устройство блокирования рулевого управления
Классы МПК: | B60R25/02 действующие на рулевое устройство |
Автор(ы): | Куклин В.В. |
Патентообладатель(и): | Куклин Вадим Валерьевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-10-16 публикация патента:
27.07.2003 |
Изобретение относится к области автомобилестроения и служит для запирания рулевого управления транспортного средства, чтобы препятствовать его недозволенному использованию или краже. Устройство блокирования рулевого управления включает сварную опорную конструкцию, содержащую основание, рамку и скобу. К стойке рамки приварен замок с отверстием, соосным с проточкой в другой стойке рамки и расположенным напротив технологического окна во фланце рулевого колеса. Для приведения замка в противоугонное положение в вышеуказанные отверстия устанавливается блокирующий стержень, закрывая доступ к гайке, крепящей рулевое колесо к рулевому валу. Технический результат заключается в фиксации рулевого колеса от поворота относительно кузова автомобиля блокирующим стержнем, вставленным в отверстие замка, технологическое окно фланца рулевого колеса и проточку в стойке рамки, и закрытие блокирующим стержнем доступа к гайке, крепящей рулевое колесо к рулевому валу, когда замок находится в противоугонном состоянии. 4 з.п.ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
1. Устройство блокирования рулевого управления, содержащее опорную конструкцию и замок с запирающим элементом, отличающееся тем, что опорная конструкция представляет собой основание, к которому жестко прикреплены под прямым углом на одном конце скоба для охвата кожуха рулевого вала, а на другом - рамка для охвата фланца рулевого колеса, причем опорная конструкция закреплена на кожухе рулевого вала посредством хомута и фиксирующей скобы, на резьбовые концы которых, пропущенные через отверстия в основании, надеты крепежные гайки, при этом к одной из стоек рамки жестко прикреплен замок с отверстием, выполненным соосно с проточкой на второй стойке рамки напротив технологического окна во фланце рулевого колеса для установки в них запирающего элемента в виде блокирующего стержня и для фиксации рулевого вала от поворота относительно кузова автомобиля. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что на основании опорной конструкции выполнены ребра, расположенные под хомутом и фиксирующей скобой, на которые опирается кожух рулевого вала. 3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в стойке рамки выполнено окно для установки замка. 4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в основании опорной конструкции выполнено технологическое окно для крепления кожуха рулевой колонки. 5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что скоба и хомут расположены по разные стороны замка зажигания, а хомут и фиксирующая скоба установлены по разные стороны кронштейна узла рычагов переключения поворотов и управления омывателем ветрового стекла.Описание изобретения к патенту
Заявляемое изобретение относится к автомобилестроению и представляет собой устройство для отпирания и запирания рулевого управления транспортного средства, препятствующее недозволенному использованию или краже. Известно противоугонное устройство для автомобиля, содержащее узел, фиксирующий рулевой привод относительно кузова автомобиля, и замок, запирающий данный узел на время стоянки (см. патент РФ 2094259, МПК B 60 R 25/02, заявл. 08.02.96, опубл. 27.10.97). Недостатком известного устройства является неудобство в эксплуатации, т. к. приходится терять достаточно иного времени для запирания и отпирания замка, установленного в моторном отсеке. Известное устройство блокирования рулевого управления, закрепленное на рулевом колесе, содержит опорную конструкцию в виде штанги с вилкой на одном конце и фасками на другом, а также рычаг со сквозным отверстием вдоль оси и с крюком, устройство фиксации штанги в отверстии рычага. Устройство блокирования снабжено замком с запирающим элементом (см. патент РФ 2047514, МПК B 60 R 25/02 "Противоугонное устройство для самоходных транспортных средств", заявл. 14.05.93, опубл. 