телескопическое устройство скребкового конвейера
Классы МПК: | B65G19/18 конструктивные элементы |
Автор(ы): | Парфенов В.Е., Сиротин Ю.Г., Голуб В.П., Дубовский Ю.П., Волков Е.А. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Подмосковный научно- исследовательский и проектно-конструкторский угольный институт" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-08-06 публикация патента:
10.08.2003 |
Изобретение относится к конвейеростроению, в частности к конвейерам с вынесенными из направляющих цепями с обеспечением беспрепятственного прохода скребковой цепи по транспортной поверхности в месте телескопического разъема. Может быть применено в шахтных перегружателях. Телескопическое устройство скребкового конвейера включает установленные на общей плите привод, закрепленный на выдвижной раме, неподвижную раму, скрепленную с плитой, днище, вставленное в продольные пазы выдвижной рамы с возможностью перемещения в них гидродомкратами, и элементы компенсации зазора разъемной плоскости скольжения скребковой цепи для беспрепятственного прохождения ею стыков. Днище выполнено консольно на поперечном коробе, соединяющем боковины выдвижной рамы, в виде единого стола, вставленного консольной частью в поперечную щель, выполненную на неподвижной раме с возможностью продольных смещений относительно друг друга на ход гидродомкратов, с перекрытием зазора разъемной плоскости. Консольное днище снабжено поперечными щитками, охватывающими снаружи боковины неподвижной рамы не менее чем на величину раздвижки, а гидродомкраты одним концом соединены с подвижной рамой, другим - с общей плитой. Повышается надежность работы устройства, при этом обеспечивается надежная защита от проникновения штыба в холостую полость конвейера и просыпания из рабочего желоба транспортируемой массы. 4 з.п. ф-лы, 9 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9
Формула изобретения
1. Телескопическое устройство скребкового конвейера, включающее установленные на общей плите привод, закрепленный на выдвижной раме, неподвижную раму, скрепленную с плитой, днище, вставленное в продольные пазы выдвижной рамы с возможностью перемещения в них гидродомкратами, и элементы компенсации зазора разъемной плоскости скольжения скребковой цепи для беспрепятственного прохождения ею стыков, отличающееся тем, что днище выполнено консольно на поперечном коробе, соединяющем боковины выдвижной рамы, в виде единого стола, вставленного консольной частью в поперечную щель, выполненную на неподвижной раме, с возможностью продольных смещений относительно друг друга на ход гидродомкратов, с перекрытием зазора разъемной плоскости, при этом консольное днище снабжено поперечными щитками, охватывающими снаружи боковины неподвижной рамы не менее, чем на величину раздвижки, а гидродомкраты одним концом соединены с подвижной рамой, другим - с общей плитой. 2. Телескопическое устройство по п.1, отличающееся тем, что элементы компенсации зазора разъемной плоскости скольжения скребковой цепи выполнены под ее рабочей ветвью на выдвижной раме, при этом консольное днище стола выполнено с двумя уровнями опорной поверхности: П-образным рабочим для скребковой цепи и параллельным Т-образным, образованным путем углубления в консольную часть стола, на толщину верхнего днища неподвижной рамы, выполненного с консольным уступом по центру таким образом, что консольный уступ входит в П-образный проем и вся его опорная часть Т-образно опирается на плоскость второго уровня, при этом рабочие поверхности обеих рам расположены в одной плоскости. 3. Телескопическое устройство по п.1 или 2, отличающееся тем, что боковые грани П-образного проема и консольного уступа образованы встречно наклонными скосами и находятся в зацеплении типа "ласточкин хвост" с возможностью продольного скольжения. 4. Телескопическое устройство по п.1, отличающееся тем, что продольные пазы выполнены на неподвижной раме в виде коробчатой щели, в которой с вертикальной свободой размещена консольная часть стола днища выдвижной рамы, а для обеспечения вертикальной фиксации подвижного соединения имеется компенсатор зазора, который установлен снизу по центру вдоль торца днища выдвижной рамы и выполнен в виде полосы, скругленной в поперечном сечении. 5. Телескопическое устройство по п.1, отличающееся тем, что рабочие поверхности выдвижной и неподвижной рам выполнены как прямолинейное продолжение одна другой, а охват тяговых звездочек выполнен посредством вертикального отклонения скребковой цепи криволинейной направляющей снизу.