способ создания рисунка с эффектом люминесценции на твердом носителе

Классы МПК:B44F1/00 Узоры или рисунки с особым или необычным световым эффектом
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Мухин Николай Александрович
Приоритеты:
подача заявки:
2001-06-25
публикация патента:

Способ создания рисунка с эффектом люминесценции на твердом носителе для повышения качества рисунка заключается в том, что материал смешивают с поливинилацетатной дисперсией до получения пастообразной смеси такой степени густоты, при которой она легко наносится на поверхность сырого или высохшего красочного слоя рисунка.

Формула изобретения

Способ создании рисунка с эффектом люминесценции на твердом носите те, включающий нанесение на предварительно подготовленную поверхность твердого носителя, полностью или частично закрывающего оказанную поверхность рисунка, с последующим нанесением на поверхность рисунка оптически прозрачного слоя материала, дающего эффект люминесценции при освещении излучением с длиной волны 400-760 нм, отличающийся тем, что непосредственно перед нанесением материала, дающего эффект люминесценции при освещении излучением с длиной волны 400-760 нм на поверхность рисунка, его смешивают с поливинилацетатной дисперсией до получения пастообразной смеси такой степени густоты, при которой она легко наносится на поверхность сырого или высохшего красочного слоя рисунка, а в качестве материала, дающего эффект люминесценции при освещении излучением с длиной волны 400-760 нм, используют фотолюминофор.

Описание изобретения к патенту

Настоящее изобретение относится к изобразительному искусству, а именно к области создания картин, фресок в темперной, масляной станковой и монументальной живописи на твердых носителях, в частности на текстильных материалах, дереве, настенной росписи.

Рисунок на любом носителе формируют в результате пленкообразования образующих декоративный эффект материалов на указанный носитель. Образующие декоративный эффект материалы могут быть в зависимости от назначения рисунка и его природы нанесены в один и более слоев, частично или полностью не перекрывающих друг друга. Для получения многослойных рисунков могут быть использованы вспомогательные материалы: грунтовки и краски, образующие соответственно нижние, промежуточные и покровные слои изображения.

Технология получения рисунка включает подготовку поверхности носителя для обеспечения хорошей адгезии образующего декоративный эффект материала, нанесение указанного материала, сушку его и, возможно, дополнительную обработку. Материал, образующий декоративный эффект, наносят любым известным способом: нанесение кистью или валиком, пневматическим распылением, аэрозольным распылением, мастихином и т.д. Сушка, в зависимости от назначения рисунка и вида носителя, а также материала, создающего декоративный эффект, может быть произведена на воздухе при комнатной температуре, при повышенной температуре, а также при ИК-облучении рисунка.

Декоративный эффект может быть создан за счет сочетания окрашенных материалов, создающих эффект, или за счет особых приемов подготовки поверхности носителя и нанесения на подготовленную поверхность материалов, создающих декоративный эффект (Большой энциклопедический словарь "Химия". /Под редакцией И. Л. Кнунянца/, М., Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", 1998, с.259).

В патенте России RU 2153989 С2, 09.08.1999 заявлен способ создания рисунка на твердом носителе с декоративным эффектом в виде его устойчивого полихромного свечения и, в частности, люминесцентного свечения.

Способ включает нанесение на предварительно подготовленную поверхность твердого носителя рисунка, поверх которого далее наносят слой материала, повторяющего рисунок, оптически прозрачного при дневном освещении и проявляющего люминесцентный эффект при освещении излучением длиной волны 200-400 нм и/или 760-2500 нм.

В качестве твердого носителя используют текстильные материалы (холст, нетканое полотно), стекло, керамику, целлюлозные материалы.

В качестве материалов, проявляющих люминесцентный эффект, используют краски Теrmо Jet, люминофорные краски.

К недостаткам способа следует отнести ограничение декоративного эффекта от нанесения указанных материалов только эффектом свечения.

Задачей настоящего изобретения является расширение декоративных возможностей использования материалов, дающих эффект люминесценции, в изобразительном искусстве, не ограничивающееся только эффектом свечения.

Разработанный способ создания рисунка с непосредственным участием материалов, дающих эффект люминесценции при освещении излучением с длиной волны 400-760 нм в процессе рисования на холсте, дереве и в настенной росписи, позволяет моделировать рисунок объемно за счет различной интенсивности свечения и изменения цвета самого рисунка на тех участках картины, на которые он нанесен.

