмом 3, который позволяет изменять положение стыковочного угла 2 относительно трубы 1, выбирая необходимый угол стыковки. При необходимости стыковочный узел может быть снабжен оборудованием для вскрытия люка. После открытия люка начинается эвакуация экипажа. Члены экипажа в порядке очередности поднимаются в трубу и с помощью лифтового хозяйства один за другим отправляются наверх и через проем 14 в трубе 1 выходят на судно. Преимуществами данного устройства являются простота в исполнении, быстрая подготовка к спасательным работам, возможность работы на разных глубинах, возможность за относительно короткий период времени принять исходное положение и приступить к спасательным операциям. Применение данного устройства позволяет операцию спасения экипажа произвести за один прием, осуществить ее непрерывно и быстро без необходимости проведения декомпрессии.