способ получения депрессатора для нефтепродуктов

Классы МПК:C10L1/22 содержащие азот 
C10M149/22 полиамины
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тюменский государственный нефтегазовый университет
Приоритеты:
подача заявки:
2002-02-11
публикация патента:

Изобретение относится к химмотологии топлив и масел и может быть использовано для снижения температуры застывания нефтепродуктов. Способ получения депрессатора для нефтепродуктов ведут путем взаимодействия синтетических жирных кислот фракции С2125 и полиэтиленполиаминов с последующей конденсацией с толуилен-диизоцианатом при мольном соотношении исходных реагентов соответственно (1,18-2,6):1,0:(0,1-2,5). При концентрациях присадки в дизельном топливе 0,005; 0,025; 0,1 мас.% депрессия температуры застывания составляет от 5 до 24oС. Депрессия температуры застывания дизельного топлива по прототипу не превышает 1-3oС. 2 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Способ получения депрессатора для нефтепродуктов путем взаимодействия синтетических жирных кислот фракции C21-C25 и полиэтиленполиаминов, отличающийся тем, что продукт взаимодействия синтетических жирных кислот фракции C21-C25 и полиэтиленполиаминов дополнительно подвергают конденсации с толуилендиизоцианатом при мольном соотношении исходных компонентов соответственно (1,18-2,6):1,0:(0,1-2,5).

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к химмотологии топлив и масел и может быть использовано для снижения температуры застывания нефтепродуктов.

Для снижения температуры застывания парафинистых нефтей и нефтепродуктов используются различные депрессорные присадки, называемые также депрессаторами. В качестве депрессаторов находят применение многие низкомолекулярные и полимерные органические соединения. Наибольшее распространение имеют промышленные алкилароматические депрессорные присадки (депрессатор АзНИИ, АФК, парафлоу, сантопур), полиметакрилатные (ПМА-Д), сополимеры этилена и винилацетата и др. [1] /Тертерян Р.А. "Депрессорные присадки к нефтям, топливам и маслам", М., "Химия", 1990, с. 238/.

Наиболее близким к заявленному изобретению того же назначения по совокупности признаков является способ получения депрессорных присадок для нефтепродуктов, представляющих собой амиды синтетических жирных кислот (СЖК) фракции С21-25 и полиэтиленполиаминов (ПЭПА) [2]. Присадки получают взаимодействием синтетических жирных кислот и полиэтиленполиаминов при их массовом соотношении соответственно (2,5-7,0):1,0. Амиды СЖК и ПЭПА эффективны в качестве депрессаторов в нефтепродуктах при концентрации 0,1-2,0 мас.% [2] /пат. РФ 2106395, С 10 M 149/14, 1998/.

Амиды синтетических жирных кислот фракции C21-25 и полиэтиленполиаминов отличаются недостаточно высокой депрессией температуры застывания в дизельных топливах.

Задачей, на решение которой направлен заявляемый способ, является улучшение низкотемпературных свойств дизельного топлива.

Поставленную задачу можно решить за счет достижения технического результата, который заключается в повышении депрессии температуры застывания дизельного топлива.

Указанный технический результат достигается тем, что согласно способу получения депрессорной присадки к нефтепродуктам путем взаимодействия синтетических жирных кислот фракции C21-C25 и полиэтиленполиаминов, полученные амиды дополнительно подвергают конденсации с толуилендиизоцианатом (ТДЦ) при мольном соотношении синтетические жирные кислоты: полиэтиленполиамины: толуилендиизоцианат (1,18-2,6):1,0:(0,1-2,5). Введение дополнительной стадии конденсации амидов синтетических жирных кислот фракции C21-C25 и полиэтиленполиаминов с толуилендиизоцианатом одновременно с повышением вязкости присадок, предположительно, позволяет достичь более высокой молекулярной массы синтезируемых присадок, что, по литературным данным, должно приводить к снижению их расхода для достижения того же депрессорного эффекта. Известно, что толуилендиизоцианат очень реакционноспособное вещество, поэтому при получении депрессорных присадок по заявляемому способу вторую стадию образования полиамидоуретанов можно вести при низких температурах в течение малого времени, что позволит заметно улучшить свойства синтезируемых присадок и снизить температуру застывания дизельного топлива.

Для получения депрессорных присадок используют синтетические жирные кислоты фракции C21-C25 со следующими свойствами: кислотное число 180 мг КОН/г; эфирное число 5,6 мг КОН/г; температура плавления +55oС. Синтетические жирные кислоты фракции С2125 соответствуют требованиям ТУ 3810716-75. Полиэтиленполиамины имеют следующие свойства: массовая доля общего азота 30%; массовая доля третичных аминогрупп 7%; массовая доля кубового остатка, кипящего выше 200oС 72,2%; массовая доля фракции, отгоняемой при остаточном давлении 1,3 кПа в температурных пределах: а) до 75oС - следы; б) от 75 до 200oС - 25,5%. Полиэтиленполиамины соответствуют требованиям ТУ 113-38-95-90. Толуилендиизоцианат имеет следующие свойства: молекулярная масса 174,2; плотность при 20oС - 1,217 кг/м3; показатель преломления при 25oС - 1,5658; температура плавления 21,8oС; температура кипения 147-148oС. Другие продукты, используемые для получения депрессорных присадок - этиленгликоль и о-ксилол - реактивной чистоты с физико-химическими свойствами, близкими к литературным данным.

Предлагаемый способ осуществляют в две стадии.

