дорожная машина разминирования
Классы МПК: | F41H11/16 самоходные минные разградители |
Автор(ы): | Сердцев Н.И., Собко В.Ф., Аверченко А.М., Кузнецов В.А., Дмитриенков А.А., Камшилов Г.Д., Ширинкин В.А., Шальтис В.В. |
Патентообладатель(и): | ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-04-08 публикация патента:
20.08.2003 |
Изобретение относится к военно-инженерному делу и предназначено для траления мин, установленных на дорогах. Реализация устройства позволяет обеспечить сохранение покрытия дорожного полотна при перемещении дорожной машины и произвести быструю замену вышедших из строя тралящих частей. Сущность изобретения заключается в том, что катковые рабочие органы размещены по всей длине поперечной рамы, а их боковины установлены индивидуально в проушинах рамы. Боковины катков выполнены составными, где отделяемая при взрыве мины часть боковины с осью катка - балансир и катком опирается на опорную цапфу боковины и зафиксирована с последней срезным элементом. Геометрические размеры и прочностные характеристики упомянутого элемента обеспечивают его разрушение при подрыве противотанковой мины и допускают быструю установку катка с балансиром из сменного комплекта рабочих органов. Величина зазоров между катками в тралящем оборудовании не превышает размер нажимной поверхности взрывателя мины. 6 з.п. ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
1. Дорожная машина разминирования (ДМР) для использования в зонах чрезвычайных ситуаций, содержащая тралящее оборудование с рамой тяговой и рамой поперечной, где установлены боковины с катковыми рабочими органами, которые связаны друг с другом и рамой поперечной подвеской, позволяющей передать вес навешанных частей трала на рабочие органы, устройство перерезания проводных линий управления подрывом фугасов (УППЛ) и базовую машину, которая может иметь исполнение в виде колесной машины с рамой корпуса, отличающаяся тем, что катковые рабочие органы размещены по всей длине поперечной рамы, а их боковины установлены индивидуально в проушинах рамы, причем боковины катков выполнены составными, где отделяемая при взрыве мины часть боковины с осью катка - балансир и катком опирается на опорную цапфу боковины и зафиксирована с последней срезным элементом, геометрические размеры и прочностные характеристики которого обеспечивают его разрушение при подрыве противотанковой мины, и допускающим быструю установку катка с балансиром из сменного комплекта рабочих органов, причем величина зазоров между катками в тралящем оборудовании, не превышает размер нажимной поверхности взрывателя мины. 2. ДМР по п. 1, отличающаяся тем, что рама поперечная тралящего оборудования в центральной части снабжена кронштейном поворотным, выполненным в виде коромысла, соединенного посредством вертикальной оси с рамой тяговой и взаимодействующего с силовыми исполнительными цилиндрами, закрепленными на раме тяговой с возможностью обеспечения поворотов системы рама поперечная - рабочие органы, в процессе движения. 3. ДМР по п. 1, отличающаяся тем, что катковые рабочие органы тралящего оборудования по наружному периметру снабжены резиновым бандажом, выполненным из сегментов, закрепленных на цилиндрической поверхности катка, где высота сегмента позволяет обеспечить сохранение асфальтового покрытия дорожного полотна при тралении. 4. ДМР по п. 1, отличающаяся тем, что устройство перерезания проводных линий управления фугасами (УППЛ) выполнено в виде двуплечего режущего элемента, шарнирно закрепленного в корпусе, установленном на раме поперечной тралящего оборудования, а верхнее плечо режущего элемента кинематически связано с кронштейном рамы поперечной посредством тяги, при этом линейные размеры кинематических элементов устройства и координаты осей их крепления к раме поперечной выполнены с возможностью доворота режущего элемента при его переводе в нерабочее положение. 5. ДМР по п. 1, отличающаяся тем, что на раме базовой машины выше оси крепления рамы тяговой шарнирно установлены опорные рычаги, связанные с рамой посредством кинематических связей - шарнирных звеньев, причем кронштейны опорных рычагов размещены выше крепления кинематических связей и взаимодействуют с исполнительными силовыми цилиндрами, размещенными на базовой машине, при этом линейные размеры шарнирных звеньев, опорных рычагов, кронштейнов опорных рычагов и координаты осей крепления рамы тяговой и опорных рычагов к базовой машине выполнены с возможностью обеспечения перевода каткового тралящего оборудования в походное положение - с размещением его над рамой базовой машины. 