присадка к дизельному топливу, дизельное топливо
Классы МПК: | C10L1/18 содержащие кислород C10L1/22 содержащие азот |
Автор(ы): | Егоров С.А., Карпова О.И., Шустиков Н.С., Жуков Ю.Н., Авилов А.Э., Зиненко С.А. |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "Научно- производственное объединение ЮникПром" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-09-06 публикация патента:
10.07.2003 |
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к составу присадки к дизельному топливу и дизельного топлива, содержащего эту присадку. Присадка содержит 40-90% 2-этилгексилнитрата, до 40% сополимера на основе этиленненасыщенных мономеров, до 100% углеводородной фракции, выкипающей в интервале 160-360oС. Дизельное топливо на основе летнего или зимнего дизельного топлива содержит присадку в количестве 0,001-0,5 мас.%. Присадка улучшает как низкотемпературные свойства топлива, так и его пусковые свойства. 2 с. и 2 з.п.ф-лы, 3 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Присадка к дизельному топливу, включающая алкилнитрат, сополимер на основе этиленненасыщенных мономеров, отличающаяся тем, что в качестве алкилнитрата она содержит 2-этилгексилнитрат и дополнительно содержит углеводородную фракцию, выкипающую в интервале 160-360oС, при следующем соотношении компонентов, мас.%:2-Этилгексилнитрат - 40-90
Сополимер на основе этиленненасыщенных мономеров - До 40
Углеводородная фракция, выкипающая в интервале 160-360oС - До 100
2. Присадка по п. 1, отличающаяся тем, что в качестве сополимера она содержит сополимер высших эфиров С8-С24 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенными мономерами и/или сополимер этилена с альфа-олефинами молекулярной массы 1000-20000. 3. Присадка по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что в качестве углеводородной фракции она содержит нефтяную фракцию прямой перегонки, выкипающую в интервале 160-360oС, или ее смесь с легким газойлем каталитического крекинга, выкипающим в интервале 200-350oС. 4. Дизельное топливо на основе летнего или зимнего дизельного топлива, включающее присадку, отличающееся тем, что оно содержит присадку по пп.1-3 в количестве 0,001-0,5 мас.%.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к составу присадки к дизельному топливу и дизельного топлива, содержащего эту присадку. Известно, что дизельные топлива в качестве ускорителей воспламенения содержат в своем составе органические нитраты, например, 2-этилгексилнитрат (патент США 4473378, С 10 L 1/22, 1984 г.). Недостатком этих присадок является однофункциональность их действия, в результате чего не удается реализовать улучшение пусковых свойств летнего ассортимента дизельных топлив при отрицательных температурах. Этот недостаток устраняется использованием присадок, содержащих, например, нитрат алифатического спирта С3-C18, преимущественно циклогексилнитрат, сополимер фракции алкилметакрилатов C8-C24 с винилацетатом молекулярной массы 1000-10000, сульфонат щелочно-земельного металла (кальция, бария, магния) и оксипропилированный жирный спирт С6-С16 с молекулярной массой 300-2000 (патент РФ 2057790, С 10 L 1/18, 1/22, 1996 г.). Недостатком дизельных топлив, содержащих эту присадку, являются их недостаточно хорошие низкотемпературные свойства. Наиболее близкой к заявленному техническому решению является присадка к дизельному топливу, содержащая, мас.%: сополимер высших эфиров C8-C24 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенными мономерами - до 90, сульфонат щелочно-земельного металла - не более 10, сополимер этилена с альфа-олефинами молекулярной массы 1000-20000 - до 100. Причем присадка в своем составе может содержать алкилнитрат, где алкил С3-C18 (преимущественно циклоалкилнитрат) в количестве 1-30 мас.%. Там же описан состав дизельного топлива на основе летнего или зимнего дизельного топлива, содержащий вышеописанную присадку в количестве 0,001-0,5 мас.% (патент РФ 2119528, С 10 L 1/18, 1/22, 1998 г.). Однако присадка недостаточно эффективна при использовании ее в составе дизельного топлива зимнего, кроме того, содержание в присадке двух сополимеров увеличивает ее стоимость, а циклогексилнитрат является дефицитным продуктом, в результате чего выпуск присадки ограничен. Задачей настоящего изобретения является разработка такого состава присадки, которая могла бы с большей эффективностью использоваться как в составах летних, так и в составах зимних дизельных топлив и, кроме того, снижение стоимости присадки и расширение сырьевых ресурсов для ее производства. Для решения поставленной задачи предлагается присадка к дизельному топливу, содержащая, мас.%:2-Этилгексилнитрат - 40 - 90
Сополимер на основе этиленненасыщенных мономеров - До 40
Углеводородная фракция, выкипающая в интервале 160-360oС - До 100
Причем в качестве сополимера может быть использован сополимер высших эфиров C8-C24 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенными мономерами и/или сополимер этилена с альфа-олефинами молекулярной массы 1000-20000, а в качестве углеводородной фракции - нефтяная фракция прямой перегонки, выкипающая в интервале 160-360oС, или ее смесь с легким газойлем каталитического крекинга, выкипающим в интервале 200-350oС. Предлагается также дизельное топливо на основе летнего или зимнего дизельного топлива, содержащее вышеописанную присадку в количестве 0,001-0,5 мас.%. Отличием заявленного технического решения является совместное использование в составе присадки 2-этилгексилнитрата и углеводородной фракции, выкипающей в интервале 160-360oС, в заявленном количестве. Введение в состав присадки углеводородной фракции за счет синергетического эффекта, возникающего между компонентами присадки, обеспечивает улучшение низкотемпературных свойств дизельного топлива и повышает его самовоспламеняемость (т.е. улучшает пусковые свойства), при этом присадка может содержать не два, а один сополимер, что позволит снизить ее стоимость. Использование 2-этилгексилнитрата расширит сырьевую базу для производства присадки, так как он является менее дефицитным продуктом по сравнению с циклогексилнитратом, и позволит за счет этого увеличить выпуск как летних, так и зимних дизельных топлив. Предлагаемую присадку готовят путем смешения компонентов при повышенной температуре и постоянном перемешивании. Для приготовления образцов предлагаемой присадки были использованы следующие компоненты. Компонент А - низкомолекулярный сополимер этилена с пропиленом молекулярной массы 1000-20000. Компонент В - сополимер высших эфиров акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенными мономерами. Компонент С - 2-этилгексилнитрат. Компонент Д - нефтяная фракция, выкипающая в интервале 160-360oС. Компонент Е - легкий газойль каталитического крекинга, выкипающий в интервале 200-350oС. В табл.1 приведен состав предлагаемой присадки. В качестве основы образцов дизельного топлива использовали дизельное топливо летнее с температурой помутнения =-6oС и температурой застывания =-15oС и дизельное топливо зимнее с температурой помутнения =-27oС температурой застывания =-37oС. В табл. 2 и 3 приведены результаты испытаний образцов дизельного топлива с предлагаемой присадкой. Результаты испытаний подтверждают, что использование в составе присадки нефтяной фракции улучшает как низкотемпературные свойства топлива, так и его пусковые свойства.
Класс C10L1/18 содержащие кислород
Класс C10L1/22 содержащие азот