способ отрыва затонувшей подводной лодки от дна при ее подъеме

Классы МПК:B63C7/06 путем создания подъемной силы внутри или снаружи затонувших судов или прочих объектов 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Тулаэлектропривод"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-06-19
публикация патента:

Способ отрыва затонувшей подводной лодки от дна при ее подъеме включает в себя раскачивание этой подводной лодки путем поперечного перекрестного схватывания ее корпуса, преимущественно в средней части тросом, концы которого закрепляют на надводных кораблях, с помощью которых создают поочередные усилия, направленные в противоположные стороны перпендикулярно продольной оси затонувшей подводной лодки. Затем эту подводную лодку соединяют, например, с понтонами и после продувки последних буксируют подводную лодку в док. Такое осуществление способа обеспечивает снижение отрывного усилия при подъеме подводной лодки.

Формула изобретения

Способ отрыва затонувшей подводной лодки от дна при ее подъеме, заключающийся в прикладывании к ней подъемного усилия, например, с помощью продувания присоединяемых к этой лодке понтонов, и буксировке ее после подъема на необходимую глубину, отличающийся тем, что перед прикладыванием к затонувшей подводной лодке подъемного усилия ее подвергают раскачиванию путем поперечного перекрестного охватывания ее корпуса, преимущественно в средней части тросом, концы которого закрепляют на надводных кораблях, с помощью которых создают поочередные усилия, направленные в противоположные стороны перпендикулярно продольной оси затонувшей подводной лодки, а буксировку осуществляют в док.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к подъему затонувших судов и других объектов, находящихся под водой, и может быть использовано, в частности, при подъеме затонувшей подводной лодки (ПЛ) типа "Курск".

Известен способ подъема ПЛ "Курск", предложенный иностранцами и описанный в газете "Комсомольская правда" за 15.03.2001, стр.6.

В этом способе подъем ПЛ "Курск" предлагается осуществлять с помощью крана "TRIALE". Это два крановых строения на плавающей платформе, причем грузоподъемность каждой стрелы равна 7 тыс. тонн. С помощью такого крана на ПЛ "Курск" "посадят" затопленную баржу Grant-4, причем предварительно в этой барже сделают продольный разрез. ПЛ "Курск" зафиксируют системой тросов, пропущенных через специальные блоки. Из полостей баржи откачают воду, конструкция подвсплывает и ее начнут буксировать в соответствующий док. Время буксировки - 4-5 дней. Предусмотрено место для стоянки в случае ухудшения погоды.

Основным недостатком этого способа является то, что в нем в пять раз занижено отрывное усилие ПЛ от дна, что в итоге может привести к разрушению ПЛ при подъеме.

Кроме того, никак не учтена масса технической оснастки при определении подъемного веса, а стальные тросы для подъема длиной в 5000 метров и диаметром 16-23 см вообще еще не выпускают в России. А расчет динамических нагрузок выполнен при волнении моря в 1 метр. Это ничтожное волнение, которого на Севере никогда не бывает. Поэтому такой расчет также не реален.

Известен более реальный способ подъема ПЛ "Курск" и взятый за прототип, предложенный кафедрой конструкции судов Государственного морского технического университета и описанный там же (К.П. стр.6 за 15.03.2001). Это российский способ подъема, предусматривающий подъем ПЛ "Курск" с использованием понтонов, которые жестко опоясывают ПЛ, затем продуваются воздухом и лодка поднимается наверх до глубины 40-45 метров. А затем на такой глубине буксируют ее в док, например плотом. Преимущества понтонного способа в том, что такая жесткая система позволяет исключить разрушение лодки в результате действия инерционных сил при качке на море.

Однако, здесь также очень большое отрывное усилие ПЛ от дна, а в описанном способе оно никак не снижается, что при подъеме может привести к разрушению лодки.

Целью данного изобретения является снижение отрывного усилия ПЛ от дна при ее подъеме, достигаемое за счет того, что в способе отрыва затонувшей ПЛ от дна при ее подъеме, заключающемся в прикладывании к ней подъемного усилия, например, с помощью продувания присоединяемых к этой лодке понтонов, и буксировке ее после подъема на необходимую глубину, перед прикладыванием к затонувшей подводной лодке подъемного усилия ее подвергают раскачиванию путем речного перекрестного схватывания ее преимущественно в средней части тросов, концы которого закрепляют на надводных кораблях, с помощью которых создают поочередные усилия, направленные в противоположные стороны перпендикулярно продольной оси затонувшей подводной лодки, а буксировку осуществляют в док.

