горная транспортная система
Классы МПК: | B65G51/04 транспортировка изделий по трубам в контейнерах с поперечным сечением, почти равным сечению трубы; системы пневматической почты B65G53/12 потоком газа, действующим непосредственно на материалы, помещенные в контейнере E21F13/08 конвейеры и прочие транспортирующие устройства |
Автор(ы): | Бурангулов Н.И., Богословский С.В., Плугин А.И., Опара Ю.С., Хуббатуллин В.Л. |
Патентообладатель(и): | Бурангулов Наиль Идрисович |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-12-14 публикация патента:
10.07.2003 |
Изобретение относится к транспортным и транспортирующим системам и может быть использовано для транспортировки отдельных упакованных грузов, контейнеров от места загрузки до площадок приема к переработке, в частности, при открытой разработке полезных ископаемых, а также может быть использовано для перемещения кабин с пассажирами на участках выработок и сложной местности с горным рельефом. Горная транспортная система включает рабочие площадки погрузки и выгрузки контейнеров или кабин, направляющий транспортный путь с грузоподающей и обратной ветвями, силовые агрегаты. Направляющий транспортный путь выполнен в виде замкнутого искусственного тоннеля, имеющего на участках светопрозрачные стенки и окна. В полости этого тоннеля, на конечных участках и в местах перехода грузоподающей ветви в обратную установлены контейнеры или кабины, причем полость тоннеля заполнена рабочей средой, в качестве которой используют рабочую жидкость и воздух, для перемещения контейнеров или кабин за счет приложения усилия, совпадающего с направлением их движения. Горная транспортная система имеет привод для ускорения или замедления движения кабин или контейнеров и выполнена с возможностью использования энергии торможения контейнера или кабины путем преобразования и последующей подачи энергии на силовые агрегаты системы. Тоннель выполнен в виде цилиндра, на конечных и промежуточных участках которого имеются рабочие площадки для погрузки и выгрузки контейнеров. Привод для ускорения или замедления движения кабин или контейнеров выполнен в виде пневматического, или гидравлического, или электромагнитного привода. Повышается эффективность работы транспортной системы. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Горная транспортная система, включающая рабочие площадки погрузки и выгрузки контейнеров или кабин, направляющий транспортный путь с грузоподающей и обратной ветвями, силовые агрегаты, отличающаяся тем, что направляющий транспортный путь выполнен в виде замкнутого искусственного тоннеля, имеющего на участках светопрозрачные стенки и окна, при этом в полости этого тоннеля, на конечных участках и в местах перехода грузоподающей ветви в обратную установлены контейнеры или кабины, причем полость тоннеля заполнена рабочей средой, в качестве которой используют рабочую жидкость и воздух, для перемещения контейнеров или кабин за счет приложения усилия, совпадающего с направлением их движения, при этом горная транспортная система имеет привод для ускорения или замедления движения кабин или контейнеров и выполнена с возможностью использования энергии торможения контейнера или кабины путем преобразования и последующей подачи энергии на силовые агрегаты системы. 2. Горная транспортная система по п.1, отличающаяся тем, что тоннель выполнен в виде цилиндра, на конечных и промежуточных участках которого имеются рабочие площадки для погрузки и выгрузки контейнеров. 3. Горная транспортная система по п.1, отличающаяся тем, что привод для ускорения или замедления движения кабин или контейнеров выполнен в виде пневматического, или гидравлического, или электромагнитного привода.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области транспортных и транспортирующих систем и может быть использовано для перемещения контейнеров или кабин от места загрузки до площадок приема этих контейнеров или кабин, в частности, при использовании транспортной системы в условиях, включающих участки горного рельефа. В настоящее время известны принципиальные технические решения горных транспортных систем, из которых наиболее представительной и, по мнению заявителя, наиболее близкой по технической сущности является горная транспортная система, включающая рабочие площадки погрузки и выгрузки контейнеров или кабин, направляющий транспортный путь с грузоподающей и обратной ветвями, а также силовые приводы для осуществления работы системы /1/. Обладая определенными техническими преимуществами перед другими аналогами, в частности, возможностью перемещения контейнеров или кабин в локализованном пространстве направляющего транспортного пути, исключающем случайные взаимодействия контейнеров или кабин с посторонними объектами, эта горная транспортная система обладает существенными и очевидными недостатками, которые заключаются в значительных энергетических затратах на процесс перемещения контейнеров или кабин на всех участках направляющего транспортного пути, где потенциальные энергетические возможности контейнеров или кабин не используются, что снижает эффективность этой транспортной системы, сужая области ее использования. Технической задачей и техническим результатом данного изобретения является повышение эффективности горной транспортной системы в условиях перемещения контейнеров или кабин по направляющему транспортному пути, имеющему перепады высот между площадками погрузки, транспортирования и площадками выгрузки контейнеров или кабин, и между площадками, расположенными в промежутках транспортного пути, при снижении затрат на процесс перемещения кабин или контейнеров за счет использования потенциальной и кинетической энергии движения, и при повышении безопасности работы горной транспортной системы. Указанный технический результат и решение технической задачи в изобретении достигается за счет того, что горная транспортная система, включающая рабочие площадки погрузки и выгрузки контейнеров или кабин, направляющий