способ определения момента времени окончания маневра и отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза движения разгонного блока

Классы МПК:B64G1/24 управляющие устройства летательного аппарата, например для управления его положением в пространстве
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие Московское опытно-конструкторское бюро "Марс"
Приоритеты:
подача заявки:
2002-01-11
публикация патента:

Изобретение относится к космической технике, а более конкретно к бортовым средствам терминального управления разгонных блоков с нерегулируемыми маршевыми ракетными двигателями. В предлагаемом способе на каждом такте терминального управления прогнозируют движение с фиксированным шагом интегрирования модели движения разгонного блока. Прогнозируемую длительность маневра разгонного блока на первом такте принимают равной заданной, а на последующих тактах - полученной на предыдущем такте. Уменьшают шаг интегрирования до минимально допустимого, прогнозируя моменты окончания маневра и отсечки двигателя путем суммирования длительности выполненных шагов интегрирования до момента достижения значением функционала энергии разгонного блока заданного значения. При этом за три фиксированных шага до конца интегрирования определяют скорость изменения указанного функционала энергии и по ней оценивают оставшееся время до конца интегрирования. При непревышении оставшимся временем шага интегрирования последующий шаг интегрирования устанавливают равным 0,9 этого оставшегося времени. Так действуют до тех пор, пока шаг интегрирования не станет равным минимально допустимому. Изобретение направлено на сокращение объема вычислений и шагов интегрирования при прогнозировании времени отсечки маршевого ракетного двигателя разгонного блока. 1 табл.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ определения момента времени окончания маневра и отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза движения разгонного блока, заключающийся в том, что на каждом такте терминального управления прогнозируют движение с фиксированным шагом интегрирования по времени, равным отношению прогнозируемой длительности маневра к предварительно заданному количеству шагов интегрирования модели движения разгонного блока, причем прогнозируемую длительность маневра разгонного блока на первом такте терминального управления принимают равной заданной, а на последующих тактах - равной длительности, полученной на предыдущем такте, уменьшают шаг интегрирования до минимально допустимого, прогнозируют моменты времени окончания маневра и отсечки маршевого двигателя путем суммирования длительности выполненных шагов интегрирования до момента достижения вычисленным значением функционала энергии разгонного блока заданного значения, отличающийся тем, что за три фиксированных шага до конца интегрирования модели движения разгонного блока определяют скорость изменения указанного функционала энергии, оценивают оставшееся время до конца интегрирования как отношение разности заданного и вычисленного значений функционала энергии к скорости изменения функционала энергии, и при непревышении оставшимся временем шага интегрирования последующий шаг интегрирования устанавливают равным 0,9 этого оставшегося времени интегрирования, действуя так до тех пор, пока шаг интегрирования не станет равным минимально допустимому.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области терминального управления траекторным движением разгонных блоков, выводящих космические аппараты на заданные орбиты с помощью маршевого двигателя с нерегулируемой тягой.

Для таких разгонных блоков одной из операций терминального управления, периодически выполняемого в процессе реализации активного маневра, является прогноз длительности маневра и, соответственно, времени отсечки маршевого двигателя, определяемых из условия достижения заданного значения принятого функционала, например функционала энергии. Для прогноза длительности маневра и времени отсечки маршевого двигателя в качестве модели прогноза траекторного движения разгонного блока используется система уравнений

способ определения момента времени окончания маневра и   отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза   движения разгонного блока, патент № 2209159

где способ определения момента времени окончания маневра и   отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза   движения разгонного блока, патент № 2209159 вектор абсолютной скорости;

способ определения момента времени окончания маневра и   отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза   движения разгонного блока, патент № 2209159 радиус-вектор;

способ определения момента времени окончания маневра и   отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза   движения разгонного блока, патент № 2209159 ускорение, развиваемое тягой маршевого двигателя;

способ определения момента времени окончания маневра и   отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза   движения разгонного блока, патент № 2209159 единичный вектор тяги;

способ определения момента времени окончания маневра и   отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза   движения разгонного блока, патент № 2209159 вектор гравитационного ускорения.

Прогноз параметров движения выполняется путем численного интегрирования модели движения с периодичностью решения терминальной задачи управления.

