заряд ракетного двигателя твёрдого топлива
Классы МПК: | F02K9/22 фронтально горящие заряды |
Автор(ы): | Амарантов Г.Н., Баранов Г.Н., Шамраев В.Я., Талалаев А.П., Колесников В.И., Хренов В.С., Кузьмицкий Г.Э., Федченко Н.Н., Вронский Н.М., Гринберг С.И., Лисовский В.М. |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно- исследовательский институт полимерных материалов", Федеральное государственное унитарное предприятие "Пермский завод им. С.М. Кирова" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-10-18 публикация патента:
20.06.2003 |
Заряд ракетного двигателя твердого топлива, прочноскрепленный с корпусом с неотъемным днищем, выполнен цилиндрической конструкции с центральным каналом. Переднее днище заряда выполнено торовым. На канале заряда со стороны переднего торового днища выполнен кольцевой выступ, торцевая поверхность которого образована двумя сопряженными поверхностями с радиусами кривизны 0,02-0,05 и 0,005-0,01 длины заряда. Высота выступа составляет 0,09-0,1 диаметра заряда. Изобретение позволит обеспечить соотношение горизонтальной и вертикальной составляющих скорости подачи топливной массы, при котором она равномерно обтекает поверхность глухого днища со стороны подачи топливной массы. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Заряд ракетного двигателя твердого топлива, прочноскрепленный с корпусом с неотъемным днищем, выполненный цилиндрической конструкции с центральным каналом, отличающийся тем, что переднее днище заряда выполнено торовым, на канале заряда со стороны переднего торового днища выполнен кольцевой выступ, торцевая поверхность которого образована двумя сопряженными поверхностями c радиусами кривизны 0,02-0,05 и 0,005-0,01 длины заряда, а высота выступа составляет 0,09-0,1 диаметра заряда.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к зарядам ракетных двигателей твердого топлива, в частности к зарядам, прочноскрепленным с корпусами ракетных двигателей твердого топлива, и может быть использовано в ракетах с твердотопливными двигателями. Объект изобретения представляет собой прочноскрепленный заряд из смесевого твердого топлива тороцилиндрической конструкции с центральным каналом в корпусе с неотъемным днищем, предназначенный для выработки высокотемпературного рабочего тела с заданными параметрами. Бездефектное изготовление прочноскрепленных зарядов представляет важную и сложную техническую задачу. В работе М. Ю. Альеса и А.М. Липанова "Расчет течений топливных масс в технологии получения зарядов ТРТ" ("Авиационные и ракетные двигатели", Москва, ВИНИТИ, 1999, 11, стр. 9) указывается, что на гидродинамической стадии формования зарядов возможно образование различного рода недопустимых дефектов: неспаев, воздушных включений, раковин и т.д. Наличие дефектов в заряде в зависимости от их характера может привести не только к невыполнению внутрибаллистических параметров двигателя, но и к разрушению двигателя и ракеты. Поэтому при разработке нового заряда предусматриваются мероприятия технологического или конструктивного характера, направленные на гарантированное исключение образования дефектов непосредственно при формовании зарядов. Формование заряда производится в пресс-форме, в которую входят корпус ракетного двигателя твердого топлива и детали технологической оснастки (крышки, игла), образующие конфигурацию заряда. Как правило, формование заряда производится при вертикальном положении пресс-формы и подаче топливной массы снизу. При формовании заряда в корпусе с отъемными днищами проблемы получения бездефектных зарядов не существует. Удаление воздуха из пресс-формы, который вызывает образование дефектов, не представляет затруднений и производится через стравливающие штуцера, установленные на верхней крышке пресс-формы. Формование зарядов в корпусах с неотъемными днищами (см. заявку DE 1214052 A, МПК F 02 K 9/04, опубликован в 1966 г.) производится с вакуумированием пресс-форм, что усложняет технологическое оборудование, формообразующую оснастку и процесс формования в целом. Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, состоит в бездефектном изготовлении зарядов тороцилиндрической конструкции в корпусах с неотъемными торовыми днищами при их массовом производстве, когда применение вакуумирования пресс-форм экономически нецелесообразно. Бездефектное изготовление зарядов тороцилиндрической конструкции без вакуумирования пресс-форм представляет технические трудности, так как при заполнении корпусов топливной массой в зоне глухого днища затруднено стравливание воздуха. Вероятность эахлопывания воздуха уменьшается при подаче топливной массы через кольцевой зазор, прилегающий к глухому днищу со стороны канала. Однако и в этом случае не исключается образование дефектов в виде раковин вследствие захлопывания воздуха при неупорядоченном обтекании поверхности глухого торового днища топливной массой со стороны ее подачи. Технический результат, получаемый при реализации изобретения, состоит в обеспечении определенного соотношения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости подачи топливной массы, при котором она равномерно обтекает поверхность глухого днища со стороны подачи топливной массы. Для достижения указанного технического результата, в заряде ракетного двигателя твердого топлива, прочноскрепленном с корпусом с неотъемным днищем и выполненном цилиндрической конструкции с центральным каналом, предлагается (см. чертеж):1) на канале (1) заряда (2) со стороны переднего, выполненного торовым днища (3) выполнить профилированный кольцевой выступ (4);
2) торцевую поверхность кольцевого выступа (4) образовать двумя сопряженными поверхностями (5) и (6), представляющими в продольном сечении дуги;
3) одну сопряженную поверхность (5) выполнить с радиусом кривизны R1 (0,02-0,05) длины (L) заряда (2);
4) вторую сопряженную поверхность (6) выполнить с радиусом кривизны R2 (0,005-0,01) длины (L) заряда (2);
5) центр радиуса кривизны (R1) первой поверхности (5) расположить на образующей цилиндрической поверхности кольцевого выступа (4);
6) высоту (h) выступа (4) выполнить (0,09-0,1) диаметра заряда (D). Как показали экспериментально-теоретические исследования при меньших, чем 0,02L и 0,005L относительных радиусах R1 и R2 соответственно, не обеспечивается необходимая площадь проходного сечения канала (1) для топливной массы и становится вероятным нависание топливной массы над поверхностью переднего днища (3) с последующим захлопыванием воздуха и образованием дефектов в заряде (2). Последнее приводит к искажению поверхности горения заряда (2), нерасчетному выходу фронта горения к поверхности корпуса (7) двигателя с последующим его прогаром и разрушением. Меньшая, чем 0,9D, относительная высота (h) выступа (4) не позволяет выполнить профилированную часть поверхности направляющего выступа (4) c необходимыми для обеспечения упорядоченного течения топливной массы размерами. Увеличение относительной высоты выступа (4) более чем 0,1D, радиусов R1, R2 более чем 0,05L и 0,01L, соответственно, приводит к отклонению поверхности горения заряда (2) от нейтрального характера в конце работы двигателя, а также к нерациональному использованию свободного объема камеры двигателя, что, в конечном счете, снижает коэффициент массового совершенства двигателя и баллистическую эффективность ракеты в целом. Выполнение конструкции заряда в соответствии с изобретением позволило исключить появление дефектных зарядов и увеличить вероятность безотказной работы. Указанный технический результат подтвержден огневыми стендовыми испытаниями заряда, выполненного в соответствии с изобретением (отчет инв. 21652). В настоящее время завершаются предварительные испытания опытного образца.
Класс F02K9/22 фронтально горящие заряды
заряд твердого ракетного топлива - патент 2490499 (20.08.2013) | |
ракетный двигатель твердого топлива - патент 2322604 (20.04.2008) | |
заряд твердого ракетного топлива - патент 2305201 (27.08.2007) | |
ракетный двигатель на твердом топливе - патент 2221159 (10.01.2004) | |
заряд твердого топлива для газогенераторов - патент 2211353 (27.08.2003) |