промежуточное рельсовое скрепление на железобетонном основании
Классы МПК: | E01B9/18 для железобетонных шпал |
Автор(ы): | Спиридонов В.Н., Дьяков А.В., Иванов А.В., Федин В.М. |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "Категория" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-07-22 публикация патента:
27.05.2003 |
Изобретение относится к конструкции верхнего строения железнодорожного пути. Сущность изобретения: скрепление содержит подрельсовую прокладку 1, анкер 2, частично замоноличенный в бетонную шпалу, прутковую пружинную клемму 4, взаимодействующую с подошвой рельса, анкером 2 и бетонной шпалой, подклеммник 9, размещенный между опорной частью клеммы и бетонной шпалой, резьбовой элемент 6, обеспечивающий прижатие клеммы 4 к подошве рельса и шпале. Анкер 2 выполнен в виде короба прямоугольного сечения, в который установлен закладной болт 5 с гайкой 6 и шайбой 7, нижняя часть короба замоноличена в железобетонную шпалу и имеет элемент фиксации головки закладного болта. Верхняя часть анкера 2 выступает над поверхностью бетонной шпалы на величину 1,5-2,5 диаметра пружинной клеммы 4 и выполнена в виде щек с выемками на торце для фиксации пружинной клеммы 4 в положении предварительной сборки. Изобретение направлено на решение технических задач по облегчению монтажных работ и снижению себестоимости. 3 з.п. ф-лы, 9 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10
Формула изобретения
1. Промежуточное рельсовое скрепление на железобетонном основании, содержащее подрельсовую прокладку, анкер, частично замоноличенный в бетонную шпалу, прутковую пружинную клемму, взаимодействующую с подошвой рельса, анкером и бетонной шпалой, подклеммник, размещенный между опорной частью клеммы и бетонной шпалой, резьбовой элемент, обеспечивающий прижатие клеммы к подошве рельса и шпале, отличающееся тем, что анкер выполнен в виде короба прямоугольного сечения, в который установлен закладной болт с гайкой и шайбой, нижняя часть короба замоноличена в железобетонную шпалу и имеет элемент фиксации головки закладного болта, а его верхняя часть выступает над поверхностью бетонной шпалы на величину 1,5-2,5 диаметра пружинной клеммы и выполнена в виде двух щек с выемками на торце для фиксации пружинной клеммы в положении предварительной сборки. 2. Скрепление по п. 1, отличающееся тем, что элемент фиксации головки болта выполнен в виде седловидной шайбы, жестко соединенной с коробом. 3. Скрепление по п. 1, отличающееся тем, что расстояние между щеками анкера составляет 1,01-1,05(Dб+Dк), где Dб - диаметр закладного болта, Dк- диаметр пружинной клеммы. 4. Скрепление по п. 1, отличающееся тем, что шайба выполнена с выступом, отогнутым в зазор между концами пружинной клеммы.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к железнодорожному пути, а конкретно к устройству прикрепления рельсов к железобетонному основанию, и может быть использовано в путевом хозяйстве при изготовлении конструктивных элементов промежуточного рельсового скрепления для соединения рельсов с железобетонными шпалами. Такие рельсовые скрепления должны быть прочными, иметь амортизирующие элементы, обеспечивать возможность регулировки положения рельса по высоте, иметь минимум деталей, быть простыми и экономичными при изготовлении и эксплуатации. Известно бесподкладочное рельсовое скрепление для железобетонного подрельсового основания, содержащее подрельсовую прокладку, упорную скобу, воспринимающую поперечные нагрузки от рельса, прутковую пружинную клемму, взаимодействующую с подошвой рельса и упорной скобой, закладной болт с гайкой и шайбой, обеспечивающие прижатие клеммы к подошве рельса, упругую прокладку, установленную между упорной скобой и железобетонной шпалой, закладную опорную шайбу, замоноличенную в бетонной шпале, взаимодействующую