устройство электромагнитной разгрузки радиальных подшипников
Классы МПК: | F16C39/06 магнитная |
Автор(ы): | Андрианов А.В., Афанасьев А.Ю., Гузельбаев Я.З. |
Патентообладатель(и): | Закрытое акционерное общество "Научно-исследовательский и конструкторский институт центробежных и роторных компрессоров им. В.Б. Шнеппа" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-10-02 публикация патента:
27.06.2003 |
Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам электромагнитной разгрузки опор и магнитного подвеса. Устройство электромагнитной разгрузки радиальных подшипников содержит статор в виде магнитопровода с обмоткой возбуждения и цилиндрической рабочей поверхностью. Статор расположен над ротором в виде ферромагнитного кольца, установленного на валу. Указанное кольцо имеет зубцы на поверхности, обращенной к рабочей поверхности статора, который имеет три полюса. На рабочих поверхностях боковых полюсов статора имеются зубцы с шагом, совпадающим с шагом зубцов ротора. Зубцы на боковых полюсах статора смещены относительно друг друга на половину зубцового шага. На среднем полюсе статора расположена обмотка возбуждения, а на боковых полюсах - генераторные обмотки, соединенные последовательно встречно и подключенные ко входу выпрямителя. Выход выпрямителя подключен к обмотке возбуждения. Техническим результатом является создание устройства разгрузки радиальных опор от силы тяжести с независимостью от внешних источников электроэнергии, с возможностью его эксплуатации во взрывоопасных и агрессивных средах и с простотой монтажа. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Устройство электромагнитной разгрузки радиальных подшипников, содержащее статор в виде магнитопровода с обмоткой возбуждения и с цилиндрической рабочей поверхностью, который расположен над ротором в виде ферромагнитного кольца, установленного на валу, отличающееся тем, что указанное кольцо имеет зубцы на поверхности, обращенной к рабочей поверхности статора, который имеет три полюса, на рабочих поверхностях боковых полюсов статора имеются зубцы с шагом, совпадающим с шагом зубцов ротора, причем зубцы на боковых полюсах статора смещены относительно друг друга на половину зубцового шага, на среднем полюсе статора расположена обмотка возбуждения, а на боковых полюсах - генераторные обмотки, соединенные последовательно встречно и подключенные ко входу выпрямителя, выход которого подключен к обмотке возбуждения.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам электромагнитной разгрузки опор и магнитного подвеса. Известны магнитные подшипники, содержащие цилиндрические опорные элементы в виде кольцевых постоянных магнитов, намагниченных радиально и расположенных в ряд с чередованием направления намагниченности (Метлин В.Б. Магнитные и магнитогидродинамические опоры. Обзор. - М.: Энергия, 1968. - С. 27). Их недостатком является высокая стоимость постоянных магнитов при большой вращающейся массе и сложность монтажа. Известны магнитные подшипники, содержащие цилиндрические наружный и внутренний опорные элементы, выполненные в виде кольцевых постоянных магнитов, намагниченных аксиально, расположенных в ряд по оси подшипника с чередованием направления намагниченности в обоих опорных элементах и прилегающих одноименными полюсами к ферромагнитным кольцам, размещенным между магнитами (патент США 3958842, кл. 308-10, опубл. 1976). Они обладают теми же недостатками. Известен радиальный электромагнитный подшипник, содержащий магнитопроводящий ротор и кольцевой восьмиполюсный статор, каждый полюс которого имеет обмотку подмагничивания и обмотку управления по соответствующей координате (Кочетков В.М., Краснов М.П. и др. Радиальный электромагнитный подшипник. А. с. 1177567, МКИ4 F 16 С 32/04, опубл. 07.09.85, бюл. 33). Его недостатком является необходимость внешнего источника электроэнергии и трудность обеспечения взрывобезопасности. Известно устройство для разгрузки опор, содержащее магнитную систему с постоянными магнитами и ферромагнитное кольцо, насаженное на вал. Магнитная система расположена сверху ферромагнитного кольца и разгружает опоры от силы тяжести (Кацнельсон О. Г., Эдельштейн А.С. Магнитная подвеска в приборостроении. - М.-Л.: Энергия, 1966. - С. 85). Его недостатком является высокая стоимость постоянных магнитов, трудность монтажа и загрязнение поверхности магнитной системы ферромагнитными частицами в нерабочем состоянии. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является устройство для разгрузки подшипников, содержащее магнитопровод с цилиндрической расточкой и с обмоткой возбуждения, который расположен над ферромагнитным кольцом, насаженным на вал (Кацнельсон О.Г., Эдельштейн А.С. Магнитная подвеска в приборостроении. - М.