складное кресло-качалка (варианты)
Классы МПК: | A47C3/029 с изогнутыми деталями, касающимися пола |
Автор(ы): | Челмакин О.В. |
Патентообладатель(и): | Челмакин Олег Васильевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-04-06 публикация патента:
27.06.2003 |
Изобретение относится к области производства мебели, а именно к конструкции складного кресла-качалки с регулируемым положением спинки и возможностью фиксации качания. Кресло-качалка в сложенном положении легко помещается в салоне или на багажнике легкового автомобиля и предназначено для использования как дома, так и на даче, на пляжах, в соляриях и т.п. Сущность: складное кресло-качалка включает в себя дугообразные опорные элементы и ножки, на которых установлены шарнирно связанные между собой спинка и сиденье, при этом задние ножки и продольные элементы сиденья конструктивно выполнены в виде единого элемента - балки, одним концом шарнирно закрепленной на дугообразных опорных элементах, при этом передние ножки жестко зафиксированы на дугообразных опорных элементах с помощью разъемного соединения, а другим концом шарнирно связаны с балкой. Кроме того, на каждом из дугообразных опорных элементов может быть выполнено одно отверстие или несколько отверстий различной глубины, различного шага и различного наклона для штырей передних ножек для обеспечения регулировки наклона спинки. При этом для фиксации соединения передних ножек и дугообразных опорных элементов кресло-качалка может быть снабжена крючками, шарнирно установленными на передних ножках и соединенными между собой планкой, сквозь края которой свободно проходят ограничители движения крючков. Изобретение обеспечивает удобство в пользовании и расширение эксплуатационных возможностей. 2 с. и 19 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. Складное кресло-качалка, включающее дугообразные опорные элементы и ножки, на которых установлены шарнирно связанные между собой спинка и сиденье, при этом задние ножки и продольные элементы сиденья выполнены в виде единого элемента - балки, одним концом шарнирно установленной на дугообразных опорных элементах, а передние ножки шарнирно связаны с балкой, отличающееся тем, что оно снабжено подлокотниками, шарнирно соединенными со спинкой и передними ножками, которые жестко зафиксированы на дугообразных опорных элементах разъемным соединением. 2. Складное кресло-качалка по п.1, отличающееся тем, что на каждом из дугообразных опорных элементов выполнено одно отверстие или несколько отверстий различной глубины, с различным шагом и различного наклона для штырей передних ножек для обеспечения регулировки наклона спинки. 3. Складное кресло-качалка по п.2, отличающееся тем, что для фиксации соединения передних ножек и дугообразных опорных элементов оно снабжено крючками, шарнирно установленными на передних ножках и соединенными между собой планкой, сквозь края которой свободно проходят ограничители движения крючков. 4. Складное кресло-качалка по п. 3, отличающееся тем, что в качестве ограничителей движения крючков использованы шурупы, вкрученные с образованием зазора между передней ножкой и планкой. 5. Складное кресло-качалка по одному из пп.1-4, отличающееся тем, что крепление спинки к балке осуществлено посредством оси, установленной в нижней части спинки и размещенной в Г-образной выемке на балке, причем ось спинки дополнительно с двух сторон закреплена крючками, блокирующими шарнирное соединение, для предотвращения "вылета" спинки. 6. Складное кресло-качалка по любому из пп.1-5, отличающееся тем, что в средней части спинки для фиксации качания шарнирно установлен съемный упор по меньшей мере с одной парой Г-образных выемок на их боковинах, фиксирующийся крючками, обеспечивающими дополнительную фиксацию упоров относительно дугообразных опорных элементов путем зацепления за ось в их задней части. 7. Складное кресло-качалка по любому из пп.1-6, отличающееся тем, что на передней части сиденья шарнирно крепится подставка для ног с упором в виде вилки, взаимодействующим с осью на дугообразных опорных элементах. 