задвижка

Классы МПК:F16K27/04 задвижек 
F16K3/02 с плоскими седловыми поверхностями; уплотнения для них 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Закрытое акционерное общество "ГИРАС"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-09-24
публикация патента:

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для перекрытия потока рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу. Задвижка содержит корпус, разъемный по оси проходного канала, запорный орган и седла. Части корпуса, расположенные по обе стороны от линии разъема, уплотнены прокладкой и соединены с возможностью откидывания нижней части для обеспечения доступа к нижней полости корпуса и седлам. Изобретение позволяет обеспечить доступ к максимально возможному числу узлов задвижки при ее обслуживании в процессе эксплуатации без полной разборки задвижки. 4 з.п.ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Задвижка, содержащая корпус, разъемный по оси проходного канала, запорный орган и седла, отличающаяся тем, что части корпуса, расположенные по обе стороны от линии разъема, уплотнены прокладкой и соединены с возможностью откидывания нижней части для обеспечения доступа к нижней полости корпуса и седлам.

2. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что, по меньшей мере, одно из седел выполнено в виде втулки, связанной с корпусом.

3. Задвижка по п.2, отличающаяся тем, что на внешней поверхности втулки выполнены кольцевой выступ, а на ответной ей поверхности корпуса выполнен сопряженный с выступом кольцевой паз.

4. Задвижка по п.2, отличающаяся тем, что на внешней поверхности втулки выполнен кольцевой паз, а на ответной ей поверхности корпуса выполнен сопряженный с пазом кольцевой выступ.

5. Задвижка по п.3 или 4, отличающаяся тем, что упомянутые паз и выступ выполнены остроугольными в поперечном сечении.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано для перекрытия потока рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу.

Известны задвижки (RU, 2117842, кл. F 16 K 3/02, 1997 г.; RU, 2153113, кл. F 16 К 3/02, 2000 г.), содержащие корпус и запорный орган, причем корпус выполнен разъемным по вертикальной оси для обеспечения удобства сборки-разборки устройства при изготовлении, ремонтных и регламентных работах. Особое внимание при проведении регламентных работ должно быть уделено очистке от твердого осадка нижней полости корпуса, что в данной конструкции сопряжено с полной разборкой задвижки. Наиболее близкой к заявляемой является задвижка (GB, 2056021 А, кл. F 16 К 27/04, 1981г.), содержащая корпус и шибер, причем нижняя часть корпуса выполнена с возможностью снятия без полной разборки задвижки. Однако при снятии нижней части корпуса обеспечивается доступ только к нижней полости корпуса под шибером, седловая же часть корпуса остается недоступной.

Настоящее изобретение решает задачу обеспечения доступа к максимально возможному числу узлов задвижки при ее обслуживании в процессе эксплуатации без полной разборки задвижки.

Задача решается тем, что в задвижке, содержащей разъемный по оси проходного канала корпус, седла и запорный орган, части корпуса, расположенные по обе стороны от линии разъема, уплотнены прокладкой и соединены между собой с возможностью откидывания нижней части для обеспечения доступа к нижней полости корпуса и к седлам. Упомянутое соединение выполнено в виде, например, петель. При разъеме корпуса по указанной линии становятся доступными седла задвижки.

Наиболее удобно при этом выполнять седла в виде втулок, связанных с корпусом, поджимающих уплотнение к запорному органу. Они могут быть связаны, например, путем плотной посадки. Для надежности фиксации седел в рабочем положении на поверхности внешней поверхности втулки выполнен кольцевой выступ, а на ответной ей поверхности корпуса - кольцевой паз, сопряженный с выступом. Возможен вариант, когда кольцевой выступ выполнен на внутренней стороне корпуса, а на поверхности втулки - ответный ему паз. В месте контакта паза и выступа для надежной герметизации соединения может быть помещена уплотнительная прокладка. Форма паза и выступа может быть выбрана любой при условии плотного соприкосновения по меньшей мере по одной кольцевой линии. Как один из возможных вариантов, паз и выступ могут быть выполнены остроугольными в поперечном сечении, при этом угол паза выполнен меньшим угла выступа. В этом случае обеспечивается плотный контакт втулки и корпуса по двум кольцевым линиям поверхностей. В заявленной конструкции легко обеспечивается доступ как к седловой части корпуса, так и к нижней полости при сохранении герметичности конструкции в рабочем состоянии задвижки.

На фиг. 1 изображен продольный разрез задвижки; на фиг.2 - вид задвижки по А фиг.1.

Задвижка содержит корпус 1, разъемный по оси проходного канала в горизонтальной плоскости, перпендикулярной вертикальной оси задвижки. С одной стороны части корпуса скреплены посредством петель 2, обеспечивающих откидывание нижней части корпуса для обеспечения доступа к нижней полости корпуса и седлам при проведении регламентных работ. С другой стороны части корпуса соединены болтами 3. Запорный орган (шибер) 4 взаимодействует с седлами, выполненными в виде втулок 5, поджимающих к запорному органу уплотнительные элементы 6. На внешней поверхности каждой из втулок выполнен кольцевой выступ 7, остроугольный в поперечном сечении, а на внутренней поверхности корпуса - ответный выступу кольцевой паз 8, причем угол паза выполнен меньшим угла выступа. Соединение паз - выступ уплотнено упругой прокладкой 9, а соединение частей корпуса - упругой прокладкой 10.

Задвижка работает следующим образом. В закрытом состоянии проходной канал задвижки перекрыт шибером, а седла предотвращают протечку рабочей среды на выход задвижки и за пределы корпуса. В открытом состоянии запорный орган находится в положении, при котором путь рабочей среде через задвижку открыт. При проведении регламентных работ на задвижке нижняя часть корпуса снимается либо откидывается, открывая доступ как к нижней полости корпуса для ее очистки от осадка, так и к седлам для их замены или ремонта.

Изобретение используется в составе магистральных трубопроводов перекрытия потока рабочей среды, преимущественно сильно загрязненной.

Класс F16K27/04 задвижек 

термостатический вентиль -  патент 2439414 (10.01.2012)
шиберная задвижка -  патент 2378547 (10.01.2010)
трубопроводная арматура -  патент 2353845 (27.04.2009)
запорный клапан -  патент 2352845 (20.04.2009)
клиновая задвижка -  патент 2290557 (27.12.2006)
трехходовой регулирующий распределительный клапан -  патент 2289745 (20.12.2006)
запорно-регулирующее устройство -  патент 2289744 (20.12.2006)
задвижка -  патент 2246652 (20.02.2005)
задвижка -  патент 2235933 (10.09.2004)
задвижка -  патент 2211391 (27.08.2003)

Класс F16K3/02 с плоскими седловыми поверхностями; уплотнения для них 

Наверх