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к телескопическим устройствам шахтных скребковых конвейеров и может быть использовано в аналогичных конструкциях перегружателей для натяжения цепи и регулирования их длины. В основном приводы скребковых конвейеров оборудуются на составленных из двух, жестко соединенных между собой сварных рамах, что обусловлено технологией их изготовления и транспортировкой к месту монтажа в условиях ограниченного пространства очистных выработок. В линейном ставе конвейеров транспортирующая и холостая ветви скребкового органа максимально сближены по вертикали с целью снижения высоты погрузки, размещения выемочной машины, упрощения конструкции. На фланговых же участках ветви цепи вертикально разводятся для охвата зубчатого зацепления тяговых звездочек./Под общей редакцией Братченко Б.А. "Комплексная механизация и автоматизация очистных работ в угольных шахтах" М., "Недра", 1977, с. 253, рис. 5.8. При отклонении цепного органа утюгами направляющими, роликами, между ветвями образуется угол, с увеличением которого возрастает трение скольжения. Это повышает износ оборудования и увеличивает потребляемую мощность электродвигателей. Уменьшение угла наклона цепи увеличивает длину рамы. Конвейеры с вынесенными из направляющих ручьев цепями требуют более пологого перехода цепи на тяговые звездочки с целью предупреждения всплытия скребков над грузопотоком в результате образовавшейся вертикальной свободы цепи. Поэтому необходимо удерживать скребки в направляющих ручьях по возможности ближе к звездочкам, что предотвращает выход скребков из направляющих ручьев при реверсе и устраняет аварийную ситуацию. Известна головка скребкового конвейера с плавающим приводом, содержащая привод, опорную плиту, концевой рештак, вкладной рештак и гидродомкраты для натяжения скребковой цепи. Привод установлен на опорной плите с возможностью перемещения на ней в направляющих захватах усилием гидродомкратов. Концевая секция жестко закреплена на общей опорной плите. Вкладной рештак расположен в рабочей полости концевой секции с возможностью продольного перемещения в ней. Гидродомкраты одним концом шарнирно соединены с рамой привода, подвижной на плите, а другим - с концевой секцией, жестко закрепленной на плите. Известная конструкция выполняет функции натяжения цепи и регулирования длины става конвейера (патент РФ 2046742, В 65 G 19/00, Е 21 F 23/08, 1992). Вместе с тем, техническое решение имеет свои недостатки. Так, в раздвинутом положении на опорной плоскости образуется торцевой уступ, равный толщине листа днища выдвижного вкладного рештака, который воспринимает встречные динамические удары скребковой цепи. Большая высота выдвижного рештака, при усилии полок и днища рештака, значительно увеличивает вертикальные размеры. При эксплуатации повышается износ элементов устройства и возможна поломка узлов. Известен скребковый конвейер, в котором повышение надежности раздвижного устройства конвейера решается за счет исключения динамических ударов скребковой цепи о стыки в полости холостой ветви в месте разъема неподвижной и промежуточной секций и выдвинутой рамы привода. Для чего на опорной плите под промежуточной секцией образован продольный выступ, а в раме привода в нижнем днище предусмотрен охватывающий его с двух сторон проем с возможностью осевого смещения их относительно друг друга. Плоскости подвижного сочленения расположены на одном уровне непосредственно на плите, что исключает рассогласование их высоты при раздвижке. Данное устройство предназначено для нижней холостой ветви скребковой цепи (патент РФ 2046743, В 65 G 19/00, E 21 F 13/08, B 65 G 23/44, 1991). К недостаткам технического решения можно отнести, то, что известная конструкция не может надежно выполнять свои функции, будучи расположенной под рабочей ветвью скребковой цепи с выполнением уступа на выдвижной раме, так как вертикальные колебания выдвижной рамы при движении в зазорах направляющих захватов, приводит к нарушению плоскости сочленяемых поверхностей скольжения, разнесенных на значительную высоту от опорной плиты. В результате торцевая грань уступа воспринимает встречные динамические нагрузки от цепного органа. При реверсе движению цепи препятствуют встречные грани контура сочленения на закрепленной раме. Наиболее близким к предложенному является телескопическая головка скребкового конвейера, компенсирующая переменную длину очистного забоя и осуществляющая натяжение скребковой цепи посредством привода, выполненного