Известен способ определения момента времени окончания маневра и отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза движения разгонного блока, заключающийся в том, что на каждом такте (шаге) терминального управления прогнозируют движение с фиксированным шагом интегрирования по времени, равным отношению прогнозируемой длительности маневра к предварительно заданному количеству шагов интегрирования модели движения, причем прогнозируемую длительность маневра на первом цикле терминального управления принимают равной заданной, а на последующих циклах - равной длительности, полученной на предыдущем цикле, уменьшают шаг интегрирования до минимально допустимого, прогнозируют моменты времени окончания маневра и отсечки маршевого двигателя путем суммирования длительности выполненных шагов интегрирования до момента достижения вычисленным значением функционала энергии заданного значения [1].

Интегрирование выполняется с фиксированным шагом по времени, а в конце интервала интегрирования производится уменьшение шага с целью точного определения времени tf окончания текущего маневра и отсечки маршевого двигателя из условия достижения текущим функционалом энергии F заданного в полетном задании значения Ff

F = Ff, (2)

способ определения момента времени окончания маневра и   отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза   движения разгонного блока, патент № 2209159

V, R - модули вектора абсолютной скорости и радиус-вектора соответственно;

В0 - гравитационная постоянная.

Фиксированный шаг интегрирования Н назначается путем деления интервала времени от начала интегрирования t0 до предполагаемого времени окончания маневра tf на n частей

способ определения момента времени окончания маневра и   отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза   движения разгонного блока, патент № 2209159

где Н - фиксированный шаг интегрирования;

tf - время окончания маневра;

t0 - время начала интегрирования;

n - количество заданных шагов интегрирования.

Время tf для первого интегрирования задается в полетном задании, а для последующих циклов терминального управления берется равным значению с предыдущего цикла управления.

При малых значениях n обеспечивается высокое быстродействие терминального управления, но уменьшается точность вычисления параметров движения разгонного блока. При больших значениях n увеличивается объем вычислений и общее время формирования очередного цикла управления. На практике принимают n = 10.

На последнем интервале интегрирования шаг интегрирования принимается равным значению требуемой точности способ определения момента времени окончания маневра и   отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза   движения разгонного блока, патент № 2209159T определения времени tf и количество шагов интегрирования на этом интервале будет

способ определения момента времени окончания маневра и   отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза   движения разгонного блока, патент № 2209159

где Кш - количество шагов интегрирования;

способ определения момента времени окончания маневра и   отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза   движения разгонного блока, патент № 2209159T - такт счета бортовой цифровой вычислительной машины.

Прогнозируемое время tf маневра и отсечки маршевого двигателя определяется по формуле

tf = t0 + tд,

где tд - время, равное сумме выполненных шагов интегрирования, до выполнения условия (2)

способ определения момента времени окончания маневра и   отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза   движения разгонного блока, патент № 2209159

Недостатком такого способа является большое количество шагов интегрирования на последнем интервале. Так для длительного маневра с начальной разницей tf-t0, равной 2200 с и при способ определения момента времени окончания маневра и   отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза   движения разгонного блока, патент № 2209159T = 0,1 с при n = 10 количество шагов на конечном интервале интегрирования равно значению Кш = 2200, что приводит к значительным затратам времени счета бортовой цифровой вычислительной машины.

Техническим результатом изобретения является сокращение объема вычислений и шагов интегрирования в задаче прогнозирования времени отсечки маршевого двигателя.

Указанный технический результат достигается тем, что в известный способ определения момента времени окончания маневра и отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза движения разгонного блока, заключающийся в том, что на каждом такте терминального управления прогнозируют движение с фиксированным шагом интегрирования по времени, равным отношению прогнозируемой длительности маневра к предварительно заданному количеству шагов интегрирования модели движения, причем прогнозируемую длительность маневра на первом цикле терминального управления принимают равной заданной, а на последующих циклах - равной длительности, полученной на предыдущем цикле, уменьшают шаг интегрирования до минимально допустимого, прогнозируют моменты времени окончания маневра и отсечки маршевого двигателя путем суммирования длительности выполненных шагов интегрирования до момента достижения вычисленным значением функционала энергии заданного значения, вводят за три фиксированных шага до конца интегрирования модели движения разгонного блока определение скорости изменения функционала энергии, оценивают оставшееся время до конца интегрирования как отношение разности заданного значения функционала энергии и вычисленного к скорости изменения функционала энергии, при непревышении оставшегося времени шага интегрирования последующий шаг интегрирования устанавливают равным 0,9 оставшегося времени интегрирования до тех пор, пока шаг интегрирования не станет равным минимально допустимому.