8. Складное кресло-качалка по любому из пп.1-7, отличающееся тем, что дугообразные опорные элементы выполнены радиусом 895 мм по внешней стороне дуг. 9. Складное кресло-качалка по любому из пп.1-8, отличающееся тем, что подлокотники шарнирно связаны со свободным концом передних ножек. 10. Складное кресло-качалка, включающее опорные элементы и ножки, на которых установлены шарнирно связанные между собой спинка и сиденье, причем задние ножки и продольные элементы сиденья выполнены в виде единого элемента - балки, одним концом шарнирно установленной на опорных элементах, а передние ножки шарнирно связаны с балкой, отличающееся тем, что оно снабжено подлокотниками, шарнирно соединенными со спинкой и передними ножками, которые жестко зафиксированы на опорных элементах разъемным соединением, а опорные элементы для передних ножек выполнены в виде планки с дугообразной поверхностью. 11. Складное кресло-качалка по п. 10, отличающееся тем, что опорные элементы для задних ножек выполнены в виде колес. 12. Складное кресло-качалка по п.10 или 11, отличающееся тем, что на планке с дугообразной опорной поверхностью выполнено одно отверстие или несколько отверстий различной глубины, с различным шагом и различного наклона для штырей передних ножек для обеспечения регулировки наклона спинки. 13. Складное кресло-качалка по п.12, отличающееся тем, что для фиксации соединения передних ножек и планки с дугообразной опорной поверхностью оно снабжено крючками, шарнирно установленными на передних ножках и соединенными между собой соединительной планкой, сквозь края которой свободно проходят ограничители движения крючков. 14. Складное кресло-качалка по п.13, отличающееся тем, что в качестве ограничителей движения крючков использованы шурупы, вкрученные с образованием зазора между передней ножкой и планкой. 15. Складное кресло-качалка по любому из пп.11-14, отличающееся тем, что крепление спинки к балке осуществлено посредством оси, установленной в нижней части спинки и размещенной в Г-образной выемке на балке, причем ось спинки дополнительно с двух сторон закреплена крючками, не блокирующими шарнирное соединение, для предотвращения "вылета" спинки. 16. Складное кресло-качалка по любому из пп.11-15, отличающееся тем, что в средней части спинки для фиксации качания шарнирно установлен съемный упор по меньшей мере с одной парой Г-образных выемок на боковинах, фиксирующийся крючками путем зацепления за ось в задней части балки. 17. Складное кресло-качалка по любому из пп.11-16, отличающееся тем, что на передней части сиденья шарнирно крепится подставка для ног с упором в виде вилки. 18. Складное кресло-качалка по любому из пп.11-17, отличающееся тем, что подлокотники шарнирно связаны со свободным концом передних ножек. 19. Складное кресло-качалка по п.10, отличающееся тем, что опорные элементы для задних ножек выполнены в виде колес, установленных на одной оси. 20. Складное кресло-качалка по п.19, отличающееся тем, что задние ножки прикреплены к оси колес посредством Г-образной выемки и зафиксированы крючками. 21. Складное кресло-качалка по п. 19 или 20, отличающееся тем, что в средней части спинки установлен съемный упор по меньшей мере с одной парой Г-образных выемок на их боковинах, фиксирующийся крючками.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области производства мебели, а именно к конструкции складного кресла-качалки с регулируемым положением спинки и возможностью фиксации качания. Кресло-качалка в сложенном положении легко помещается в салоне или на багажнике легкового автомобиля и предназначено для использования как дома, так и на даче, на пляжах, в соляриях и т.