с головкой закладного болта (Технические указания на сборку, укладку и эксплуатацию пути с бесподкладочным рельсовым скреплением ЖБР-65 на железобетонных шпалах, разработаны Всероссийским НИИ ж/д транспорта и Проектно-технологическо-конструкторским бюро ЦП МПС, 1998 г., приложение А, стр. 6). Основным недостатком такой конструкции является ослабление крепления при самопроизвольном откручивают гайки и нестабильность ширины рельсовой колеи. Известно также бесподкладочное анкерное рельсовое скрепление (АРС), содержащее подрельсовую прокладку, U-образный анкер, частично замоноличенный в бетонную шпалу, прутковую пружинную клемму, взаимодействующую с подошвой рельса, анкером и бетонной шпалой, подклеммник, размещенный между опорной частью клеммы и ж/б шпалой, монорегулятор, обеспечивающий прижатие клеммы к подошве рельса и ее фиксацию, изолирующую прокладку (В.К. Альбрехт, М.П. Виногоров и др. "Бесстыковый путь". - М.: Транспорт, 2002 г., с.81 рис.3.20), авт. свид. 1401095, 1988 г. Недостатком указанного АРС является снижение точности создаваемого усилия на рельс из-за ступенчатого регулирования нагружения прутковой пружинной клеммы. Такое скрепление затрудняет его монтаж и демонтаж, например, затруднена регулировка положения рельсов по высоте. Задачей настоящего изобретения является устранение указанных недостатков, облегчение монтажа и демонтажа устройства и повышение надежности рельсового скрепления, снижение себестоимости изготовления. Для решения поставленной задачи в промежуточном рельсовом скреплении на железобетонном основании, содержащем подрельсовую прокладку, анкер, частично замоноличенный в бетонную шпалу, прутковую пружинную клемму, взаимодействующую с подошвой рельса, анкером и бетонной шпалой, подклеммник, размещенный между опорной частью клеммы и бетонной шпалой, резьбовой элемент, обеспечивающий прижатие клеммы к подошве рельса и шпале, согласно изобретению анкер выполнен в виде короба прямоугольного сечения, в котором установлен резьбовой элемент (закладной болт с гайкой и шайбой), нижняя часть короба замоноличена в железобетонную шпалу и имеет элементы фиксации головки закладного болта, а его верхняя часть выступает над поверхностью бетонной шпалы на величину 1,5...2,5 диаметра пружинной клеммы и выполнена в виде двух щек с полукруглыми выемками на торце для фиксации пружинной клеммы в положении предварительной сборки. Пружинная клемма выполнена с уменьшенной надрельсовой частью, при этом концы клеммы расположены параллельно друг другу, между которыми установлен закладной болт. Для устранения проворачивания болта при затяжке гайки элемент фиксации головки болта выполнен в виде седловидной шайбы, приваренной к коробу. Для компактного размещения пружинной клеммы и болта в верхней части короба расстояние между щеками анкера составляет 1,01...1,05(Dб+2Dк), гдеDб - диаметр закладного болта,
Dк - диаметр пружинной клеммы. С целью предотвращения вращения шайбы при закручивании или откручивании гайки шайба выполнена с выступом, загнутым в зазор между концами пружинной клеммы. На поверхности шайбы выполнены два диаметрально расположенных волнообразных выступа, а на поверхности гайки, сопряженной с шайбой, соответственно, по меньшей мере, два волнообразных углубления, взаимодействующие с выступами шайбы. Для надежной фиксации положения шайбы и гайки и обеспечения постоянного поджатая сопрягаемых поверхностей углы подъема выступов шайбы и углублений гайки превышают угол подъема винтовой линии резьбы болта на величину 0,5... o. Изобретение иллюстрируется чертежами, где:
на фиг.1 - общий вид рельсового скрепления сбоку, причем на левой стороне показано монтажное положение, справа - положение предварительной сборки;
на фиг.2 - общий вид сверху;
на фиг.3 - коробчатый анкер с закладной шайбой;
