шарнир шпинделя прокатного стана
Классы МПК: | B21B35/14 муфты, приводные валы или опоры валов для прокатных станов |
Автор(ы): | Уткин Б.С., Айрапетов Э.Л., Ершов Ю.Л., Лагутин С.А., Плахтин В.Д., Закамаркин М.К., Загуменнов А.П. |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "Инвестметаллургмаш" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-12-26 публикация патента:
20.08.2003 |
Использование: изобретение относится к прокатному оборудованию, а точнее к приводам прокатных станов, и касается универсальных шпинделей главных линий приводов прокатных станов. Сущность: шарнир шпинделя прокатного стана содержит обойму, втулку и установленные между обоймой и втулкой в цилиндрических пазах бочкообразные ролики, имеющие бочкообразный центральный участок и концевые участки, выполненные в виде усеченных конусов, обращенных к центральному участку своими большими основаниями, образующие которых касательны к образующей центрального участка в его крайних точках, при этом радиус образующей бочкообразного центрального участка поверхности ролика определяется из соотношения R= K (Rоsin-rо), где К - коэффициент, выбираемый в пределах от 1 до 2 в зависимости от эксплуатационных требований, предъявляемых к шпинделю, причем для шпинделей, обеспечивающих высокую точность проката, К=1, а для тяжелонагруженных шпинделей К=2; Rо - радиус делительной окружности; rо - радиус центрального сечения ролика; - угол давления в контакте ролика с пазами втулки и обоймы. Изобретение обеспечивает повышение нагрузочной способности шарнира шпинделя прокатного стана. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
Шарнир шпинделя прокатного стана, содержащий обойму, втулку и установленные между обоймой и втулкой в цилиндрических пазах бочкообразные ролики, имеющие бочкообразный центральный участок и концевые участки, выполненные в виде усеченных конусов, обращенных к центральному участку своими большими основаниями, образующие которых касательны к образующей центрального участка в его крайних точках, отличающийся тем, что радиус образующей бочкообразного центрального участка поверхности ролика определяется из соотношенияR= K(Rоsin-rо),
где К - коэффициент, выбираемый в пределах от 1 до 2 в зависимости от эксплуатационных требований, предъявляемых к шпинделю, причем для шпинделей, обеспечивающих высокую точность проката, К= 1, а для тяжелонагруженных шпинделей К= 2;
Rо - радиус делительной окружности;
rо - радиус центрального сечения ролика;
- угол давления в контакте ролика с пазами втулки и обоймы.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к прокатному оборудованию, а точнее к приводам прокатных станов, и касается универсальных шпинделей главных линий приводов прокатных станов. Известен шарнир шпинделя прокатного стана, содержащий обойму, втулку и бочкообразные ролики, установленные между обоймой и втулкой в полуцилиндрических пазах, выполненных на внутренней поверхности обоймы и наружной поверхности втулки (авт. свид. СССР 1577898, В 21 В 35/14, заявл. 04.04.88 г., опубл. 15.07.90 г.). Ролики установлены в полуцилиндрических пазах втулки и обоймы с радиальным зазором, определяемым по зависимости. Недостатком этого шарнира является то, что предложенная величина радиального зазора между роликами и пазами обеспечивает работоспособность шарнира, но не обеспечивает равномерность нагружения всех роликов, так как это зависит от величины зазора в контакте ролик-впадина, а этот зазор в зависимости от положения ролика относительно оси поворота, величины угла перекоса и радиуса кривизны ролика в продольном направлении различен, что вызывает неравномерность нагружения роликов, их перегрузку и снижение долговечности шарнира. Известен также шарнир шпинделя прокатного стана, содержащий обойму, втулку и бочкообразные ролики, установленные между обоймой и втулкой в полуцилиндрических пазах, выполненных на внутренней поверхности обоймы и наружной поверхности втулки, с расположением центров роликов на делительной окружности шарнира (РФ описание к заявке 94040294, кл. В 21 В 35/14, заявл. 01.11.94 г., опубл. 10.09.96, Бюл. 25). Образующая роликов выполнена по кривой переменного радиуса, определяемой из условия создания беззазорного соединения роликов с обоймой и втулкой на всем интервале изменения угла их относительного перекоса. На практике при изготовлении ролика задаются рядом значений координаты Х (расстояния от центрального сечения ролика до рассматриваемого текущего сечения и текущем радиусом rx этого сечения) от 0 до l, обычно разделяя половину длины l ролика на равные интервалы, и для каждого Х вначале определяют - угол перекоса шарнира, а затем текущий радиус rх по формуле:где R0 - радиус делительной окружности;