транспортный путь с грузоподающей и обратной ветвями, силовые агрегаты, содержит направляющий транспортный путь, выполненный в виде замкнутого искусственного тоннеля, имеющего на участках светопрозрачные стенки и окна, при этом в полости этого тоннеля, на конечных участках и в местах перехода грузоподающей ветви в обратную, установлены контейнеры или кабины, причем полость тоннеля заполнена рабочей средой, в качестве которой используют рабочую жидкость и воздух, для перемещения контейнеров или кабин за счет приложения усилия, совпадающего с направлением их движения, при этом горная транспортная система имеет привод для ускорения или замедления перемещения кабин или контейнеров и выполнена с возможностью использования энергии торможения контейнеров или кабин за счет преобразования и последующей подачи энергии на силовые агрегаты системы. При этом указанный тоннель выполнен в виде цилиндра, на конечных и промежуточных участках которого имеются рабочие площадки для погрузки и выгрузки контейнеров или кабин. В горной транспортной системе привод для ускорения или замедления перемещения кабин или контейнеров выполнен в виде пневматического, или гидравлического, или электромагнитного привода. Описываемая горная транспортная система раскрывается далее со ссылкой на чертеж, где показан общий вид горной транспортной системы, включающей рабочую площадку 1 для приема и погрузки контейнеров или кабин, рабочую площадку 2 для выгрузки контейнеров или кабин, а также направляющий транспортный путь 3 с грузоподающей ветвью 4 и обратной ветвью 5, содержащих для своего обслуживания силовые агрегаты. При этом направляющий транспортный путь выполнен в виде замкнутого искусственного тоннеля, имеющего на начальном участке рабочую площадку 1 для погрузки контейнеров или кабин, имеющего также конечный участок 6 с узлом 7 подачи контейнеров или кабин на рабочую площадку 8 выгрузки этих контейнеров или кабин. Обратная ветвь 5 имеет участок 9 спуска контейнеров или кабин 10 на рабочую площадку 1 транспортной системы, замкнутый искусственный тоннель которой выполнен в виде цилиндра, а его полость заполнена рабочей средой, в качестве которой используют рабочую жидкость на участке подъема грузоподающей ветви 4 (слева по чертежу, начиная от рабочей площадки 1), а после участка подъема в качестве рабочей среды используют воздух, подаваемый в полость тоннеля под давлением. Транспортная система может быть снабжена рабочими площадками, по типу площадок 1 и 8, и на промежуточных участках тоннеля (на чертеже не показаны ввиду их однотипности с площадками 1 и 8), при этом, установленные на конечных и промежуточных рабочих площадках контейнеры или кабины вводят в полость транспортного тоннеля с помощью имеющейся в системе шлюзовой камеры 11, предназначенной для ввода контейнеров или кабин в полость тоннеля, а шлюзовая камера 12 предназначена для приема возвращаемых после выгрузки контейнеров или кабин; обе эти камеры имеют шлюзовые ворота 13 с герметизирующими уплотнениями. Восходящий участок подъема ветви 4 оснащен насосом 14 для подачи и пополнения полости тоннеля на этом участке рабочей жидкостью, а участки транспортной системы, заполненные сжатым воздухом, оснащены пневмонасосами 15 и 16. Участок 9 спуска контейнеров или кабин соединен своей полостью посредством патрубка с турбоэлектрогенератором 17, который совместно с указанными: насосом 14 и пневмонасосами 15, 16 являются силовыми агрегатами горной транспортной системы, обеспечивающими ее работу; кроме того, транспортная система имеет привод для ускорения или замедления движения и перемещения контейнеров или кабин; в качестве такого привода может быть использован пневматический, или гидравлический, или электромагнитный привод в зависимости от нагрузок и времени года. Движение и перемещение контейнеров или кабин 10 осуществляется за счет приложения к ним усилия, совпадающего с направлением их перемещения: от рабочей площадки 1 к рабочей площадке 8 и обратно по ветви 5 и участку этой ветви 9 на рабочую площадку 1. При этом на участке 9 обратной ветви 5 сжимаемый воздух за счет спуска контейнеров или кабин подают на турбоэлектрогенератор 17, используя полезно энергию торможения контейнера или кабины и преобразуя энергию сжатого воздуха для выработки энергии, в частности, электроэнергии, которую подают на приводы насоса 14 и пневмонасосов 15, 16 системы. Для повышения безопасности и надежности работы транспортной системы на участках искусственного тоннеля выполнены светопрозрачные стенки и окна 18, что дает визуальную информацию о перемещении контейнеров или кабин по полости замкнутого искусственного тоннеля этой горной транспортной системы, где движущими силами являются усилия, совпадающие с направлением заданного перемещения контейнера или кабины, в том числе, на начальном участке ветви 4 подъем контейнера или кабины осуществляют за счет задания положительной плавучести контейнеру, кабине и использования выталкивающей архимедовой силы для поднятия контейнера в среде рабочей жидкости; далее перемещение контейнера осуществляют за счет подачи сжатого воздуха от пневмонасосов 15, 16 в направлении, совпадающем с направлением перемещения контейнера, а в обратной ветви энергию торможения контейнера используют для получения, как отмечено, попутной энергии за счет преобразования этой энергии. Таким образом, горная транспортная система, как обладающая оригинальной конструктивной схемой и универсальностью принципа работы, отвечает современному направлению развития таких транспортных систем применительно к перемещению грузов в условиях сложного рельефа. Источник информации1. SU 829520 А, 25.05.1981.
Класс B65G51/04 транспортировка изделий по трубам в контейнерах с поперечным сечением, почти равным сечению трубы; системы пневматической почты
Класс B65G53/12 потоком газа, действующим непосредственно на материалы, помещенные в контейнере
Класс E21F13/08 конвейеры и прочие транспортирующие устройства