устройство для успокоения раскачивания грузозахватного органа
Классы МПК: | B66C13/06 для ограничения или предотвращения раскачивания грузов в продольном или поперечном направлениях |
Автор(ы): | Терехов А.М. |
Патентообладатель(и): | Терехов Андрей Михайлович |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-09-05 публикация патента:
10.08.2003 |
Изобретение относится к области подъемно-транспортного машиностроения и может быть использовано при погрузочно-разгрузочных работах с использованием крана, имеющего грузозахватный орган. Устройство содержит барабан, на котором навит оттяжной канат. На барабане закреплено неподвижно взаимодействующее с подпружиненной собачкой храповое колесо. Имеется также передвижная тележка с контргрузом и полиспастом. Упомянутый барабан размещен на площадке, шарнирно установленной на поворотной платформе крана, а устройство снабжено демпфирующим устройством. Последнее включает в себя пружину и обеспечивающий гашение колебаний пружины и раскачивание площадки воздушный цилиндр. Собачка шарнирно установлена на упомянутой площадке и жестко соединена с якорем электромагнита, включенного в цепь управления лебедкой грузоподъемного механизма. Изобретение обеспечивает ускорение процесса успокаивания грузозахватного органа. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Устройство для успокоения раскачивания грузозахватного органа, подвешенного на канате лебедки грузоподъемного механизма стрелового крана, имеющего поворотную платформу, содержащее барабан, на котором навит оттяжной канат и на котором закреплено неподвижно взаимодействующее с подпружиненной собачкой храповое колесо, направляющие блоки, установленные на стреле, и передвижную тележку с контргрузом и полиспастом, встроенным между направляющими блоками стрелы и тележкой с контргрузом, при этом оттяжной канат от грузозахватного органа пропущен через направляющие блоки на стреле на барабан с образованием на нем нескольких витков и последующим огибанием полиспаста и закреплен на одной из его осей, а тележка с контргрузом присоединена к подвижной оси полиспаста, отличающееся тем, что упомянутый барабан размещен на площадке, шарнирно установленной на поворотной платформе крана, а устройство снабжено демпфирующим устройством, включающим в себя пружину и обеспечивающий гашение колебаний пружины и раскачивания площадки воздушный цилиндр, а собачка шарнирно установлена на упомянутой площадке и жестко соединена с якорем электромагнита, включенного в цепь управления лебедкой грузоподъемного механизма стрелового крана.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению и может быть использовано при производстве погрузочно-разгрузочных и монтажных работ при использовании подъемных кранов с грузозахватным органом. Заявителю изобретения известно средство того же назначения, раскрытое в патенте RU 2049038 С1, В 66 С 13/06, автора Гаранина Н.П. Признаки, совпадающие с существенными признаками заявленного изобретения, следующие:1) тормозное устройство, включающее храповой барабан и собачку связано с грузозахватным органом через оттяжной канат;
2) использование подвижного противовеса для выбирания слабины оттяжного каната;
3) использование барабана для перематывания оттяжного каната. В аналогичном устройстве достигается успокоение раскачивания груза, но в процессе успокоения проявляются следующие негативные явления:
1) торможение при работе механизма подъема при опускании груза;
2) необходимость постоянной регулировки и обслуживания из-за частого срабатывания;
3) наличие редуктора, что усложняет обслуживание и увеличивает массу устройства;
4) работа аналогичного устройства сопровождается большим выделением теплоты из-за наличия трущихся пар. Техническим результатом заявленного изобретения является то, что происходит успокоение раскачивания груза за более короткий интервал времени, что обеспечивает сохранность транспортных средств при погрузочно-разгрузочных работах, увеличение производительности труда и безопасности труда работников, процесс происходит без выделения тепловой энергии при отсутствии срабатывания механизма подъема на опускание, не требуется регулировка устройства. Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве для успокоения раскачивания грузозахватного органа, подвешенного на канате лебедки грузоподъемного механизма стрелового крана, имеющего поворотную платформу, содержащем барабан, на котором навит оттяжной канат и на котором закреплено неподвижно взаимодействующее с подпружиненной собачкой храповое колесо, направляющие блоки, установленные на стреле, и передвижную тележку с контргрузом и полиспастом, встроенным между направляющими блоками стрелы и тележкой с контргрузом, при этом оттяжной канат от грузозахватного органа пропущен через направляющие блоки на стреле на барабан с образованием на нем нескольких витков и последующим огибанием полиспаста и закреплен на одной из его осей, а тележка с контргрузом присоединена к подвижной оси