r0 - радиус центрального сечения ролика;
f - расстояние между центром шарнира и центром вращения переменного радиуса точки контакта ролика с образующими пазов. Недостаток известной конструкции шарнира шпинделя прокатного стана заключается в том, что он имеет недостаточно высокую нагрузочную способность, так как ролики с образующей по приведенным расчетным зависимостям имеют радиус образующей значительно превышающий радиус делительной окружности. При таком радиусе перекос в шарнире вызывает значительно большую разнозазорность в зацеплении, а следовательно, неравномерное нагружение и перегрузку роликов. Такой шарнир приведет к значительной неравномерности вращения рабочих валков прокатной клети. Кроме того, этот расчет радиуса образующей бочкообразной формы ролика довольно сложен и трудоемок. Из известных шарниров наиболее близким по технической сущности является шарнир, содержащий обойму, втулку и установленные между обоймой и втулкой в цилиндрических пазах бочкообразные ролики, имеющие бочкообразный центральный участок и концевые участки, выполненные в виде усеченных конусов, обращенных к центральному участку своими большими основаниями, образующие которых касательны к образующим центрального участка в его крайних точках (SU 1601873, В 21 В 35/14, 20.09.96 г.). Длина дуги образующей центрального участка равна R max, где R - радиус образующей бочкообразной поверхности ролика; max- предельный угол перекоса R бочки ролика в ее продольном сечении назначается из условия обеспечения перекоса шарнира на угол max. Длина концевых участков ролика равна (0,3-1,0) d, где d - наибольший диаметр бочки ролика. Угол наклона образующей концевых роликов составляет половину угла .
Данная конструкция шарнира позволяет снизить контактные давления на концевых участках роликов без увеличения их длины, что способствует уменьшению осевых габаритов и металлоемкости шарнира. Недостаток известной конструкции шарнира заключается в том, что величина радиуса образующей бочкообразной поверхности ролика не исключает получение различных по величине зазоров по всем роликам, а это отрицательно скажется на нагрузочной способности шарнира, так как ролики будут находиться под различными нагрузками. Задача настоящего изобретения состоит в создании шарнира шпинделя прокатного стана, позволяющего повысить нагрузочную способность шарнира. Поставленная задача достигается тем, что в шарнире шпинделя прокатного стана, содержащем обойму, втулку и установленные между обоймой и втулкой в цилиндрических пазах бочкообразные ролики, имеющие бочкообразный центральный участок и концевые участки, выполненные в виде усеченных конусов, обращенных к центральному участку своими большими основаниями, образующие которых касательны к образующей центрального участка в его крайних точках, согласно изобретению, радиус образующей бочкообразного центрального участка поверхности ролика определяется из соотношения:
R = K(Rоsin-rо), (1)
где К - коэффициент, выбираемый в пределах от 1 до 2 в зависимости от эксплуатационных требований, предъявляемых к шпинделю, причем для шпинделей, обеспечивающих высокую точность проката К=1, а для тяжелонагруженных шпинделей К=2,
R0 - радиус делительной окружности;
r0 - радиус центрального сечения ролика;
- угол давления в контакте ролика с пазами втулки и обоймы. Такое конструктивное выполнение шарнира шпинделя прокатного стана позволяет повысить нагрузочную способность за счет обеспечения беззазорности в соединении при перекосе осей втулки и обоймы на угол при К = 2, и повышения точности проката за счет обеспечения постоянной угловой скорости при К = 1. Величина радиуса R образующей бочкообразной поверхности ролика в его продольном сечении, рассчитанная по предложенной формуле обеспечивает перекос шарнира на максимальный угол max. Максимальная нагрузочная способность имеет место при радиусе образующей бочкообразной поверхности, рассчитанной по формуле с коэффициентом 2, т.е. по формуле R=2(R0sin-r0), а формула с коэффициентом К= 1(R=R0sin-r0) используется при необходимости обеспечения постоянной угловой скорости при небольшом снижении нагрузочной способности. От радиуса образующей ролика зависит, какими будут зазоры при контакте каждого ролика с цилиндрической поверхностью паза втулки и обоймы во всем интервале изменения угла их относительного перекоса (max).