На первой стадии в реактор загружают синтетические жирные кислоты и полиэтиленполиамины, взятые в мольном соотношении от 1,66:1,0 до 2,6:1,0. Реакцию ведут 6-12 ч при температуре 198oС с полной отгонкой реакционной воды из реактора вакуумным насосом. На второй стадии в реактор загружают толуилендиизоцианат от 0,1 до 2,5 моль (на полиэтиленполиамины) и депмасло 4-ой фракции в качестве растворителя (90 мас.% от суммы всех загруженных реагентов и растворителя). Реакцию проводят при температуре 144oС с постоянным перемешиванием реакционной массы. Время протекания конденсации с толуилендиизоцианатом 2 ч. Для готовых депрессорных присадок определяют вязкость при температуре 70oС. Эффективность присадок в качестве депрессаторов проверяют в дизельном топливе. Присадку вводят в нефтепродукт, подвергают смесь термообработке при +80oС и перемешиванию до полного растворения депрессора и определяют температуру застывания дизельного топлива по ГОСТу 20287-91. Температура застывания дизельного топлива с присадкой, полученной по предлагаемому способу, ниже, чем дизельного топлива без присадки и с присадкой, полученной по известному способу.

Пример. 1,32 г (0,0043 моль) синтетических жирных кислот фракции C2125 и 0,29 г (0,002 моль) полиэтиленполиаминов загружают в реактор и кипятят 9 ч при температуре 198oС отгоняя реакционную воду из реактора в ловушку Дина-Старка. Мольное соотношение синтетических жирных кислот и полиэтиленполиаминов в загрузке соответственно 2,13:1,0. На второй стадии добавляют 0,35 (0,002 моль) толуилендиизоцианата и 17,55 г депмасла 4-ой фракции в качестве растворителя (90% от суммы загрузки всех реагентов и растворителя). Реакцию проводят при температуре 144oС в течение 2 ч с постоянным перемешиванием. Мольное соотношение компонентов синтетические жирные кислоты: полиэтиленполиамины: толуилендиизоцианат соответственно 2,13:1,0:1,0. Полученная присадка имеет вязкость 38,7 мм2/с при 70oС.

Подобным образом получают присадки при следующих мольных соотношениях СЖК:ПЭПА:ТДЦ = 2,60:1,0:1,0,

2,13:1,0:1,0,

1,66:1,0:0,75.

Условия синтеза предлагаемых депрессаторов представлены в табл.1.

В компонент дизельного топлива с температурой застывания минус 16oС, плотностью 813 кг/м3 при 20oС, вязкостью 2,41 мм2/с при 20oС вводят 0,005, 0,025, 0,1, 0,2 мас.% предлагаемой присадки. Смесь депрессорной присадки и дизельного топлива подвергают нагреванию при перемешивании до полного растворения депрессора и определяют температуру застывания при понижении температуры по ГОСТу 20287-91. Полученные результаты представлены в табл.2. Для сравнения в табл.2 приведены результаты по температуре застывания дизельного топлива в соответствии с прототипом.

Данные табл.2 показывают, что присадки, полученные по предлагаемому способу, т.е. взаимодействием синтетических жирных кислот, полиэтиленполиаминов и толуилендиизоцианата эффективнее присадок, полученных по прототипу, т.е. взаимодействием синтетических жирных кислот и полиэтиленполиаминов. Максимальная депрессия температуры застывания дизельного топлива по прототипу не превышает - 3oС при содержании присадки 0,2 мас.% (синтез 5). В то же время в присутствии присадок, полученных по предлагаемому способу, депрессия температуры застывания составляет от 5oС (мольное соотношение СЖК:ПЭПА:ТДЦ соответственно 2,6: 1,0: 1,0 при содержании присадки 0,005 мас.%) до 24oС (мольное соотношение СЖК:ПЭПА:ТДЦ соответственно 2,13:1,0:1,0 при содержании присадки 0,1 мас.%). При других концентрациях присадок положительный эффект по депрессии температуры застывания сохраняется.

Данные табл. 1 подтверждают высокую реакционную способность толуилендиизоцианата. Для проведения второй стадии синтеза присадок в присутствии толуилендиизоцианата достаточно температуры 144oС и времени реакции два часа. При этом достигается достаточно высокая вязкость присадок 27,9-95,1 мм2/с.

Таким образом:

- введение дополнительной стадии конденсации амидов синтетических жирных кислот фракции С2125 с толуилендиизоцианатом приводит к получению присадок с высокой вязкостью, а следовательно, и с более высокой молекулярной массой, что позволяет достигать высокого депрессорного эффекта при малом расходе присадок;

- при получении депрессорных присадок по заявляемому способу вторую стадию образования полиамидоуретанов можно вести при низкой температуре в течение малого времени;

- дополнительная конденсация амидов синтетических жирных кислот с толуилендиизоцианатом позволяет получать высокоэффективные депрессорные присадки для дизельных топлив.

Класс C10L1/22 содержащие азот 

противоизносная присадка для малосернистого дизельного топлива -  патент 2529678 (27.09.2014)
композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
присадка для повышения цетанового числа дизельного топлива и способ ее получения -  патент 2525552 (20.08.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и топливная композиция, ее содержащая -  патент 2510415 (27.03.2014)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и содержащая ее топливная композиция -  патент 2494139 (27.09.2013)
очищающая присадка к топливу и топливо для двигателей внутреннего сгорания -  патент 2491326 (27.08.2013)

Класс C10M149/22 полиамины

Наверх