10.11.95). В известном устройстве преодолен недостаток, присущий вышеуказанному аналогу. А именно: операция по запиранию автомобиля осуществляется в салоне, т.е. обеспечивается удобство эксплуатации. Однако постороннее лицо, проникнув в салон, может "перекусить" рулевое колесо и снять блокировку. Вследствие указанного, известное устройство ненадежно. Заявитель полагает, что устройство по патенту РФ 2047514 является наиболее близким по существенным отличиям и достигаемому эффекту к заявляемому изобретению, поэтому выбрано в качестве прототипа. Задачей заявляемого изобретения является повышение надежности при сохранении удобства эксплуатации. Техническим результатом, позволяющим решить поставленную задачу, является фиксация рулевого колеса от поворота относительно кузова автомобиля блокирующим стержнем, вставленным в отверстие замка, технологическое окно фланца рулевого колеса и проточку в стойке рамки, и закрытие блокирующим стержнем доступа к гайке, крепящей рулевое колесо к рулевому валу, когда замок находится в противоугонном состоянии. Указанная задача достигается тем, что в известном устройстве блокирования рулевого управления, содержащем опорную конструкцию и замок с запирающим элементом, согласно изобретению опорная конструкция представляет собой основание, к которому жестко прикреплены под прямым углом на одном конце скоба для охвата кожуха рулевого вала, а на другом - рамка для охвата фланца рулевого колеса, причем опорная конструкция закреплена на кожухе рулевого вала посредством хомута и фиксирующей скобы, на резьбовых концах которых, пропущенных через отверстия в основании, надеты крепежные гайки, при этом к одной из стоек рамки жестко прикреплен замок с отверстием, выполненным соосно проточке на второй стойке рамки напротив технологического окна во фланце рулевого колеса для установки в них запирающего элемента в виде блокирующего стержня и для фиксации рулевого вала от поворота относительно кузова автомобиля. На основании опорной конструкции, входящей в устройство блокирования рулевого управления, могут быть выполнены ребра, расположенные под хомутом н фиксирующей скобой, на которые опирается кожух рулевого вала. В стойке рамки устройства блокирования рулевого управления может быть выполнено окно для установки замка. В основании опорной конструкции, входящей в устройство блокирования рулевого управления, может быть выполнено технологическое окно для крепления кожуха рулевой колонки. Устройство блокирования рулевого управления может быть выполнено так, что скоба и хомут расположены по разные стороны замка зажигания, а хомут и фиксирующая скоба установлены по разные стороны кронштейна узла рычагов переключения поворотов и управления омывателем ветрового стекла. Проведенные исследования по патентным и научно-техническим источникам информации свидетельствуют о том, что предлагаемое устройство блокирования рулевого управления неизвестно и не следует явным образом из изученного уровня техники, а следовательно, соответствует критерию "новизна" и "изобретательский уровень". Заявляемое устройство может быть изготовлено в условиях промышленного производства автомобилей или в специализированных центрах по ремонту автомобилей с использованием стандартного отечественного или импортного оборудования, известных материалов и технологий. Таким образом, предлагаемое устройство соответствует критерию "промышленная применимость". Предлагаемая совокупность существенных признаков сообщает заявляемому устройству блокирования рулевого управления новые свойства, позволяющие решить поставленную задачу. Опорная конструкция с приваренным к ней замком, установленная на кожух рулевого вала и фланец рулевого колеса в условиях сборки автомобиля, требует демонтажа рулевого блока для ее снятия. На эту операцию затрачивается достаточно много времени. Следовательно, во время стоянки автомобиля постороннее лицо не успеет произвести демонтаж с целью отключения блокировки. Кроме того, демонтаж опорной конструкции с замком, когда в него вставлен блокирующий стержень, вообще невозможен. Стержень проходит через технологическое окно во фланце рулевого колеса, закрывая доступ к гайке, крепящей его к рулевому валу. Для осуществления демонтажа необходимо вынуть блокирующий стержень вначале. Эту операцию может выполнить только хозяин автомобиля, владеющий кодом открывания. Предлагаемое устройство блокирования рулевого управления поясняется чертежами, где представлено на:Фиг.1 - заявляемое устройство, общий вид;
