кривошипно-шатунный механизм
Классы МПК: | F01M1/06 смазочные системы с каналами в теле коленчатых валов и шатунов |
Автор(ы): | Фомин Н.А. |
Патентообладатель(и): | Фомин Николай Александрович |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-05-24 публикация патента:
10.05.2003 |
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в кривошипно-шатунных механизмах ДВС, шатун которых имеет канал для смазки. Кривошипно-шатунный механизм содержит коленчатый вал с коренными и шатунными шейками, шатун, поршень с бобышками и наружной канавкой для масла, выполненной на стороне поршня, которая испытывает наибольшие нагрузки при такте "рабочий ход". Торцевые плоскости верхней головки шатуна и внутренние торцевые плоскости бобышки поршня выполнены наклонными, а диаметр коренной шейки имеет размер, равный сумме хода поршня и диаметра шатунной шейки. Масло поступает по каналу в шатуне во внутреннюю полость пальца через отверстие, а из внутренней полости пальца к наружной канавке на поршне. Изобретение позволяет снизить износ трущихся поверхностей и увеличить срок службы. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Кривошипно-шатунный механизм, содержащий коленчатый вал с коренными и шатунными шейками, шатун с верхней головкой и каналом, поршень с бобышками и наружной канавкой для масла и палец, причем масло подается по каналу в шатуне во внутреннюю полость пальца через отверстие, а из внутренней полости пальца к наружной канавке на поршне, отличающийся тем, что торцевые плоскости верхней головки шатуна и внутренние торцевые плоскости бобышек поршня выполнены наклонными, а диаметр коренной шейки имеет размер, равный сумме хода поршня и диаметра шатунной шейки.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в кривошипно-шатунных механизмах ДВС, шатун которых имеет смазочный канал. Известен кривошипно-шатунный механизм, содержащий коленчатый вал с коренными и шатунными шейками, шатун с верхней и нижней головками, причем в шатуне выполнен канал для масла, поршень с бобышками и наружной канавкой для масла и поршневой палец, установленный в бобышках поршня, причем масло поступает по каналу в шатуне во внутреннюю полость пальца через отверстие, а из полости пальца к наружной канавке на поршне (авт. св. СССР 60723, кл. F 01 М 1/06, опубл. 1942). Однако известный механизм имеет повышенный износ трущихся поверхностей и недостаточный срок службы. Задача изобретения - снижение износа трущихся поверхностей и увеличение срока службы. Поставленная задача решается тем, что в кривошипно-шатунном механизме, содержащем коленчатый вал с коренными и шатунными шейками, шатун с верхней головкой и каналом, поршень с бобышками и наружной канавкой для масла и палец, причем масло подается по каналу в шатуне во внутреннюю полость пальца через отверстие, а из внутренней полости пальца к наружной канавке на поршне, при этом торцевые плоскости верхней головки шатуна и внутренние торцевые плоскости бобышек поршня выполнены наклонными, а диаметр коренной шейки имеет размер, равный сумме хода поршня и диаметра шатунной шейки. Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 показан кривошипно-шатунный механизм двигателя, а на фиг.2 - поршень с наружной канавкой. Кривошипно-шатунный механизм содержит коленчатый вал с коренными 1 и шатунными 2 шейками, шатун 3 с верхней 4 головкой, поршневой палец 5, поршень 6 с бобышками 7 для установки поршневого пальца 5. Поршень 6 имеет на своей боковой поверхности наружную канавку 8, а в шатуне выполнен центральный канал 9 для смазки. Диаметр коренной шейки увеличен до размера, равного ходу поршня плюс диаметр шатунной шейки. Выполнение торцевых плоскостей верхней головки шатуна и внутренних торцевых плоскостей бобышек поршня наклонными позволяет увеличить площадь опоры поршня на палец и пальца на верхнюю головку шатуна. При работе двигателя масло нагнетается насосом системы смазки (не показан на чертеже) через каналы в коленчатом валу в зазор между шейкой вала и подшипником (не показано), предотвращая сухое трение рабочих поверхностей шейки и подшипника, затем по центральному каналу 9 в шатуне масло поступает к верхней головке шатуна и через отверстие в пальце 5 во внутреннюю полость последнего, а из полости пальца к наружной канавке 8 на поршне, находящейся на стороне поршня, которая испытывает наибольшие нагрузки при такте "рабочий ход". Изобретение позволяет увеличить моторесурс двигателя.Класс F01M1/06 смазочные системы с каналами в теле коленчатых валов и шатунов