в виде телескопической головки. Для чего в боковинах выдвижной рамы привода выполнены продольные пазы, в которые вставлено днище неподвижной промежуточной секции, а ее боковины снаружи охватывают боковины выдвижной рамы. При раздвижке привода выдвижная рама скользит своими пазами относительно днища неподвижной промежуточной секции и по плите в направляющих захватах. Передвижку осуществляют гидродомкраты, закрепленные цилиндром на раме привода, а штоком - на промежуточной секции, связанной жестко с плитой (патент РФ 2046744, В 65 G 19/00, Е 21 F 13/08, 1991) - принято за прототип. Недостатки данного технического решения. Для конвейеров с вынесенными из направляющих ручьев цепями раздвижка возможна только на достаточно протяженном прямолинейном участке вдоль движущейся скребковой цепи, что значительно увеличивает длину рамы привода, разрыв направляющих полок допускается лишь на головном приводе в районе постоянного натяжения скребковой цепи. Из-за ослабления натяжения скребковой цепи происходит выход скребков в проемы, а затем их заклинивание. Ограничена раздвижность, лимитируемая длиной пазов. Для обеспечения большой раздвижности необходимо увеличить длину рамы привода. Сущность изобретения заключается в том, что телескопическое устройство скребкового конвейера, включающее установленные на общей плите привод, закрепленный на выдвижной раме, неподвижную раму, скрепленную с плитой, днище, вставленное в продольные пазы выдвижной рамы с возможностью перемещения в них гидродомкратами и элементы компенсации зазора разъемной плоскости скольжения скребковой цепи для беспрепятственного прохождения ею стыков, отличающееся тем, что днище выполнено консольно на поперечном коробе, соединяющем боковины выдвижной рамы, в виде единого стола, вставленного консольной частью в поперечную щель, выполненную на неподвижной раме с возможностью продольных смещений относительно друг друга на ход гидродомкратов с перекрытием зазора разъемной плоскости, при этом консольное днище снабжено поперечными щитками, охватывающими снаружи боковины неподвижной рамы не менее, чем на величину раздвижки, а гидродомкраты одним концом соединены с выдвижной рамой, другим - с общей плитой. Элементы компенсации зазора разъемной плоскости скольжения скребковой цепи выполнены под ее рабочей ветвью на выдвижной раме, при этом консольное днище стола выполнено с двумя уровнями опорной поверхности П-образным рабочим, для скребковой цепи и параллельным Т-образным, образованным путем углубления в консольную часть стола, на толщину верхнего днища неподвижной рамы, выполненного с консольным уступом по центру таким образом, что консольный уступ входит в П-образный проем и вся его опорная часть Т-образно опирается на поверхность второго уровня, при этом рабочие поверхности обеих рам расположены в одной плоскости. Боковые грани П-образного проема и консольного уступа образованы встречно наклонными скосами и находятся в зацеплении типа "ласточкин хвост" с возможностью продольного скольжения. Продольные пазы выполнены на неподвижной раме в виде коробчатой щели, в которой с вертикальной свободой размещена консольная часть стола днища выдвижной рамы, а для обеспечения вертикальной фиксации подвижного соединения имеется компенсатор зазора, который установлен снизу по центру вдоль торца днища выдвижной рамы и выполнен в виде полосы, скругленной в поперечном сечении. Рабочие поверхности выдвижной и неподвижной рам выполнены как прямолинейное продолжение одна другой, а охват тяговых звездочек выполнен посредством вертикального отклонения скребковой цепи криволинейной направляющей снизу. Технический результат использования предлагаемого устройства заключается в применении его в конвейерах с вынесенными из направляющих цепями с обеспечением беспрепятственного прохода скребковой цепи на транспортной поверхности в месте телескопического разъема. При этом обеспечивается надежная защита от проникновения штыба в холостую полость конвейера и просыпания из рабочего желоба транспортируемой массы. Конструкция наилучшим образом может быть применена в шахтных перегружателях. Кроме того полезность технического решения заключается в повышении эксплуатационной надежности скользящего зацепления. Предлагаемое изобретение, согласно анализу, отвечает критериям новизны и полезности. На фиг. 1 изображено устройство, вид сбоку, с вырывом по поперечному коробу, в крайнем сжатом положении; на фиг.2 схематично изображено формирование скребковых ветвей в бесконечно замкнутую