Сопоставительный анализ показывает, что заявляемый способ отличается от прототипа тем, что перед прикладыванием к затонувшей подводной лодке подъемного усилия ее подвергают раскачиванию путем поперечного перекрестного схватывания ее корпуса, преимущественно в средней части тросом, концы которого закрепляют на надводных кораблях, с помощью которых создают поочередные усилия, направленные в противоположные стороны перпендикулярно продольной оси затонувшей подводной лодки, а буксировку осуществляют в док. Поэтому данное техническое решение отвечает критерию "новизна".

Для определения соответствия предлагаемого изобретения критерию "изобретательский уровень" проведен анализ признаков выявленных аналогов. Учитывая, что предлагаемое техническое решение обладает новой совокупностью признаков, которые для специалиста явным образом не следует из существующего уровня техники, оно соответствует критерию "изобретательский уровень".

Предлагаемое изобретение является промышленно применимым, так как оно является очень удобным для использования в современных условиях как при подъеме ПЛ "Курс", так и других подобных затонувших судов без использования иностранной техники.

Итак, предложенный способ отрыва затонувшей ПЛ от дна осуществляют следующим образом. Вначале процесса ПЛ находится на морском дне и несколько погружена в него (как к примеру погружена упавшая ложка в кастрюлю с тестом). Чтобы начать подъем ПЛ, ее необходимо раскачать и таким образом освободить от усилий сцепления корпуса с морским дном и снизить отрывное усилие.

Для этого водолазы заводят поперек подводной лодки под дно примерно в середине ее стальной трос с выводом его на другую сторону. Затем обоими концами троса как бы обвязывают ПЛ поперек, т.е. осуществляют поперечное перекрестное схватывание ее корпуса, а концы троса затем подают на поверхность воды. На поверхности моря эти концы соединяют с двумя надводными кораблями, которые ориентированы на курсах в противоположные стороны и, следовательно, перпендикулярно продольной оси ПЛ. Затем эти корабли начинают работать поочередно в противоположные стороны, раскачивая таким образом ПЛ и "отдирая" ее от дна. За этой операцией на дне следят водолазы и подают соответствующие сигналы надводным кораблям о продолжении проведения раскачивания и его прекращении, когда ПЛ будет уже практически оторвана от дна. После этого водолазы осуществляют соединение ПЛ с предварительно подготовленными понтонами.

Затем производят необходимый продув понтонов и ПЛ свободно будет подниматься наверх, подвергаясь значительно меньшим усилиям для отрыва от дна, а значит и меньшим усилиям по нагрузке на сам корпус ПЛ и исключению его разрушения при этой операции.

При подъеме ПЛ на необходимую глубину ее отбуксируют с помощью предварительно изготовленного специального плота и корабля в соответствующий док.

Реализация предложенного способа намечается как один из основных отечественных вариантов при подъеме ПЛ "Курск". В настоящее время ведутся переговоры с кафедрой конструкции судов Государственного морского технического университета по использованию данного способа при подъеме ПЛ "Курск", которая положительно отозвалась об этом.

После окончательного решения о способе подъема вместе с указанной организацией будет подана заявка на изобретение "Комплекс для подъема затонувшей ПЛ "Курск".

Класс B63C7/06 путем создания подъемной силы внутри или снаружи затонувших судов или прочих объектов 

система для подъема затонувших судов -  патент 2518683 (10.06.2014)
способ транспортировки негабаритных подводных объектов и комплекс для его реализации -  патент 2500569 (10.12.2013)
способ подъема затонувшего судна и комплекс для подъема и транспортирования затонувших подводных лодок и других судов -  патент 2479460 (20.04.2013)
газогенератор для устройства судоподъема с больших глубин, устройство судоподъема с больших глубин и способ судоподъема с больших глубин -  патент 2476347 (27.02.2013)
установка для подъема затонувшего объекта -  патент 2446075 (27.03.2012)
приспособление для подъема затонувших объектов -  патент 2397103 (20.08.2010)
спасательное судно для спасения терпящего бедствие судна, способ спасения судна и использование спасательного судна -  патент 2329914 (27.07.2008)
способ подъема затонувших объектов -  патент 2319639 (20.03.2008)
способ подъема затонувшего объекта и устройство для его осуществления -  патент 2316446 (10.02.2008)
устройство для подъема затонувших объектов -  патент 2270134 (20.02.2006)
Наверх