Указанный результат технологически достигают тем, что последовательно осуществляют следующие технологические приемы:

а) подготавливают холст, дерево или поверхность стены под роспись традиционным способом (проклейка, грунтовка),

б) наносят рисунок любой техникой письма (темперная, масляная, станковая, монументальная живопись),

в) непосредственно перед нанесением на твердую поверхность смешивают материал, дающий эффект люминесценции, типа фотолюминофора, с поливинилацетатной дисперсией до получения пастообразной смеси такой вязкости, при которой она легко наносится художественной кистью, валиком,

г) по высохшему или сырому рисунку наносят пастообразную смесь материала, дающего эффект люминесценции, типа фотолюминофора, с поливинилацетатной дисперсией на нужные участки картины,

д) покрывают картину художественным лаком с целью предохранения от повреждения и старения.

Участки картины с нанесенной на них указанным способом пастообразной смесью светятся в темноте в течение некоторого времени после прекращения действия источника освещения.

Свечение возбуждают ультрафиолетовым, дневным светом, светом ламп накаливания. Цвет свечения зависит от цвета краски, на которую наносят пастообразную смесь. Изменяя толщину наносимого слоя пастообразной смеси, добиваются различного цвета свечения. После прекращения свечения оно может быть возобновлено при повторном воздействии источником освещения неограниченное количество раз.

В качестве поливинилацетатной дисперсии используют любую поливинилацетатную дисперсию, выпускаемую промышленностью.

Изобретение иллюстрируется следующими примерами.

1. На предварительно загрунтованном холсте рисуют масляными красками Христа. Нимб вокруг головы Христа рисуют краской цвета охра светлая. После высыхания масляной краски нимб вокруг головы Христа прорисовывают пастообразной смесью фотолюминофора ЛДП-2/3 ТУ-48-4-328-97 с поливинилацетатной дисперсией Д51С (ГОСТ 18992-80). После высыхания картину полностью покрывают слоем лака, защищающего от повреждений и старения. Дневной свет (оптическое излучение с длиной волны 400-760 нм) возбуждает свечение фотолюминофора, и в темноте проявляется декоративный эффект в виде светящегося нимба золотистого цвета.

2. На слой штукатурки наносят темперный грунт. По грунту темперной краской охра красная рисуют лик ангела. По невысохшему слою краски прорисовывают корпусно лик ангела пастообразной смесью фотолюминофора с поливинилацетатной дисперсией ДФ51/10С (ГОСТ 18992-80). При дневном освещении лик ангела имеет плоскостное изображение розового цвета. В темном помещении лик ангела высвечивается объемно нежно-розового цвета за счет разницы в свечении отдельных фрагментов лика.

3. На предварительно загрунтованной доске рисуют темперными красками фигуру Богоматери. Одежду Богоматери рисуют краской темно-вишневого цвета. Складки одежды прорисовывают пастообразной смесью фотолюминофора ЛДП-2/3 с поливинилацетатной дисперсией ДФ47/50Б (ГОСТ 18992-80). При дневном освещении одежда Богоматери темно-вишневая, а складки светло-красные. В полутьме, за счет светящегося эффекта складок, одежда Богоматери приобретает окраску от темно-красной до светло-красной и выглядит объемно.

Использование указанного изобретения позволяет не только выкрашивать фоны картин, т.е. плоскостные детали, но и моделировать объемную форму изображения. Кроме того, используя различный цвет свечения на отдельных участках картины путем подбора толщины слоя наносимого люминофора можно строить пространство картины, фрески, усиливая эмоциональное воздействие на зрителя. Особенное эмоциональное воздействие оказывает использование указанного изобретения в иконописи, где традиционно мастера древней иконописной школы пытались добиться эффекта внутреннего (духовного) свечения изображаемых на иконах святых путем выклеивания золота и других поталь материала.

Класс B44F1/00 Узоры или рисунки с особым или необычным световым эффектом

основа для изготовления ценных документов, способ ее изготовления и ценный документ с такой основой -  патент 2525793 (20.08.2014)
парный оптикопеременный защитный элемент, имеющий характерные длины волн отраженного излучения -  патент 2517546 (27.05.2014)
лист объемной голограммы для встраивания, бумага для предотвращения подделок и карта -  патент 2517177 (27.05.2014)
устройство картины с многоплановым изображением -  патент 2514226 (27.04.2014)
сырьевая смесь для изготовления материала, имитирующего природный камень -  патент 2513372 (20.04.2014)
сырьевая смесь для изготовления материала, имитирующего природный камень -  патент 2508267 (27.02.2014)
сырьевая смесь для имитации природного камня -  патент 2506240 (10.02.2014)
способ создания на листовом материале изображения, переливающегося цветами радуги, и листовой материал для его реализации -  патент 2506168 (10.02.2014)
люминесцентные чернила для криптозащиты документов и изделий от подделок, способ их нанесения, а также способы контроля подлинности таких изделий -  патент 2503705 (10.01.2014)
оик-инертные субстраты, содержащие бис-оксодигидроиндолиленбензодифураноны -  патент 2500696 (10.12.2013)
Наверх