Для решения этой задачи за три фиксированных шага до конца интегрирования вычисляется на каждом шагу производная по времени функционала энергии

способ определения момента времени окончания маневра и   отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза   движения разгонного блока, патент № 2209159

где способ определения момента времени окончания маневра и   отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза   движения разгонного блока, патент № 2209159 производные по скорости и радиусу, определяемые в процессе расчета правых частей системы уравнений (1).

Оценка времени способ определения момента времени окончания маневра и   отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза   движения разгонного блока, патент № 2209159tf, оставшегося до конца интегрирования, вычисляется по формуле

способ определения момента времени окончания маневра и   отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза   движения разгонного блока, патент № 2209159

При способ определения момента времени окончания маневра и   отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза   движения разгонного блока, патент № 2209159 выполняется уменьшение последующих шагов по зависимости

Н = 0,9способ определения момента времени окончания маневра и   отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза   движения разгонного блока, патент № 2209159способ определения момента времени окончания маневра и   отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза   движения разгонного блока, патент № 2209159tf.

Для оценки количества шагов интегрирования с изменяемым шагом учтем, что на каждом последующем шаге время способ определения момента времени окончания маневра и   отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза   движения разгонного блока, патент № 2209159tf будет уменьшаться на шаг интегрирования и в результате за l шагов интегрирования его величина уменьшится до значения способ определения момента времени окончания маневра и   отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза   движения разгонного блока, патент № 2209159tf (l):

способ определения момента времени окончания маневра и   отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза   движения разгонного блока, патент № 2209159tf(l) = 0,1lспособ определения момента времени окончания маневра и   отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза   движения разгонного блока, патент № 2209159способ определения момента времени окончания маневра и   отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза   движения разгонного блока, патент № 2209159tf0, (3)

где способ определения момента времени окончания маневра и   отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза   движения разгонного блока, патент № 2209159tf0 - начальное значение способ определения момента времени окончания маневра и   отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза   движения разгонного блока, патент № 2209159tf, при изменении шага интегрирования.

Величина способ определения момента времени окончания маневра и   отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза   движения разгонного блока, патент № 2209159tf(l) определяет требуемую точность вычисления прогнозируемого момента отсечки маршевого двигателя. Если требуемая точность равна такту счета бортовой цифровой вычислительной машины и этот такт равен Тц = 0,032 с, то из уравнения (3) следует, что

l = 1,495 + ln(способ определения момента времени окончания маневра и   отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза   движения разгонного блока, патент № 2209159tf).

Для фиксированного шага Н = 220 с l = 3,83, то есть за 4 переменных шага интегрирования обеспечивается требуемая точность определения времени отсечки маршевого двигателя.

В таблице приведены шаги интегрирования на каждом такте при начальном значении разности tf-t0, равной 2200 с.

На 13-м шаге интегрирования от начала решения задачи величина способ определения момента времени окончания маневра и   отсечки маршевого двигателя на основе численного прогноза   движения разгонного блока, патент № 2209159tf становится меньше такта Тц бортовой цифровой вычислительной машины и на этом интегрирование заканчивается с прогнозируемым временем отсечки маршевого двигателя

tf = t0 + 2199,978 с.

Литература.

1. Сыров А.С., Соколов В.Н., Ежов В.В., Кислик Л.И. Алгоритм наведения разгонного блока с нерегулируемым маршевым двигателем и малой тяговооруженностью. Авиакосмическая техника и технология, 1998, 1, с.31-33.

Класс B64G1/24 управляющие устройства летательного аппарата, например для управления его положением в пространстве

способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет -  патент 2521117 (27.06.2014)
способ управления выведением космического аппарата на орбиту искусственного спутника планеты -  патент 2520629 (27.06.2014)
способ ориентации космического аппарата и устройство для его реализации -  патент 2519288 (10.06.2014)
способ ориентации космического аппарата и устройство для его реализации -  патент 2514650 (27.04.2014)
способ ориентации космического аппарата и устройство для его реализации -  патент 2514649 (27.04.2014)
устройство управления положением космического аппарата в пространстве с использованием орбитального гирокомпаса -  патент 2509690 (20.03.2014)
способ спуска отделяющейся части ступени ракеты космического назначения и устройство для его осуществления -  патент 2506206 (10.02.2014)
стабилизация движения неустойчивых фрагментов космического мусора -  патент 2505461 (27.01.2014)
способ ориентации космического аппарата и устройство для его реализации -  патент 2501720 (20.12.2013)
способ доставки с орбитальной станции на землю спускаемого аппарата на основе использования пассивного развертывания космической тросовой системы -  патент 2497729 (10.11.2013)
Наверх