на фиг.4, 5 - вид сбоку и вид сверху прутковой клеммы;
на фиг.6, 7 - вид сбоку и сверху шайбы с отогнутым выступом;
на фиг.8, 9 - вид сверху и вид сбоку гайки для прижатия прутковой пружины к шпале. Предлагаемое скрепление (фиг.1) содержит подрельсовую прокладку 1, анкер 2 с седловидной закладной шайбой 3, прутковую пружинную клемму 4, резьбовой элемент (закладной болт 5 с гайкой 6 и шайбой 7), изолирующую накладку 8, подклеммник 9. Анкер 2 (фиг. 2) выполнен в виде короба прямоугольного сечения и выступает над поверхностью бетона на величину 1,5-2,5 диаметра прутка пружинной клеммы 4. Большей стороной (в сечении) анкер 2 расположен вдоль подошвы рельса. Расстояние между щеками короба составляет 1,01... 1,05(Dб+2Dк), где Dб - диаметр закладного болта 5; Dк - диаметр прутка пружинной клеммы 4. В выступающей над бетоном части анкер 2 имеет прямоугольные проемы 10, 11 для размещения концов пружинной клеммы и для фиксации изолирующей накладки, а также две полукруглые выемки 12 на торце щек для фиксации клеммы в положении предварительной сборки. К нижней части анкера приварена седловидная закладная шайба 3, которая обеспечивает фиксацию головки закладного болта 5. Закладной болт 5 располагается в центральной части анкера между концами пружинной клеммы. Анкер 2 воспринимает поперечные усилия, возникающие в рельсах, не позволяет расходиться концам пружинной прутковой клеммы 4, выполняет функцию пустотообразователя при бетонировании в шпалу. Вырывающее усилие воспринимается закладной седловидной шайбой 3. Пружинная клемма 4 (фиг.3) выполнена с уменьшенной надрельсовой частью 13, при этом концы клеммы расположены параллельно друг другу на расстоянии, обеспечивающем введение между ними закладного болта с минимальным зазором, а боковые стороны - под углом друг к другу. Радиус изгиба закругленных частей клеммы выполняется в зависимости от требуемых пружинных свойств и составляет 1...1,5 Dк. Шайба (фиг. 4), расположенная между гайкой и концами пружинной клеммы, выполнена прямоугольной или круглой с выступающей прямоугольной частью 14, отогнутой на некоторый угол относительно плоскости шайбы. Выступающая часть 14 входит в зазор между концами пружинной клеммы 4 и предотвращает вращение шайбы во время откручивания и закручивания гайки 6. Ширина выступающей части составляет Dб. На верхней поверхности шайбы сформированы два диаметрально противоположно расположенных волнообразных выступа 15, причем угол образования подъема волнообразной поверхности B превышает угол подъема резьбы закладного болта P на 0,5...1o. Гайка 6 (фиг.5) имеет на поверхности, прилегаемой к шайбе 7, два, четыре или шесть диаметрально противоположно расположенных волнообразных углубления (выемки) 16, которые сопрягаются с выступами 15 на шайбе. При монтаже узла гайка 6 закручивается до нормируемого усилия и устанавливается в положении, при котором углубления 16 на гайке сопрягается с выпуклостями 15 на шайбе. Фиксированное положение шайбы 7 и постоянное поджатие (за счет упругости пружинной клеммы 4) сопрягаемых поверхностей 15 и 16 предотвращают откручивание гайки 6. Основными достоинствами предлагаемого скрепления являются:
- обеспечение стабильности ширины рельсовой колеи за счет замоноличенного анкера в бетонной шпале;
- уменьшение металлоемкости и себестоимости скрепления по сравнению со скреплением АРС-4, что позволяет съэкономить около 3-х тонн металла на один километр пути (сравнительный анализ весов и стоимости деталей резьбовых скреплений АРС-4 и предлагаемого скрепления приведен в таблице);
- упрощение монтажа и демонтажа скрепления за счет использования универсального инструмента - гайковерта;
- повышение надежности скрепления за счет обеспечения требуемого усилия прижатия рельса к бетонной шпале и предотвращения самопроизвольного откручивания гайки.