цепь; на фиг.3 - вид с торца на привод в сборе, со стороны тяговых звездочек; на фиг.4 - в плане, фрагмент подвижного сочленения в крайнем раздвинутом положении подвижной и неподвижной рам; на фиг. 5 - в плане фрагмент верхнего днища неподвижной рамы с консольным уступом; на фиг.6 - в плане, фрагмент стола консольного днища выдвижной рамы; на фиг. 7 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг.8 изображена поперечная щель в неподвижной раме; на фиг.9 - направляющий захват для подвижной рамы на плите. Телескопическое устройство скребкового конвейера (фиг. 1) включает выдвижную раму 1, неподвижную раму 2, гидродомкраты 3, плиту 4. На фиг. 2 схематично показан охват тяговых звездочек 5 скребковой цепью угловым отклонением ее в полости холостой ветви по вертикали снизу, посредством криволинейной направляющей 6. На выдвижной раме 1 установлен привод 7 (фиг.3) и тяговые звездочки 5. Рама 1 образована боковинами 8 и 9, связанными поперечным коробом, выполненным в виде единого стола 10 с консольным днищем 11. На фиг. 4 изображен фрагмент телескопического устройства в максимально раздвинутом положении на величину "L". На верхнем днище 12 неподвижной рамы 2 имеется консольный уступ 13, который входит в проем 14 на консольном днище 11 стола 10 выдвижной рамы 1. На фиг. 5 показано верхнее днище 12 неподвижной рамы 2 с консольным уступом 13. На фиг. 6 изображено консольное днище 11 стола 10 выдвижной рамы 1, имеющее П-образный рабочий уровень 15, образованный в результате углубления его от поверхности второго уровня 16, Т-образно расширяющийся к торцу и служащей опорной поверхностью для верхнего днища 12 неподвижной рамы 2. На фиг. 7 изображено подвижное сочленение консольного днища 11 с верхним днищем 12, консольный уступ 13 которого размещен в П-образном проеме. Боковая защита полостей рам 1 и 2 при раздвижке осуществлена поперечными щитками 17, охватывающими снаружи боковины неподвижной рамы 2. На фиг.8 изображена коробчатая щель 18 с вставленным в нее консольным днищем 11, при этом между ними оставлен зазор 19, который нейтрализуется на ограниченном участке компенсатором 20, закрепленным вдоль торца консольного днища 11. На фиг. 9 показан направляющий захват 21, служащий направляющей для выдвижной рамы 1, который устанавливается с обеих сторон рамы на плите 4. Боковые грани 22 проема 14 и боковые грани 23 консольного уступа 13 образованы встречно наклонными скосами и осуществляют вертикальную блокировку продольно подвижного соединения с зацеплением типа "ласточкин хвост". Телескопическое устройство работает следующим образом. На плите 4 установлена выдвижная рама 1, оснащенная приводом 7 и тяговыми звездочками 5 в направляющих захватах 21. К выдвижной раме 1 пристыкована неподвижная рама 2, жестко соединенная с плитой 4. При регулировании длины конвейера гидродомкраты 3, шарнирно закрепленные одним концом с плитой 4, а другим - с выдвижной рамой 1, гидравлически передвигают ее в направляющих захватах 21 по плите 4, тем самым производят натяжение скребковой цепи и регулирующей длину конвейера в пределах установленной раздвижности "L". Транспортная рабочая поверхность при этом сохраняется и потому скребковая цепь не испытывает динамических нагрузок на стыках, на одном участке скребки своими концами опираются на П-образную поверхность рабочего уровня 15, а на другом - средней частью на консольный уступ 13. Консольный уступ 13, перемещаясь в проеме 14, удерживается в рабочей плоскости, для чего их боковые грани 22 и 23 образованы встречно наклонными скосами и находятся в зацеплении типа "ласточкин хвост", при этом продольная подвижность сохраняется. Коробчатая щель 18 перекрывает полость холостой ветви от штыба сверху и упрочняет конструкцию. Консольное днище 11 перемещается с зазором 19 в коробчатой щели 18, что исключает деформацию, поломки, при заклинивании и вертикальных перекосах сопрягаемых рам. Вместе с тем, вертикальная стабилизация не нарушается за счет установки на торце консольного днища 11 снизу компенсатора 20 в зазоре 19. Незначительная длина в поперечном сечении консольного днища 11 (не более 1/3 его ширины) компенсирует поперечные перекосы между сопрягаемыми рамами. Щитки 17, размещенные с обеих сторон боковин неподвижной рамы 2, при раздвижности перекрывают боковой проем, который образуется между рамами и у коробчатой щели 18, предотвращая в транспортном желобе высыпание транспортируемой массы, а в нижней части попадание штыба извне.Класс B65G19/18 конструктивные элементы