-Л.: Энергия, 1966. - С. 48). Его недостатком является необходимость внешнего источника питания обмотки возбуждения, что затрудняет обеспечение взрывобезопасности и усложняет эксплуатацию. Технической задачей изобретения является создание устройства разгрузки радиальных опор от силы тяжести с независимостью от внешних источников электроэнергии, с возможностью его эксплуатации во взрывоопасных и агрессивных средах и с простотой монтажа. Поставленная задача решается тем, что в устройстве для электромагнитной разгрузки радиальных подшипников, содержащем статор в виде секторного магнитопровода с обмоткой возбуждения и с рабочей поверхностью, охватывающей секторную часть цилиндрической поверхности ротора в виде ферромагнитного кольца, установленного на валу, указанное кольцо имеет зубцы на поверхности, обращенной к рабочей поверхности статора, статор имеет три полюса, боковые полюса статора имеют на рабочих поверхностях, являющихся частями рабочей поверхности магнитопровода, зубцы с шагом, совпадающим с шагом зубцов ротора, причем зубцы на боковых полюсах статора смещены относительно друг друга на половину зубцового шага, на среднем полюсе статора расположена обмотка возбуждения, а на боковых полюсах - генераторные обмотки, соединенные последовательно встречно и подключенные ко входу выпрямителя, выход которого подключен к обмотке возбуждения. На фиг.1 представлена конструкция устройства разгрузки. На фиг.2 показана электрическая схема соединений. На фиг.3 приведены графики магнитных потоков в установившемся режиме. Устройство электромагнитной разгрузки опор по фиг.1 содержит статор - неподвижный секторный магнитопровод 1 со средним полюсом 2 и двумя боковыми полюсами 3, 4. На среднем полюсе 2 имеется обмотка возбуждения 5, а на боковых полюсах 3, 4 - генераторные обмотки 6, 7. На вал 8 насажено ферромагнитное кольцо 9, образующее ротор. Рабочая поверхность магнитопровода 1 охватывает секторную часть цилиндрической поверхности ферромагнитного кольца 9. Полюсы 2-4 имеют наконечники с цилиндрической расточкой, причем наконечник среднего полюса 2 гладкий, а наконечники боковых полюсов 3, 4 имеют зубцы (по 3 на каждом), обращенные к зазору. На ферромагнитном кольце 9 на поверхности, соответствующей рабочей поверхности наконечников полюсов 2-4, имеются зубцы с тем же шагом, что и на боковых полюсах 3, 4, причем зубцы полюса 3 сдвинуты относительно зубцов полюса 4 на половину зубцового деления. Длина полюсной дуги наконечника среднего полюса 2 составляет целое число зубцовых делений (на фиг.1 - 4 зубцовых деления). Промежутки между наконечниками полюсов составляют по половине зубцового шага. Схема на фиг.2 содержит две генераторные обмотки 6, 7, включенные последовательно и встречно, двухполупериодный выпрямитель 10 на четырех диодах, сглаживающий конденсатор 11 и обмотку возбуждения 5. Устройство работает следующим образом. Магнитопровод 1 имеет небольшой остаточный магнитный поток, который проходит в среднем полюсе 2 вверх, а в боковых полюсах 3,4 - вниз. При вращении зубчатого кольца 9 происходит пульсация магнитных потоков Ф1 и Ф2 в боковых полюсах 3, 4, причем их переменные составляющие находятся в противофазе благодаря сдвигу их зубцов (фиг. 3). В генераторных обмотках 6, 7 наводятся переменные ЭДС, которые тоже находятся в противофазе. Благодаря встречному включению обмоток 6, 7 эти ЭДС суммируются. Удвоенная ЭДС поступает на выпрямитель 10. Выпрямленное напряжение сглаживается конденсатором 11 и питает обмотку возбуждения 5. Магнитный поток Ф0 среднего полюса 2 увеличивается, увеличивается амплитуда пульсации магнитных потоков Ф1 и Ф2, увеличивается ЭДС в обмотках 6, 7, и т. д. По мере увеличения магнитного потока Ф0 наступает насыщение магнитопровода 1, амплитуда пульсации магнитных потоков Ф1, Ф2 стабилизируется и электромагнитные процессы переходят в установившийся режим. На ферромагнитное кольцо 9 действуют пондермоторные силы, давление которых определяется известной формулойгде B - магнитная индукция в рабочем зазоре, Тл;
0 - магнитная постоянная, 0=1,25610-6 Гн/м. Вертикальная составляющая суммарного усилия, действующего на ротор, определяется выражением
F=Sгр, Н
где Sг, м2 - площадь проекции поверхности наконечников стержней 2-4, обращенных к зазору, на горизонтальную плоскость. Усилие F воспринимает основную часть силы тяжести, действующей на ротор, и снижает нагрузку на подшипники, увеличивая их надежность и ресурс. Магнитопровод 1 с обмотками 5-7 легко монтируется на станине и снимается с нее. Обмотки 5-7, выпрямитель 10 и конденсатор 11 могут быть объединены в общую конструкцию и загерметизированы. Устройство электромагнитной разгрузки представляет собой секторную электрическую машину (индукторный генератор) с самовозбуждением. При остановке ротора или при размыкании цепи обмотки возбуждения магнитное поле устройства снижается до нескольких процентов от номинального значения, что упрощает монтаж и транспортировку устройства. Для его работы не требуется внешнего источника электроэнергии, оно потребляет механическую энергию с вала ротора. При герметичном исполнении конструкции устройство может работать во взрывоопасных и агрессивных средах. Таким образом, благодаря трехполюсной конструкции статора с обмотками, выполнению зубцов на поверхностях ротора и боковых полюсах статора, подключению обмотки возбуждения через выпрямитель к генераторным обмоткам получено устройство электромагнитной разгрузки радиальных опор с возможностью простого монтажа и работы во взрывоопасных и агрессивных средах, которое увеличивает надежность и ресурс подшипников.