способ покрытия стальной полосы антифрикционной порошковой смесью

Классы МПК:C23C24/06 уплотнение порошкового покрывающего материала, например прокатыванием
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Государственное учреждение Институт металлургии Уральского отделения РАН
Приоритеты:
подача заявки:
2001-12-19
публикация патента:

Изобретение относится к металлургии, в частности к производству биметаллических полос. В способе покрытия стальной полосы антифрикционной порошковой смесью прокаткой, согласно изобретению, плакированную алюминием стальную полосу подогревают в предочаговой зоне до температуры 523-553 К, прокатывают совместно с антифрикционной порошковой смесью состава Al 60-70%, Pb 27-35%, Cu 3-5% с вытяжкой 1,25-1,5 и одновременным догревом в очаге деформации до Т= 703 - 753 К пропусканием через полосу электротока, направленного от валка к валку, и охлаждают со скоростью не менее 100-120 град/с. Изобретение обеспечивает получение антифрикционного слоя толщиной 600-650 мкм с пластическими свойствами выше, а коэффициентом трения на 20-25% ниже стандартных вкладышей. Кроме того, замена антифрикционного металла Sn на Pb позволяет уменьшить стоимость материала на ~30%. 1 табл.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ покрытия стальной полосы антифрикционной порошковой смесью прокаткой, отличающийся тем, что плакированную алюминием стальную полосу подогревают в предочаговой зоне до температуры 523-553К, прокатывают совместно с антифрикционной порошковой смесью состава: Al 60-70%, Pb 27-35%, Cu 3-5% с вытяжкой 1,25-1,5 и одновременным догревом в очаге деформации до температуры 703-753К пропусканием через полосу электротока, идущего от валка к валку, и охлаждают со скоростью не менее 100-120 град./с.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к металлургии, в частности к производству биметаллических полос.

Известен способ покрытия стальной полосы алюминием, включающий зачистку ее поверхности, аэрозольное нанесение суспензии алюминиевого порошка, сушку, прокатку в режиме термообработки при температуре 343-353 К с натяжением, величину которого определяют по формуле

(tp-250)(K1-K2)(E100-mtp)способ покрытия стальной полосы антифрикционной порошковой   смесью, патент № 2208660способ покрытия стальной полосы антифрикционной порошковой   смесью, патент № 22086601способ покрытия стальной полосы антифрикционной порошковой   смесью, патент № 22086600,95способ покрытия стальной полосы антифрикционной порошковой   смесью, патент № 220866002,

с обжатием, обеспечивающим заданную плотность покрытия [1].

Недостатками данного способа являются:

1) низкая пластичность покрытия,

2) ограниченная способ покрытия стальной полосы антифрикционной порошковой   смесью, патент № 220866050 мкм толщина покрытия.

Известен способ покрытия стальной полосы антифрикционным сплавом, включающий плакирование Al-Sn-слитков чистым алюминием, прокатку этих слитков в полосу заданной толщины, плакирование этой полосой стальной основы [2].

Этот способ имеет ряд существенных недостатков:

1) громоздкость процесса (большие механизмо- и энергоемкости),

2) принципиальная невозможность замены дорогого антифрикционного металла Sn на лучший по антифрикционным свойствам, более дешевый и доступный Рb,

3) большие потери цветных металлов в технологическом процессе.

Задачей данного изобретения является создание способа покрытия стальной полосы антифрикционной порошковой смесью, обеспечивающего антифрикционное покрытие толщиной способ покрытия стальной полосы антифрикционной порошковой   смесью, патент № 2208660650 мкм с высокими антифрикционными, пластическими и адгезионными свойствами.

Поставленная задача решается тем, что в способе покрытия стальной полосы антифрикционной порошковой смесью прокаткой, согласно изобретению плакированную алюминием стальную полосу подогревают в предочаговой зоне до температуры 523-553 К, прокатывают совместно с антифрикционной порошковой смесью состава Аl 60-70%, Рb 27-35%, Сu 3-5% с вытяжкой 1,25-1,5 и одновременным догревом в очаге деформации до Т=703-753 К пропусканием через полосу электротока, направленного от валка к валку, и охлаждают со скоростью не менее 100-120 град/с.

Указанные признаки: использование в качестве заготовки стальной полосы, плакированной тонким слоем алюминия, предварительный прогрев полосы до температуры 523-553 К, состав смеси, степень вытяжки и одновременный догрев полосы до температуры 703-753 К, а также ускоренное охлаждение (со скоростью не менее 100-120 град/с) являются необходимыми для получения качественного покрытия, т. е. получения достаточного по толщине, пластичного антифрикционного слоя (с коэффициентом трения не выше стандартного вкладыша) с высокой адгезией к основе и достаточными прочностными характеристиками.

Сущность признаков заключается в следующем:

- плакированная заготовка необходима для того, чтобы при предочаговом нагреве полосы не происходило окисление основы;

- предочаговый нагрев полосы до температуры 523-553 К необходим по двум причинам:

1) обеспечение захвата необходимого количества порошковой смеси для получения заданной толщины покрытия;

2) снижение удельного тока при догреве полосы в очаге деформации и, таким образом, исключения искрения и локального оплавления порошка;

- состав порошковой смеси обеспечивает заданные антифрикционные и прочностные характеристики покрытия;

- вытяжка 1,25-1,5 создает необходимую плотность покрытия и условия для быстрого диффузионного процесса между покрытием и основой;

- нагрев в валках до температуры 703-753 К спекает порошковую смесь и стимулирует протекание диффузии между основой и покрытием;

- интенсивное охлаждение замедляет процессы окисления покрытия.

