G10D7/06 с вибрирующими тростями, например гобои, кларнеты, фаготы, волынки
Автор(ы):
Бубнович В.М.
Патентообладатель(и):
Бубнович Вячеслав Михайлович
Приоритеты:
подача заявки: 2001-09-12
публикация патента: 20.06.2003
Эс фагота для расширения исполнительских возможностей снабжен клапанно-рычажным механизмом, взаимодействующим с передувным отверстием, выполненным на зауженной части. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Эс фагота, содержащий пологоконическую изогнутую трубку с зауженной и расширенной частями, расположенными на концах, и отверстие для пианомеханики, отличающийся тем, что он снабжен клапанно-рычажным механизмом, взаимодействующим с передувным отверстием, выполненным на зауженной части. 2. Эс фагота по п.1, отличающийся тем, что передувное отверстие выполнено диаметром 0,9-1,2 мм на расстоянии 18-23 мм от конца зауженной части. 3. Эс фагота по п.1, отличающийся тем, что клапанно-рычажный механизм выполнен в виде установленных на валиках трех (переднего, среднего, заднего) двухсторонних рычагов, причем установленный на зауженной части передний рычаг снабжен на одном конце клапаном для передувного отверстия, а на другом конце С-образным огибателем трубки, взаимодействующим со средним рычагом.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к музыкальным инструментам, в частности к конструкции духового музыкального инструмента - фагота. Известны эсы фагота, содержащие пологоконическую изогнутую трубку с зауженной и расширенной частями и отверстием для пианомеханики (см. книгу Р.П. Терехина "Школа игры на фаготе", изд-во "Музыка", Москва, 1981, с. 5, а также патент РФ 2087948 по МКИ G 10 D 7/06). Наиболее близким по технической сущности является эс фагота, содержащий пологоконическую изогнутую трубку с зауженной и расширенной частями и отверстием для пианомеханики (патент 2087948 по МКИ G 10 D 7/06). Общими недостатками известных эсов является то, что звуки предельно верхнего регистра извлекаются с большим затруднением и ощутимым напряжением исполнительского аппарата музыканта, в частности, "Ми", "Фа", "Фа-диез", "Соль" второй октавы в условиях высокого профессионального мастерства музыканта, высококачественной трости, особых акустических свойств эса фагота и в целом инструмента. В основу изобретения положена задача расширения исполнительских возможностей инструмента, а именно расширение диапазона фагота в верхнем направлении в условиях выразительной игры, с одновременным устранением ощутимых физических нагрузок на исполнительский аппарат музыканта. Поставленная задача достигается тем, что в эсе фагота, представляющем собой пологоконическую изогнутую трубку с зауженной и расширенной частями, расположенными на концах эса фагота, и содержащем отверстие для пианомеханики, согласно изобретению он снабжен клапанно-рычажным механизмом, взаимодействующим с передувным отверстием, выполненным на зауженной части. Передувное отверстие выполнено диаметром 0,9-1,2 мм на расстоянии 18-23 мм от конца зауженной части. Клапанно-рычажный механизм выполнен в виде установленных на валиках трех (переднего, среднего, заднего) двусторонних рычагов, причем установленный на зауженной части передний рычаг снабжен на одном конце клапаном для передувного отверстия, а на другом конце С-образным огибателем трубки, взаимодействующим со средним рычагом. На чертеже изображен эс фагота 1, фрагмент малого колена 2. Эс фагота 1 содержит отверстие 3 для пианомеханики. На эсе фагота 1 выполняется передувное отверстие в точке 4 диаметром 0,9-1,2 мм на расстоянии 18-23 мм от зауженного конца, которое закрывается клапаном 5, соединенным с концом переднего двустороннего рычага 6, крепящегося на валике 7, установленном на расстоянии 100-110 мм от конца зауженной части эса 1, другой конец рычага 8 соединен с С-образным огибателем 9, который имеет зазор 5-7 мм между С-образным сгибателем и эсом фагота. С нижней стороны эса фагота на расстоянии 75-80 мм от переднего валика 7 устанавливается средний валик 10, на котором монтируется двусторонний средний рычаг. На расстоянии 35-40 мм от среднего валика 10 устанавливается задний валик 11 с двусторонним рычагом. Конец рычага 8 смонтирован с С-образным огибателем 9, который контактирует с концом рычага 12. Конец рычага 13 среднего валика 10 контактирует с концом рычага 14 заднего валика 11, а конец рычага 15 заднего валика 11 контактирует со стержнем 16 клавиши 17 малого колена 2 в собранном виде эса 1 и малого колена 2. Клавиша 17 малого колена 2 имеет рычаг 18. Контактирующие поверхности рычагов имеют фигурные скосы. Функционирует эс фагота следующим образом. Исполнитель большим пальцем левой руки нажимает на клавишу 17, которая, опускаясь вместе с рычагом 18, поднимает стержень 16. Стержень 16, поднимаясь, давит на рычаг 15, который, поднимаясь, поворачивает валик 11, опуская рычаг 14. Рычаг 14, опускаясь, давит на рычаг 13, который, поднимаясь, поворачивает валик 10, опуская рычаг 12. Рычаг 12, опускаясь, давит на С-образный огибатель 9. С-образный огибатель 9, опускаясь вместе с рычагом 8, поворачивает валик 7, поднимая рычаг 6 вместе с клапаном 5. Клапан 5, поднимаясь, открывает передувное отверстие диаметром 0,9-1,2 мм в точке 4. При освобождении клавиши 17 действия клавиши, рычагов, валиков и клапана будут в обратном направлении. Таким образом, используя данное инженерно-техническое решение, профессиональный фаготист без ощутимых физических усилий на тростях достаточного качества, инструментах и эсах без особых акустических свойств извлекает крайне верхние звуки диапазона фагота, в частности, "Ми", "Фа", "Фа-диез", "Соль" второй октавы. Достаточная квалификация исполнителя позволяет музыканту при использовании данного изобретения применять предельно верхние звуки диапазона фагота в художественных произведениях в условиях выразительной игры, не задумываясь над технологическими трудностями извлечения. Опытные образцы эса фагота с использованием вышеизложенного изобретения, изготовленные самим заявителем, апробированы им же в исполнительской практике и дали тождественный положительный эффект. При использовании данного технического решения физическая нагрузка на исполнительский аппарат музыканта в диапазоне фагота от "Си" первой октавы до "Ми-бемоль" второй октавы практически равна нагрузке при игре в среднем регистре инструмента.