гирогоризонт
Классы МПК: | G01C19/44 для индикации вертикали |
Автор(ы): | Куклев В.Н. |
Патентообладатель(и): | Государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно- исследовательский институт "Сигнал" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-11-05 публикация патента:
27.06.2003 |
Использование: в гироскопической технике. Сущность: в гирогоризонт, представляющий собой двухосную индикаторно-силовую платформу, содержащую гироузел с датчиками угла и момента, двигатели стабилизации и датчики выходной информации, введены блок задержки и исполнительное реле. Каждый чувствительный элемент горизонта выполнен в виде двух встречно включенных акселерометров, имеющих разные статические и одинаковые динамические характеристики. Выходы акселерометров подключены к соответствующим, введенным в гирогоризонт суммирующим устройствам, выходы которых через усилители подключены к датчикам момента гироузла. Это позволяет компенсировать динамическую составляющую погрешности при движении объекта. С целью исключения увеличения времени готовности гирогоризонта блок задержки через исполнительное реле отключает на время готовности прибора в каждом чувствительном элементе горизонта один из двух акселерометров, имеющих меньшую крутизну статической характеристики. Технический результат: повышение точности гирогоризонта, используемого в системах пространственной стабилизации специальных средств подвижных объектов. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Гирогоризонт, содержащий гироузел, по ортогональным измерительным осям которого установлены моментные датчики и датчики угла, чувствительные элементы горизонта, установленные на внутренней раме бикарданова подвеса, по осям которого установлены датчики выходной информации и двигатели стабилизации, причем выходы чувствительных элементов горизонта через усилители горизонтальной коррекции подключены ко входам соответствующих моментных датчиков, а выходы датчиков угла через усилители мощности подключены к соответствующим двигателям стабилизации, отличающийся тем, что в него введены два суммирующих устройства, блок задержки и исполнительное реле, а каждый чувствительный элемент горизонта выполнен в виде встречно включенных акселерометров, имеющих разные статические и одинаковые динамические характеристики, причем выходы акселерометров подключены к соответствующим суммирующим устройствам, выходы которых подключены к входам усилителей горизонтальной коррекции, выход блока задержки подключен к исполнительному реле, контакты которого включены в выходную цепь одного из двух акселерометров каждого чувствительного элемента горизонта.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области гироскопической техники и предназначено для измерения углов наклона подвижного объекта с дальнейшим использованием этой информации в системах пространственной стабилизации средств обнаружения цели и средств вооружения. В качестве первичных датчиков информации об углах наклона подвижных объектов используются гироскопические датчики горизонта (датчики крена, гировертикали, силовые гирогоризонты индикаторного типа). В настоящее время для современных образцов спецтехники все более широкое применение находят гирогоризонты, сконструированные по схеме индикаторно-силовых платформ, где в качестве индикаторных гироузлов используются прецизионные гироскопы. Известны гирогоризонты, конструктивно входящие в системы курсокреноуказания [1, 2]. Ближайшим аналогом, принятым за прототип, является [2]. В общем случае точность гирогоризонта определяется параметрами элементов, входящих в систему горизонтальной коррекции и в канал силовой стабилизации, условиями эксплуатации и параметрами движения объекта, а именно величиной и длительностью ускорений, дрейфом гироскопа и реакцией гироскопа на ускорение (скоростью коррекции). Скорость коррекции устанавливается на практике, исходя из обеспечения реальной точности в заданных условиях эксплуатации объекта. Все возрастающие требования по эффективности средств вооружения в условиях движущегося объекта предъявляют и более высокие требования к точности систем стабилизации и в первую очередь к датчикам первичной информации - гирогоризонтам. При этом основным требованием по точности гирогоризонта является снижение динамической погрешности. Динамическая составляющая погрешности гирогоризонта определяется выражением
где

t - время воздействия ускорения. Уменьшение скорости горизонтальной коррекции с целью снижения динамической составляющей погрешности гирогоризонта ограничено требованием по обеспечению статической погрешности, определяемой выражением

где








Эта динамическая погрешность определяет колебания линии выстрела относительно плоскости горизонта на дистанции 10 км в пределах






где Х - смещение инерциальной массы;
m - инерциальная масса акселерометра;
Кд - коэффициент демпфирования;
С - удельный позиционный момент. Для сильно задемпфированных акселерометров и малых


где

Отсюда решение этого уравнения и сдвиг по фазе


где первое слагаемое определяет постоянную, а второй член - периодическую составляющую ошибки прибора, или, учитывая, что T2


где


Запишем решение для системы, состоящей из двух акселерометров с инерциальными массами m1, m2.

где индексы "1" и "2" присвоены параметрам первого и второго акселерометров соответственно (фиг.2). Из соотношения (4) следует, что если подобрать параметры акселерометров таким образом, чтобы выполнилось условие:

и полагая, что при больших значениях Кg1 и Кg2 сдвиги фаз



1. Пельпор Д.С. Теория гироскопических стабилизаторов, ч. 5.2. - М.: Машиностроение, 1965. 2. Патент РФ 2124184, приоритет 15.12.1996. БИ 36 1998.2
Класс G01C19/44 для индикации вертикали