В результате экспериментов по достижению минимального зазора по всем роликам шарнира установлено, что это обеспечивается выполнением радиуса образующей ролика, зависящему от радиуса делительной окружности и угла давления в контакте ролика с пазами втулки и обоймы. При радиусе R образующей бочкообразной поверхности ролика больше, чем R= 2(R0sin-r0), при перекосе шарнира зазоры в контакте по роликам будут различными, изменяясь от 0 в плоскости максимального перекоса до максимальной величины в плоскости, расположенной под углом 90o. Соответственно нагрузки по роликам будут распределяться неравномерно: максимальные на двух противоположно расположенных роликах с нулевым зазором и минимальные (или нулевые) на двух роликах с максимальными зазорами. Чем больше величина R, тем больше разнозазорность по всем роликам и тем больше будет нагрузка на максимально нагруженных двух роликах. Установлено, что при предложенном радиусе бочкообразной поверхности будут нагружены все ролики равномерно и крутящий момент будет передаваться всеми роликами при минимальной нагрузке на каждый ролик. Таким образом, ролик с образующей, величина радиуса которой определена из предложенного соотношения, обеспечивает беззазорное соединение всех роликов с обоймой и втулкой, обеспечит требуемую нагрузочную способность. Для пояснения изобретения ниже приводится конкретный пример выполнения изобретения со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых:
на фиг.1 изображен шарнир шпинделя прокатного стана;
на фиг.2 - то же, разрез А-А на фиг.1;
на фиг.3 - разрез Б-Б на фиг.2, при К=2;
на фиг.4 - то же, при К=1;
на фиг.5 - узел I на фиг.2. Шарнир шпинделя прокатного стана состоит из обоймы 1, втулки 2 и бочкообразных роликов 3, установленных между обоймой 1 и втулкой 2 в полуцилиндрических пазах 4, выполненных на внутренней поверхности обоймы 1, и полуцилиндрических пазах 5, выполненных на наружной поверхности втулки 2. При определении профиля бочкообразных роликов 3 считаются заданными: максимальный угол max перекоса обоймы относительно втулки (угол перекоса шарнира); радиус R0 центрального сечения ролика; радиус r0 делительной окружности шарнира: половина длины ролика 3-l=В/2. Рабочая поверхность роликов 3 состоит из трех участков. Центральный участок является бочкообразным и образован дугой, радиус R которой рассчитывается по формуле:
R=K(R0sin-r0),
где К - коэффициент, равный 1 или 2;
R0 - радиус делительной окружности;
- угол давления в контакте ролика с пазами втулки и обоймы;
r0 - радиус центрального сечения ролика. Формулу с коэффициентом 2 используют при расчете шарнира шпинделя с максимальной нагрузочной способностью, а формулу с коэффициентом 1 - при необходимости обеспечения постоянной угловой скорости при небольшом снижении нагрузочной способности. Длина L образующей бочкообразной поверхности (длина центрального участка) равна Rsinmax, где max- предельный угол перекоса шарнира. Концевые участки роликов 3 могут быть выполнены в виде усеченных конусов, расположенных симметрично относительно центрального участка обращенных к нему своими большими основаниями, образующие которых выполнены как касательные к образующей бочкообразной поверхности центрального участка в ее крайних точках и образующие угол, равный /2 с продольной осью ролика 3. Образующая концевых участков может быть также выполнена по радиусу R1, который равен R110R. Шарнир работает следующим образом. Вращение и крутящий момент от втулки 2 к обойме 1 передаются через ролики 3. Перекос шарнира на угол сопровождается перекатыванием роликов 3 по пазам 4 и 5. Под действием крутящего момента контакт роликов 3 с пазами 4 и 5 обоймы 1 и втулки 2 происходит по линии, расположенной под углом давления с касательной к делительной окружности. Величина этого угла зависит от разницы радиуса r0 центрального сечения ролика и радиуса rn паза втулки или обоймы и величины 1 смещения центров впадин втулки (или обоймы) от делительной окружности и определяется по формуле:
