защитное устройство заправочной горловины
Классы МПК: | B64G1/22 основные составные части летательного аппарата и оборудование, устанавливаемое на нем или внутри него F16J13/16 поворотные затворы |
Автор(ы): | Жданов О.Н., Махтин Б.Ш. |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный космический научно-производственный центр им.М.В.Хруничева" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-11-22 публикация патента:
10.08.2003 |
Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для пылевлагозащиты внутренней поверхности бортового разъемного соединения изделия. Предлагаемое устройство содержит крышку горловины с уплотнительным элементом и приводной механизм. Последний выполнен в виде установленного на горловине основания с кронштейном, штока, втулки с отбортовкой, винта, гильзы и смонтированного на кронштейне рычага. Шток установлен в кронштейне с возможностью перемещения и взаимодействия со стыкуемым объектом, подающим рабочее тело в горловину. Винт подпружинен относительно втулки, а втулка - относительно основания и установлена внутри него с образованием зазора между ее отбортовкой и торцом основания. Один конец рычага выполнен с возможностью взаимодействия со штоком, а второй кинематически связан с указанным винтом. Гильза образует с винтом винтовую передачу и установлена внутри втулки с возможностью вращения, а крышка соединена с гильзой. При этом пружинное усилие на винте выбрано большим пружинного усилия на втулке и силы сопротивления винтовой передачи в направлении осевого перемещения винта. Шток выполнен с ограничителем его перемещения, а на свободном конце винта установлен упор. Изобретение обеспечивает автоматические открытие и перекрытие горловины соответственно при подводе и отводе стыкуемого объекта и повышение пылевлагозащищенности горловины. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
Защитное устройство заправочной горловины, содержащее крышку с уплотнительным элементом, перекрывающую горловину и приводной механизм, отличающееся тем, что приводной механизм выполнен в виде основания с кронштейном, установленного на горловине, штока, установленного в кронштейне с возможностью перемещения и взаимодействия со стыкуемым объектом, подающим рабочее тело в горловину, подпружиненной относительно основания втулки с отбортовкой, подпружиненного относительно втулки винта, гильзы и смонтированного на кронштейне рычага, один конец которого выполнен с возможностью взаимодействия со штоком, а второй кинематически связан с указанным винтом, при этом гильза образует с винтом винтовую передачу и установлена внутри втулки с возможностью вращения, втулка установлена внутри основания с образованием между ее отбортовкой и торцом основания зазора, а крышка соединена с гильзой, причем пружинное усилие на винте больше пружинного усилия на втулке и силы сопротивления винтовой передачи при осевом перемещении винта, шток выполнен с ограничителем его перемещения, а на свободном конце винта установлен упор.Описание изобретения к патенту
Предлагаемое устройство относится к космической технике и может быть использовано для пылевлагозащиты внутренней поверхности бортового разъемного соединения. Из известных технических решений наиболее близким к заявленному является механизированная крышка, содержащая крышку с уплотнительным элементом, перекрывающую горловину и приводной механизм. (Авторское свидетельство СССР 143284, кл. F 16 J 13/16, приоритет 20.09.60 г.)Известное устройство не обеспечивает автоматическое открывание и перекрывание горловины, а наличие центрального приводного механизма, увеличивающего время нахождения горловины в открытом состоянии при подводе и отводе стыкуемого объекта, снижает ее пылевлагозащищенность. Задачей предлагаемого изобретения является обеспечение автоматического открывания и перекрывания горловины при подводе и отводе стыкуемого объекта и повышение ее пылевлагозащищенности. Поставленная задача достигается тем, что в защитном устройстве заправочной горловины, содержащем крышку с уплотнительным элементом, перекрывающую горловину и приводной механизм в соответствии с изобретением приводной механизм выполнен в виде основания с кронштейном, установленного