Процесс получения покрытия по предлагаемому способу производится в линии прокатного стана с горизонтальным расположением валков для удобства подачи порошковой смеси в очаг деформации. Для обеспечения захвата необходимого количества порошковой смеси, а также ее спекания и качественной диффузионной сварки с основой (в очаге деформации) полосу подогревают в предочаговой зоне до температуры 523-553 К, поэтому для предотвращения окисления стальной основы используется полоса, плакированная алюминием. Нагрев ниже температуры 523 К ведет к увеличению степени догрева в очаге деформации, а следовательно, к искрению и локальному оплавлению, т.е. получению некачественного покрытия. Нагрев выше 553 К ведет к снижению качества покрытия в связи с повышенным окислением Рb и Сu в порошковой смеси.

Состав смеси регламентируется следующими условиями. Аl является матрицей покрытия и поэтому обеспечивает его прочностные характеристики. Наличие в смеси Аl<60 об.% ведет к понижению механической прочности покрытия, а увеличение содержания Аl>70 об.% снижает антифрикционные возможности покрытия.

Рb - материал, обеспечивающий скольжение, поэтому содержание РЬ меньше 27% резко увеличивает коэффициент трения покрытия, а наличие Рb больше 35% снижает механические характеристики антифрикционного слоя.

Сu - материал, стабилизирующий свойства покрытия, его объем в смеси рекомендован многими экспериментальными исследованиями.

Вытяжка при прокатке системы основа-покрытие имеет многоцелевое назначение:

1) создает необходимую плотность покрытия,

2) обеспечивает необходимое сближение поверхностей основы и покрытия для быстрого протекания диффузионных процессов,

3) изолирует материал покрытия от кислорода воздуха при дополнительном нагреве,

4) создает надежный контакт при пропускании электрического тока.

При вытяжке меньше 1,25 (способ покрытия стальной полосы антифрикционной порошковой   смесью, патент № 2208660<20%) снижается адгезия покрытия к основе, а также снижаются антифрикционные и пластические свойства слоя покрытия из-за увеличенного окисления свинца и меди.

При вытяжке больше 1,5% (способ покрытия стальной полосы антифрикционной порошковой   смесью, патент № 2208660>35%) резко увеличивается трудоемкость получения необходимой толщины покрытия, снижается качество готовой ленты по геометрическим параметрам, идет технологически необоснованный рост расхода энергии.

Нагрев в валках до температуры 703-753 К необходим для спекания порошковой смеси между собой и основой. Температура ниже 703 К не обеспечивает необходимого качества по прочности спекания и адгезии покрытия к основе, а выше 753 К приводит к повышенному окислению верхних слоев покрытия, а также локальному оплавлению покрытия (некондиция).

Данные, подтверждающие возможность осуществления.

Основные параметры способа подтверждаются данными эксперимента, сведенными в таблицу.

Материал основы - сталь 08кп, плакированная тонким (20 мкм) слоем порошкового алюминия, размеры основы ВхН=20х2,5 мм. Материал антифрикционного покрытия - смесь (Аl-70 об%, Рb-27об.%, Сu-3 об.%). Прокатные валки диаметром 75 мм, скорость прокатки - 25 мм/с. Для питания электронагрева использовали трансформатор мощностью 40 кВА с выходными напряжениями 10 и 2 В.

Как видно из экспериментальных данных, получение покрытия по предлагаемому способу получения покрытия стальной полосы антифрикционной порошковой смесью обеспечивает получение антифрикционного слоя толщиной 600-650 мкм с пластическими свойствами выше, а коэффициентом трения на 20-25% ниже стандартных вкладышей. Кроме того, замена антифрикционного металла Sn на Рb позволяет уменьшить стоимость материала на ~30%.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, ПРИНЯТЫЕ ВО ВНИМАНИЕ

1. 3аявка ФРГ N 2141663, С 23 С 24/00 "Способ покрытия стальных полос алюминием и устройство для его осуществления", 1975 г.

2. 3асуха П.Ф., Корщиков В.Д., Бухвалов О.Б., Ершов А.А. Биметаллический прокат. М.: Металлургия, 1970, 264 с.

Класс C23C24/06 уплотнение порошкового покрывающего материала, например прокатыванием

способ получения слоистого композита системы сталь-алюминий -  патент 2501630 (20.12.2013)
способ формирования покрытий поверхностей деталей из металлов и сплавов -  патент 2372419 (10.11.2009)
способ формирования минеральных покрытий поверхностей деталей из металлов и сплавов -  патент 2303650 (27.07.2007)
упрощенный способ изготовления "промышленного булата" -  патент 2296184 (27.03.2007)
способ нанесения покрытия на сварочные электроды и устройство для его осуществления -  патент 2193076 (20.11.2002)
способ восстановления отверстий деталей -  патент 2191671 (27.10.2002)
способ покрытия стальной полосы алюминием -  патент 2182191 (10.05.2002)
способ покрытия стальной полосы алюминием -  патент 2081939 (20.06.1997)
Наверх