где Rц.вт - радиус окружности центров паза втулки. Если рассматривать ролик, расположенный на делительной окружности, под углом к горизонтальной оси шарнира (зона I на фиг.2), то линия действия сил будет вертикальной. При перекосе обоймы относительно втулки она поворачивается вокруг оси 1-1 (фиг.2) на угол . Дно паза 4 втулки 2 остается на месте (положение 1-1 на фиг. 3), а дно паза 5 обоймы 1 из положения 2-2 по радиусу 1K1, равному R0sin+r0 поворачивается на угол вокруг центра O1, лежащего на оси 1-1 фиг. 2 до положения 3-3 на фиг.3, со скольжением поворачивая ролик 3 на угол /2. Точки К и K1 - начальные до перекоса, это точки контакта ролика с пазами 4 и 5 втулки и обоймы, расстояние между которыми равно диаметру ролика в средней части (KK1=2r0). При перекосе на угол точки контакта перемещаются в положение KK1. Таким образом, в данном положении ролика на делительной окружности при перекосе шарнира зазора (или натяга) в контакте не появляется. Это возможно при определенной величине радиуса R образующей бочкообразной поверхности ролика 3 и диаметра 2r0 центрального сечения ролика, равном исходному расстоянию между пазами 4 и 5 обоймы 1 и втулки 2. R в этом случае определится следующим образом. Для того, чтобы ролик 3 повернулся в пазу 4 втулки 2 без скольжения на угол /2. Дуга (фиг.3) должна быть равна прямой K"1K1, рассчитываемой по формуле:
Так как дуга то
При малых углах tg, тогда
Rоптим.=2(R0sin-r0). В положении ролика 3 под углом +90o (зона II на фиг.2) линия действия сил (проходящая через точки контакта) расположена горизонтально оси 1-1 и при перекосе образующие паза, касательные к ролику, переместятся параллельно друг другу, т.е. зазор (или натяг) не появится. Радиус R, при котором отсутствует разнозазорность, назовем оптимальным - Rоптим. Схема расчета радиуса R образующей бочкообразной поверхности ролика, при которой точки контакта находятся в бисекторной плоскости O1-Б (фиг.4), которая занимает в пространстве постоянное положение, перпендикулярное плоскостям, описываемым осями обоймы 1 и втулки 2 и делит угол пополам, что отвечает шарниру с постоянной угловой скоростью вращения. Для этого необходимо, чтобы ролик 3 при перекосе контактировал с пазом 4 втулки в точке K"1 (фиг.4), находящейся в плоскости О1Б. Для этого R должен быть:
так как
tg/2/2, то R = (Rosin-ro). L = Rsin/2. Этот радиус шарнира равных угловых скоростей и он равен 1/2 радиуса Rоптим.
При R>Rоптим, также как при R<R, в соединении шарнира появляется разнозазорность. Максимальный зазор будет в контакте ролика, который при R>Rоптим находится в зоне I (фиг.2), а при R<R - в зоне II. Наиболее нагруженный ролик будет находится, соответственно, в зоне II и I. Предложенный шарнир шпинделя прокатного стана по сравнению с известными позволяет повысить нагрузочную способность.
Класс B21B35/14 муфты, приводные валы или опоры валов для прокатных станов
шариковый шарнир - патент 2504446 (20.01.2014) | |
универсальный шарнир - патент 2486978 (10.07.2013) | |
тележка и способ транспортирования приводного шпинделя для валка прокатной клети - патент 2481165 (10.05.2013) | |
роликовый шарнир - патент 2437730 (27.12.2011) | |
устройство уравновешивания шпинделей - патент 2428269 (10.09.2011) | |
прокатная клеть с устройством перемещения - патент 2411093 (10.02.2011) | |
шпиндельное устройство прокатной клети - патент 2403999 (20.11.2010) | |
уплотнительный узел шпинделя прокатного стана - патент 2343028 (10.01.2009) | |
приводной шпиндель главного привода прокатной клети - патент 2339472 (27.11.2008) | |
зубчатая муфта шпинделя прокатного стана - патент 2336963 (27.10.2008) |