подшипник скольжения
Классы МПК: | F16C17/00 Подшипники скольжения F16C33/04 вкладыши; втулки; антифрикционные покрытия B22D19/08 для нанесения облицовки или покрытий, например из антифрикционных материалов |
Автор(ы): | Богачев А.П. |
Патентообладатель(и): | Хабаровский государственный технический университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-03-26 публикация патента:
27.06.2003 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных узлах трения. Подшипник скольжения включает втулку, на внутренней поверхности которой закреплена антифрикционная полимерная пленка за счет размещения ее участков в кольцевых канавках с профилем в виде ласточкиного хвоста. При этом глубина канавок превышает толщину антифрикционной полимерной пленки, а оставшаяся часть объема канавки заполнена отвержденной полимерной композицией с размещенным в ней распорным элементом, удерживающим антифрикционную полимерную пленку. В качестве распорного элемента может быть выполнен в виде предварительно сжатого металлического разрезного кольца. Технический результат - повышение долговечности подшипников скольжения, исключение отслоения полимерной пленки от втулки. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Подшипник скольжения, включающий втулку, на внутренней поверхности которой закреплена антифрикционная полимерная пленка за счет размещения ее участков в кольцевых канавках с профилем в виде ласточкиного хвоста на глубину, превышающую толщину антифрикционной полимерной пленки, с заполнением оставшегося объема канавок полимерной композицией, отличающийся тем, что в полимерной композиции расположен распорный элемент. 2. Подшипник скольжения по п.1, отличающийся тем, что распорный элемент выполнен в виде предварительно сжатого металлического разрезного кольца.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных узлах трения. Известен подшипник скольжения, содержащий втулку, на внутренней поверхности которой нанесена антифрикционная полимерная пленка (А.В. Чичинадзе. Полимеры в узлах трения машин и приборов. Машиностроение М., 1980, с. 40-41). Недостатком этого подшипника скольжения является то, что получение антифрикционной полимерной пленки производят путем напыления, из-за чего прочность сцепления пленки со втулкой невысока, поэтому снижается надежность работы подшипника. Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является подшипник скольжения, включающий втулку, на внутренней поверхности которой закреплена антифрикционная полимерная, за счет размещения ее участков в кольцевых канавках с профилем в виде "ласточкиного хвоста" на глубину, превышающую толщину антифрикционной полимерной пленки (патент RU 2047014, 27.10.1995, кл. F 16 С 33/08). Однако, в связи с тем, что при длительной эксплуатации полимерная пленка теряет прочностные свойства, узел крепления антифрикционной полимерной пленки разрушается, особенно при динамических нагрузках и температурных колебаниях. Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение долговечности подшипника скольжения. Решение указанной задачи достигается тем, что согласно изобретению оставшаяся часть объема канавки после размещения в ней полимерной пленки заполнена отвержденной полимерной композицией, причем в полимерной композиции расположен распорный элемент, выполненный в виде предварительно сжатого металлического разрезного кольца. Размещение распорного элемента в полимерной композиции повышает надежность крепления пленки независимо от старения полимерной композиции при длительной эксплуатации. Использование в качестве распорного элемента предварительно сжатого металлического разрезного кольца повышает долговечность узла крепления антифрикционной полимерной пленки в канавке за счет более высокой прочности металла по сравнению с прочностью полимерной композиции. Предварительное сжатие разрезного кольца обеспечивает необходимое усилие для крепления пленки к несущей поверхности даже после разрушения полимерной композиции. Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид подшипника скольжения с разрезом; на фиг.2 - узел I на фиг.1, вид канавки, заполненной полимерной пленкой, композицией и распорным элементом. Подшипник скольжения включает втулку 1 и антифрикционную полимерную пленку 2, например, из фторопласта с наполнителем из дисульфида молибдена или графита. При выборе материала втулки 1 можно использовать как металлы, так и полимерные композиции. На внутренней поверхности втулки 1 нарезаны кольцевые канавки 3 с поперечным профилем в виде "ласточкиного хвоста" на глубину (Н), превышающую толщину (S) антифрикционной полимерной пленки 2 (см. фиг. 2). На внутренней поверхности втулки 1 и в кольцевых канавках 3 размещена антифрикционная полимерная пленка 2. Оставшаяся часть объема канавки 3 заполнена отвержденной полимерной композицией 4 (например, эпоксидной смолой с наполнителями в виде графита, дисульфида молибдена). В полимерной композиции 4 расположен распорный элемент в виде металлического разрезного кольца 5, который находится в напряженном состоянии (сжатии). При эксплуатации подшипника скольжения распорный элемент надежно удерживает антифрикционную полимерную пленку 2 в канавке 3 за счет создания армирующего эффекта и упругих свойств разрезного кольца 5. Таким образом повышается долговечность подшипника скольжения, так как исключается отслоение антифрикционной полимерной пленки от втулки, особенно при работе узлов трения с динамическими нагрузками и перепадами температур.Класс F16C17/00 Подшипники скольжения
Класс F16C33/04 вкладыши; втулки; антифрикционные покрытия
Класс B22D19/08 для нанесения облицовки или покрытий, например из антифрикционных материалов