п. Известны складные кресла-качалки (патенты США 3471196, 4807926, Германии 4236996, заявка Великобритании 2287182), включающие сиденье со спинкой и основание с дугообразными опорными элементами. Наиболее близким к заявленному изобретению является складное кресло-качалка по патенту США 3671072. Это кресло-качалка имеет шарнирно связанные между собой спинку и сиденье, причем последнее соединено с дугообразными опорными элементами посредством передних и задних ножек. Ножки (передние и задние) одним концом закреплены на дугообразных элементах с помощью шарниров, а другим шарнирно связаны со спинкой, при этом передние ножки своей средней частью дополнительно шарнирно соединены посредством подкоса с сиденьем. К недостаткам ближайшего аналога можно отнести то, что он не имеет регулировки положения спинки, кроме того, в сложенном положении это кресло-качалка выходит за габариты дугообразных элементов, то есть занимает по длине значительное место и не имеет функции ограничения качания. Задачей, на решение которой направлено изобретение, является создание складного кресла-качалки, занимающего малый объем в сложенном положении для хранения его или для перевозки в салоне или на багажнике легкового автомобиля. Кроме того, предлагаемое кресло-качалка при небольшом усилии легко раскладывается, причем оно приводится в рабочее положение без дополнительных инструментов. Конструкция кресла-качалки обеспечивает многочисленные положения спинки, включая горизонтальное. При этом кресло-качалка имеет возможность фиксации качания, что позволяет использовать его на пляжах, в соляриях, а также преобразования в кресло-шезлонг. Поставленные задачи с достижением технического результата решаются за счет того, что в изделии имеются дугообразные опорные элементы, на которых шарнирно установлены балки, выполняющие функцию задних ножек и боковых элементов сиденья, на балках шарнирно закреплена регулируемая по наклону спинка, причем крепление спинки выполнено в виде оси, входящей в Г-образные выемки балок и фиксируемой крючками, закрепленными на балках. Передние ножки одним концом соединены дугообразными опорными элементами, другим концом шарнирно соединены с подлокотниками, а в средней части шарнирно связаны с балками. Штыри, выполненные в нижних торцах передних ножек, входят в отверстия дугообразных опорных элементов и фиксируются крючками, находящимися на ножках за шканты, закрепленные на дугообразных опорных элементах, предотвращая разъем соединения при переносе изделия. Отверстий может быть выполнено как одно, так и ряд из нескольких отверстий различной глубины, различного шага и различного наклона, определяющих нужный наклон спинки. Изделие может быть снабжено складной подставкой для ног отдыхающего и упором, фиксирующим качание изделия. Изобретение, поясняется чертежами, на которых изображенона фиг.1 - главный вид изделия;
на фиг.2 - главный вид изделия (второй вариант);
на фиг.3 - крепление колес к задним ножкам (второй вариант);
на фиг.4 - общий вид кресла. Складное кресло-качалка содержит основание - дугообразные опорные элементы 1 с осями 3 и 24. Дугообразные опорные элементы связаны между собой поперечинами. На осях 3 шарнирно закреплены балки 28, выполняющие функцию одного из основных силовых элементов кресла-качалки, а именно задних ножек 2 и продольных силовых элементов сиденья 4. Как видно из чертежа, задние ножки 2 по восходящей линии переходят в сиденье 4, то есть эти элементы функционально разные элементы (ножки и сиденье) конструктивно выполнены за одно целое - балка 28. К балке 28 шарнирно крепится спинка 5. Крепление осуществляется посредством оси 8, входящей в Г-образные выемки 6, выполненные на балке 28. Подлокотники 9 крепятся к спинке 5 посредством шарниров 10. Шарниром 11 каждый подлокотник 9 соединен с соответствующей передней ножкой 12. Кроме того, передние ножки 12 шарнирно прикреплены к сиденью 4 (к балке 28) осью 13. На нижних торцах передних ножек 12 выполнены штыри 14, предназначенные для размещения в отверстиях 15, выполненных в дугообразных опорных элементах. При этом отверстие 15 может быть выполнено одно, в этом случае положение спинки будет фиксированным без возможности регулировки ее наклона, или отверстий 15 может быть несколько для разных положений спинки 5. Штыри 14 передних ножек 12 вставляются в любое выбранное отверстие 15 и фиксируются крючками 16, установленными на ножках, зацепляясь за шканты 19, установленные на боковой поверхности дугообразных опорных элементов 1 в зоне каждого отверстия 15 в направлении, перпендикулярном его оси. Это необходимо для фиксации соединения ножек 12 и дугообразных опорных элементов 1 и предотвращения выхода штырей 14 из