на горловине, штока, установленного в кронштейне с возможностью перемещения и взаимодействия со стыкуемым объектом, подающим рабочее тело в горловину, подпружиненной относительно основания втулки с отбортовкой, подпружиненного относительно втулки винта, гильзы и смонтированного на кронштейне рычага, один конец которого выполнен с возможностью взаимодействия со штоком, а второй кинематически связан с винтом. При этом гильза образует с винтом винтовую передачу и установлена внутри втулки с возможностью вращения. Втулка установлена внутри основания с образованием между ее отбортовкой и торцом основания зазора, крышка соединена с гильзой, пружинное усилие на винте больше пружинного усилия на втулке и силы сопротивления винтовой передачи, шток выполнен с ограничителем перемещения, а на свободном конце винта установлен упор. На фиг.1 представлен общий вид защитного устройства до подвода стыкуемого объекта, на фиг.2 - то же, устройство после стыковки. На фиг.3 и 4 показаны выносные элементы А и Б соответственно. На фиг.5 показан вид В без стыкуемого объекта. Защитное устройство заправочной горловины содержит крышку 1, перекрывающую горловину 2 с заправочными и дренажными магистралями и уплотнительный элемент 3. Приводной механизм имеет основание 4 с торцом 5, установленное на горловине, и кронштейн 6. В кронштейне установлен шток 7 с ограничителем перемещения 8 и возможностью взаимодействия с нажимным элементом 9 стыкуемого объекта 10. В основании 4 размещена втулка 11 с пружиной 12 и отбортовкой 13, образующей с торцом 5 основания 4 зазор . Внутри втулки зафиксированы при помощи кольца 14 и гайки 15 подшипники 16, внутренние кольца которых установлены на гильзе 17, на конце которой закреплена при помощи винта 18 своими втулкой 19 и ребрами 20 крышка 1. Кольцо 21 исключает возможное самопроизвольное смещение крышки. Гильза 17 образует с винтом 22 винтовую передачу, расположенную между ее кольцевыми опорными буртиками 23 и 24, взаимодействующими с поверхностями винта, и имеющую угол подъема винтовой линии, необходимой для взаимного перемещения гильзы 17 относительно винта 22. Между винтом 22 и втулкой 11 расположена пружина 25, усилие которой больше усилия пружины 12 и силы сопротивления винтовой передачи. Винт 22 снабжен упором 26. Рычаг 27 кинематически связан осью 28 с винтом 22, а осью 29 с кронштейном 6. Второй конец рычага снабжен роликом 30. Для повышения надежности работы применены уплотнения 31, 32 и 33, кожух 34. Заявленное устройство работает следующим образом. При подводе стыкуемого объекта 10 к заправочной горловине 2 его нажимной элемент 9 взаимодействует со штоком 7, который посредством ролика 30 перемещает рычаг 27, связанный с винтом 22, образующим с пружиной 25, втулкой 11 и гильзой 17 жесткую систему, перемещающуюся совместно до тех пор, пока отбортовка 13 втулки 11 не упрется в торец 5 основания 4, зазор не будет выбран, а уплотнительный элемент 3 не отойдет от поверхности горловины. Дальнейшее осевое перемещение винта 22 приводит к сжатию пружины 25 и вращению гильзы 17. При этом крышка отводится от горловины, освобождая ее внутреннюю полость для взаимодействия со стыкуемым объектом. После заправки стыкуемый объект 10 отводится от горловины, а его нажимной элемент 9 - от штока 7, обеспечивая возможность перемещения под действием пружины 25 в обратных направлениях винта 22 и гильзы 17 с крышкой 1. Вращение гильзы 17 прекращается после того, как в нее упрется упор 26 винта 22. При этом центр крышки 1 совпадет с центром внутренней полости горловины 2, а пружина 25, втулка 11, винт 22 и гильза 17 образуют жесткую систему, перемещаемую пружиной 12, до достижения зазора , обусловленного ограничителем перемещения 8 и необходимым поджатием уплотнительного элемента 3. Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает автоматическое открывание и перекрывание заправочной горловины и снижает время нахождения горловины в открытом состоянии при подводе и отводе стыкуемого объекта, что повышает ее пылевлагозащищенность.
Класс B64G1/22 основные составные части летательного аппарата и оборудование, устанавливаемое на нем или внутри него
Класс F16J13/16 поворотные затворы