полиспаста, упомянутый барабан размещен на площадке, шарнирно установленной на поворотной платформе крана, а устройство снабжено демпфирующим устройством, включающим в себя пружину и обеспечивающий гашение колебаний пружины и раскачивания площадки воздушный цилиндр, а собачка шарнирно установлена на упомянутой площадке и жестко соединена с якорем электромагнита, включенного в цепь управления лебедкой грузоподъемного механизма стрелового крана. Изобретение иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 показана схема поворотной части стрелового крана; на фиг.2 - принципиальная схема устройства для успокоения раскачивания грузозахватного органа; на фиг.3 -принципиальная схема устройства торможения с храповым механизмом и электромагнитом. На поворотной платформе стрелового крана расположены нижний шарнир 2 стрелы 3 и являющаяся поддерживающей лебедка грузоподъемного механизма с барабаном 4, на котором намотан грузовой канат 5, проходящий через направляющие блоки 6. Коромысло 7 с противовесом соединено тягой 8 со стрелой 3. Шарнир коромысла 7 связан гибкой или жесткой оттяжкой 9 с хоботом 11. На канате 5, проходящем через блок хобота 11, подвешен грузозахватный орган 12 (грейфер, спредер, грузовые подвески и т.д.). Ветвь 13 оттяжного каната проходит через направляющие диски 14 на стреле 3, а ветвь 15 наматывается на барабан 10. Оставляя несколько витков на барабане во избежание проскальзывания, ветвь 16 сматывается с барабана 10 и приходит к блокам 14, у которых ось неподвижна. Между тележкой 17 с контргрузами и блоками 14 встроен канатный полиспаст 18. Подвижная ось полиспаста с блоками 19 и тележкой с контргрузом может перемежаться по наклонной плоскости 20 на стреле или по вертикали (на поворотной платформе) под действием силы тяжести, натягивая оттяжной канат. Один конец оттяжного каната закреплен на грузозахватном органе, другой, проходя барабан 10 и блоки 14 и 19, - на одной из осей полиспаста. Расстояние между подвижной и неподвижной осями полиспаста изменяется при подъеме-спуске грузозахватного органа. Около пятки стрелы 2 на металлоконструкции поворотной части шарнирно установлена площадка 1, на которой закреплен стальной нарезной барабан 10, на котором навит оттяжной канат 13. На одной из боковых поверхностей барабана неподвижно закреплено храповое колесо 27, которое позволяет барабану вращаться только в одну сторону (при движении грузозахватного органа в сторону уменьшения вылета стрелы). Вращению в другую сторону ему препятствует собачка 28, установленная шарнирно на площадке 1. Собачка 28 упирается в зуб храпового колеса 27, останавливая тем самым вращение барабана 10. Постоянство зацепления храпового колеса 27 и собачки 28 обеспечивает пружина 22, один конец которой прицеплен к собачке, а другой к стойке и платформе. С противоположной стороны собачки 28 установлен электромагнит 23, якорь которого жестко связан с собачкой 28 при помощи тяги. Электромагнит включается в цепь поддерживающей лебедки 4. На площадке 1 установлено демпфирующее устройство, которое состоит из спиральной пружины 24 и воздушного цилиндра 25, которые воздействуют на упор 26, закрепленный на платформе 1. Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения. Устройство работает следующим образом. Во время работы подъема - спуска груза работают обе лебедки крана, поэтому питание одновременно подается и на электромагнит 23, включенный в электроцепь поддерживающей лебедки, якорь которого втягивается и освобождает собачку 28 храпового колеса 27, что позволяет барабану 10 свободно вращаться в обе стороны. При подходе к месту отдачи груза механизм подъема выключают и пружина 22 возвращает собачку 28 в исходное положение. При раскачивании груза в плоскости стрелы в сторону увеличения вылета собачка 28 упирается в зуб храпового колеса 27, препятствуя разматыванию каната с барабана 10. При движении грузозахватного органа в сторону уменьшения вылета собачка 28 прощелкивает по зубу храпового колеса 27, позволяя барабану 10 свободно вращаться под действием усилия в канате 15, возникающего при движении тележки 17 с контргрузами под действием силы тяжести по направляющим вниз. При раскрытии грейфера 12 на весу раскачивание груза исключается вследствие того, что поддерживающая лебедка заторможена, а значит собачка 28 находится в зацеплении с храповым колесом 27. При необходимости собачка 28 может быть отключена принудительно при помощи педали в кабине крановщика. Для снижения динамических нагрузок, возникающих при резкой остановке вращения барабана 10 и движения оттяжного каната 16, имеется демпфирующее устройство, которое состоит из пружины 24 и воздушного цилиндра 25. Пружина принимает усилие, возникающее при повороте площадки 1 относительно шарнира 21, а воздушный цилиндр служит для гашения колебаний пружины и гашения раскачивания площадки (фиг.3).
Класс B66C13/06 для ограничения или предотвращения раскачивания грузов в продольном или поперечном направлениях