отверстий 15 при перемещениях кресла-качалки. Крючки 16 имеют планки 18, сквозь края которых свободно проходят ограничители 17, например шурупы, вкрученные в передние ножки 12 таким образом, чтобы оставить зазоры между ножками 12 и планкой 18, ограничивая маятниковое движение крючков 16. При необходимости на шарнирах 21 устанавливается подставка 20 для ног отдыхающего. Подставка 21 фиксируется упорами 22. Упоры 22 крепятся одним концом к подставке 20 для ног с помощью шарнира 23, другой конец упоров выполнен в виде вилки и упирается в ось 24, закрепленную на каждом дугообразном опорном элементе 1. Для регулировки наклона спинки 5 и фиксации качания в средней части спинки 5 шарнирно на оси 10 крепятся упоры 25 по меньшей мере с одной Г-образной выемкой 26. Посредством этой Г-образной выемки 26 упоры 25 соединяются с осью 3 и предотвращают возможность разъема соединения в любом направлении. Сборка кресла-качалки осуществляется следующим образом. Сложенное изделие устанавливается на пол (или другую поверхность) дугообразными опорными элементами 1, затем спинка 5 поворачивается и оси 8, находящиеся в нижней части спинки 5, размещаются в Г-образных выемках 6 и фиксируются крючками 7, которые зацепляются за ось 8 для предотвращения "вылета" спинки 5. После этого штыри 14 на передних ножках 12 вставляются в выбранные отверстия 15, расположенные на внутренних поверхностях дугообразных опорных элементов 1, для регулировки угла наклона спинки 5. Автоматически соединение фиксируется крючками 16, входящими в зацепление со шкантами 19 для исключения разъема соединения между ножками 12 и дугообразными опорными элементами 1. Затем устанавливается подставка 20 для ног отдыхающего и фиксируется упором 22 в виде вилки на оси 24. Для большего наклона спинки и для фиксации качания кресла-качалки на дугообразных опорных элементах 1 используются съемные упоры 25. Для их установки необходимо в Г-образные выемки 26, расположенные на боковинах съемных упорах 25, вставить ось 3 и зафиксировать крючками 27. Если использовались съемные упоры 25, то при их использовании при опускании спинки одновременно опускается сиденье и поднимается подставка 20 для ног, что обеспечивает удобное положение для лежания. Разборка и складывание кресла-качалки проводится в следующем порядке. Если в изделии использовались съемные упоры 25, то они убираются в первую очередь. Далее открывается крючок 7 вверх с обеих сторон, спинка 5 разъединяется с балкой 28, поворачивается и укладывается параллельно сиденью 4. После этого убирается подставка 20 для ног (упор 22 снимается с оси 24) и поворотом относительно шарнира 21 убирается под сиденье 4. Затем от шкантов 19 отстегиваются крючки 16 и ножки 12 вынимаются из отверстий 15 дугообразных опорных элементов 1. Далее ножки поворачиваются относительно оси 13 и вместе с подлокотниками 9 располагаются вдоль сиденья 4. Сложенные спинка, балки, подлокотники и передние ножки укладываются на дугообразные опорные элементы 1. Следует учитывать, что при вхождении штырей в отверстия дугообразных опорных элементов 1 крючки 16 на передних ножках 12 фиксируются автоматически, а при разборке открываются вручную. Возможен также вариант преобразования кресла-качалки в шезлонг. Задние ножки 2 могут разъединяться с осью 3 дугообразных опорных элементов 1. В этом случае соединение задних ножек 2 с дугообразными опорными элементами 1 выполняется аналогично соединению спинки 5 с балкой 28. Дугообразные опорные элементы 1 снимаются полностью, а вместо них на передние ножки 12 устанавливается планка 29 с дугообразной опорной поверхностью и с отверстиями под штыри 14 с выбранными пазами для зацепления крючков 16. При этом на задние ножки устанавливаются колеса 30, ось 31 которых располагается в пазах 32 задних ножек и фиксируется крючками 33. Спинку 5 кресла-качалки упирают в съемный упор 25, который при более поднятом положении зацепляется своими боковинами за ось 28, а при более наклонном - за колеса 30. Таким образом, предложенное изобретение представляет собой универсальное приспособление для отдыха, не требующее для сборки-разборки специального оборудования.