Фиг.2 - вид А заявляемого устройства;
Фиг.3 - вид сверху заявляемого устройства;
Фиг.4 - вид сбоку рамки;
Фиг.5 - заявляемое устройство, фрагмент общего вида с рулевым колесом. Предлагаемое устройство блокирования рулевого управления содержит сварную опорную конструкцию (не обозначена), содержащую основание 1, рамку 2 и скобу 3. Рамка 2 н скоба 3 приварены на концах основания под прямым углом и при установке охватывают соответственно фланец 4 рулевого колеса 5 и кожух 6 рулевого вала (не обозначен). На левой стойке 7 рамки 2 (слева по ходу автомобиля) в специально выполненное окно (не показано) установлен замок 8 с отверстием 9 для прохождения блокирующего стержня 10. Замок 8 приварен к стойке 7 для получения жесткого соединения. В правой стойке 11 рамки 2 выполнена проточка 12 соосно отверстию 9 в замке 8. И отверстие 9 и проточка 12 располагаются напротив технологического окна (не обозначено) во фланце 4 рулевого колеса 5. Когда замок 8 находится в противоугонном состоянии, то блокирующий стержень 10, пройдя через отверстие 9, технологическое окно во фланце 4, выходит за пределы проточки 12. При этом блокирующий стержень 10 закрывает доступ к гайке 13, крепящей рулевое колесо 5 к рулевому валу. Для прочного удерживания на кожухе 6 опорная конструкция снабжена хомутом 14 и фиксирующей скобой 15. Их резьбовые концы (не обозначены) проходят соответственно через отверстия 16 и 17 в основании 1 и крепятся к нему крепежными гайками 18 и 19 соответственно. Под хомутом 14 и фиксирующей скобой 15 на основании 1 выполнены ребра 20 одинакового размера, которые являются опорой для кожуха 6 рулевого вала. Для осуществления доступа к кожуху (не обозначен) рулевой колонки (не обозначена) в основании 1 выполнено технологическое окно (не обозначено). Расстояние от скобы 3 до хомута 14 определяется размерами замка (не обозначен) зажигания, т.е. они расположены по его разные стороны. Расстояние между хомутом 14 и фиксирующей скобой 15 определяется размерами кронштейна (не показан) узла (не показан) рычагов переключения поворотов и управления омывателем ветрового стекла. В транспортном положении замка (при движении автомобиля) блокирующий стержень 10 удерживается держателем (не показан), закрепленным в удобном для пользования водителем месте. Предлагаемое устройство блокирования рулевого управления используют следующим образом. Установка устройства производится при снятых: облицовке рулевой колонки, рулевого колеса 5, замка зажигания, кронштейна узла рычагов переключения поворотов и управления омывателем ветрового стекла. Вначале устанавливают на кожух 6 рулевого вала сварную опорную конструкцию, содержащую основание 1, рамку 2 с замком 8 и скобу 3, а также кронштейн узла рычагов переключения поворотов и управления омывателем ветрового стекла. Фиксирующую скобу 15 надевают на кожух 6, пропустив ее резьбовые концы в отверстия 17. Затягивают фиксирующую скобу 15 крепежными гайками 19. Затем устанавливают замок зажигания и надевают на кожух 6 хомут 14, пропустив его резьбовые концы в отверстия 16. Затягивают хомут 14 крепежными гайками 18. После этого устанавливают рулевое колесо 5 на рулевой вал и закрепляют гайкой 13. В транспортном положении автомобиля замок 8 не используется. При необходимости поставить автомобиль на стоянку водитель вводит блокировочный стержень 10 в отверстие 9, технологическое окно во фланце 4 рулевого колеса, проточку 12 правой стойки 11 рамки 2 и толкают его до упора. Замок 8 поставлен в противоугонное положение. Рулевой вал получает фиксацию от поворота относительно кузова автомобиля. Заявляемое устройство блокирования рулевого управления обладает рядом преимуществ:
- повышенной надежностью от угона автомобиля стоянки;
- удобством эксплуатации;
- простотой конструкции;
- использованием замка с блокирующим стержнем, применяемого для установки на рычагах переключения коробки скоростей.
Класс B60R25/02 действующие на рулевое устройство