присадка к дизельному топливу, дизельное топливо

Классы МПК:C10L1/18 содержащие кислород 
C10L1/22 содержащие азот 
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью "Научно- производственное объединение ЮникПром"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-09-06
публикация патента:

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к составу присадки к дизельному топливу и дизельного топлива, содержащего эту присадку. Присадка содержит 40-90% 2-этилгексилнитрата, до 40% сополимера на основе этиленненасыщенных мономеров, до 100% углеводородной фракции, выкипающей в интервале 160-360oС. Дизельное топливо на основе летнего или зимнего дизельного топлива содержит присадку в количестве 0,001-0,5 мас.%. Присадка улучшает как низкотемпературные свойства топлива, так и его пусковые свойства. 2 с. и 2 з.п.ф-лы, 3 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Присадка к дизельному топливу, включающая алкилнитрат, сополимер на основе этиленненасыщенных мономеров, отличающаяся тем, что в качестве алкилнитрата она содержит 2-этилгексилнитрат и дополнительно содержит углеводородную фракцию, выкипающую в интервале 160-360oС, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

2-Этилгексилнитрат - 40-90

Сополимер на основе этиленненасыщенных мономеров - До 40

Углеводородная фракция, выкипающая в интервале 160-360oС - До 100

2. Присадка по п. 1, отличающаяся тем, что в качестве сополимера она содержит сополимер высших эфиров С824 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенными мономерами и/или сополимер этилена с альфа-олефинами молекулярной массы 1000-20000.

3. Присадка по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что в качестве углеводородной фракции она содержит нефтяную фракцию прямой перегонки, выкипающую в интервале 160-360oС, или ее смесь с легким газойлем каталитического крекинга, выкипающим в интервале 200-350oС.

4. Дизельное топливо на основе летнего или зимнего дизельного топлива, включающее присадку, отличающееся тем, что оно содержит присадку по пп.1-3 в количестве 0,001-0,5 мас.%.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к составу присадки к дизельному топливу и дизельного топлива, содержащего эту присадку.

Известно, что дизельные топлива в качестве ускорителей воспламенения содержат в своем составе органические нитраты, например, 2-этилгексилнитрат (патент США 4473378, С 10 L 1/22, 1984 г.).

Недостатком этих присадок является однофункциональность их действия, в результате чего не удается реализовать улучшение пусковых свойств летнего ассортимента дизельных топлив при отрицательных температурах.

Этот недостаток устраняется использованием присадок, содержащих, например, нитрат алифатического спирта С3-C18, преимущественно циклогексилнитрат, сополимер фракции алкилметакрилатов C8-C24 с винилацетатом молекулярной массы 1000-10000, сульфонат щелочно-земельного металла (кальция, бария, магния) и оксипропилированный жирный спирт С616 с молекулярной массой 300-2000 (патент РФ 2057790, С 10 L 1/18, 1/22, 1996 г.).

Недостатком дизельных топлив, содержащих эту присадку, являются их недостаточно хорошие низкотемпературные свойства.

Наиболее близкой к заявленному техническому решению является присадка к дизельному топливу, содержащая, мас.%: сополимер высших эфиров C8-C24 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенными мономерами - до 90, сульфонат щелочно-земельного металла - не более 10, сополимер этилена с альфа-олефинами молекулярной массы 1000-20000 - до 100. Причем присадка в своем составе может содержать алкилнитрат, где алкил С3-C18 (преимущественно циклоалкилнитрат) в количестве 1-30 мас.%.

Там же описан состав дизельного топлива на основе летнего или зимнего дизельного топлива, содержащий вышеописанную присадку в количестве 0,001-0,5 мас.% (патент РФ 2119528, С 10 L 1/18, 1/22, 1998 г.).

Однако присадка недостаточно эффективна при использовании ее в составе дизельного топлива зимнего, кроме того, содержание в присадке двух сополимеров увеличивает ее стоимость, а циклогексилнитрат является дефицитным продуктом, в результате чего выпуск присадки ограничен.

Задачей настоящего изобретения является разработка такого состава присадки, которая могла бы с большей эффективностью использоваться как в составах летних, так и в составах зимних дизельных топлив и, кроме того, снижение стоимости присадки и расширение сырьевых ресурсов для ее производства.

Для решения поставленной задачи предлагается присадка к дизельному топливу, содержащая, мас.%:

2-Этилгексилнитрат - 40 - 90

Сополимер на основе этиленненасыщенных мономеров - До 40

Углеводородная фракция, выкипающая в интервале 160-360oС - До 100

Причем в качестве сополимера может быть использован сополимер высших эфиров C8-C24 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенными мономерами и/или сополимер этилена с альфа-олефинами молекулярной массы 1000-20000, а в качестве углеводородной фракции - нефтяная фракция прямой перегонки, выкипающая в интервале 160-360oС, или ее смесь с легким газойлем каталитического крекинга, выкипающим в интервале 200-350oС.

Предлагается также дизельное топливо на основе летнего или зимнего дизельного топлива, содержащее вышеописанную присадку в количестве 0,001-0,5 мас.%.

Отличием заявленного технического решения является совместное использование в составе присадки 2-этилгексилнитрата и углеводородной фракции, выкипающей в интервале 160-360oС, в заявленном количестве.

Введение в состав присадки углеводородной фракции за счет синергетического эффекта, возникающего между компонентами присадки, обеспечивает улучшение низкотемпературных свойств дизельного топлива и повышает его самовоспламеняемость (т.е. улучшает пусковые свойства), при этом присадка может содержать не два, а один сополимер, что позволит снизить ее стоимость. Использование 2-этилгексилнитрата расширит сырьевую базу для производства присадки, так как он является менее дефицитным продуктом по сравнению с циклогексилнитратом, и позволит за счет этого увеличить выпуск как летних, так и зимних дизельных топлив.

Предлагаемую присадку готовят путем смешения компонентов при повышенной температуре и постоянном перемешивании.

Для приготовления образцов предлагаемой присадки были использованы следующие компоненты.

Компонент А - низкомолекулярный сополимер этилена с пропиленом молекулярной массы 1000-20000.

Компонент В - сополимер высших эфиров акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенными мономерами.

Компонент С - 2-этилгексилнитрат.

Компонент Д - нефтяная фракция, выкипающая в интервале 160-360oС.

Компонент Е - легкий газойль каталитического крекинга, выкипающий в интервале 200-350oС.

В табл.1 приведен состав предлагаемой присадки. В качестве основы образцов дизельного топлива использовали дизельное топливо летнее с температурой помутнения =-6oС и температурой застывания =-15oС и дизельное топливо зимнее с температурой помутнения =-27oС температурой застывания =-37oС.

В табл. 2 и 3 приведены результаты испытаний образцов дизельного топлива с предлагаемой присадкой.

Результаты испытаний подтверждают, что использование в составе присадки нефтяной фракции улучшает как низкотемпературные свойства топлива, так и его пусковые свойства.

Класс C10L1/18 содержащие кислород 

композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)
методы производства топлива для реактивных двигателей из натурального масла как исходного сырья с помощью реакций обмена -  патент 2522436 (10.07.2014)
модификатор горения твердого, жидкого и газообразного топлива -  патент 2515988 (20.05.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
совмещенный способ получения биотоплив из различных типов сырья и родственных продуктов -  патент 2503714 (10.01.2014)
композиция оксигенированного бензина с хорошими дорожными эксплуатационными характеристиками -  патент 2503710 (10.01.2014)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и содержащая ее топливная композиция -  патент 2494139 (27.09.2013)

Класс C10L1/22 содержащие азот 

Наверх