6. ДМР по п. 1, отличающаяся тем, что на раме базовой машины предусмотрена грузовая платформа, закрепленная между грунтом и рамой и выполненная в виде решетчатой конструкции из продольных и поперечных балок, где размер между продольными балками меньше диаметра катков сменного комплекта, а на поперечных балках предусмотрены быстросъемные фиксаторы в виде проушин и шкворней, взаимодействующих с балансирами катковых рабочих органов сменного комплекта. 7. ДМР по п. 1, отличающаяся тем, что перед ходовой частью машины на раме тяговой тралящего оборудования установлены защитные экраны, выполненные в виде листовой конструкции из тонкобронных элементов с возможностью предохранения ходовой части от осколочного и пулевого воздействия, а также продуктов взрывов мин и других боеприпасов, и снабжена бункерами в виде сварных коробчатых конструкций для балласта, которые размещены на экране с возможностью обеспечения увеличения силы давления на рабочие органы.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области военно-инженерного дела и предназначено для использования при тралении мин, установленных на дорогах. Известен коленный катковый минный трал по патенту РФ 2146799 по заявке 98116980 от 07.09.1998 г., используемый с танками и оснащенный узлами дистанционной аварийной отцепки. Указанная конструкция колейного каткового минного трала достаточно хорошо обеспечивает траление мин для пропуска боевой машины-танка, на котором трал навешен, и при этом затруднен пропуск техники, не оснащенной тралом по минному полю, т. е. трал по указанному патенту является индивидуальным средством защиты танка. Кроме того, приведенная конструкция трала обеспечивает траление за счет действия веса катка (броневое литье) и при тралении мин, установленных на дорогах, покрытие дорог будет разрушаться при перекатывании тяжелых катков трала. В силу отмеченных недостатков указанная конструкция колейного каткового минного трала не может быть использована для оснащения им дорожной машины разминирования. Общие признаки дорожной машины разминирования: дорожная машина разминирования для использования в зонах чрезвычайных ситуаций, содержащая тралящее оборудование с рамой тяговой и рамой поперечной, где установлены боковины с катковыми рабочими органами, которые связаны друг с другом и рамой поперечной подвеской, позволяющей передать вес навешанных частей трала на рабочие органы, устройство перерезания проводных линий управления подрывом фугасов (УППЛ) и базовую машину, которая может иметь исполнение в виде колесной машины с рамой корпуса. Отличительные (достаточные) признаки:1. Катковые рабочие органы размещены по всей длине поперечной рамы, а их боковины установлены индивидуально в проушинах рамы, причем боковины катков выполнены составными, где отделяемая при взрыве мины часть боковины с осью катка - балансир и катком опирается на опорную цапфу боковины и зафиксирована с последней срезным элементом, геометрические размеры и прочностные характеристики которого обеспечивают его разрушение при подрыве противотанковой мины, и допускающим быструю установку катка с балансиром из сменного комплекта рабочих органов, причем величина зазоров между катками в тралящем оборудовании не превышает размер нажимной поверхности взрывателя мины. 2. Рама поперечная тралящего оборудования в центральной части снабжена кронштейном поворотным, выполненным в виде коромысла, соединенного посредством вертикальной оси с рамой тяговой, и взаимодействующий с силовыми исполнительными цилиндрами, закрепленными на раме тяговой с возможностью обеспечения поворотов системе рама поперечная - рабочие органы в процессе движения. 3. Катковые рабочие органы тралящего оборудования по наружному периметру снабжены резиновым бандажом, выполненным в виде сегментов, закрепленных на цилиндрической поверхности катка, где высота сегмента позволяет обеспечить сохранение асфальтового покрытия дорожного полотна при тралении. 4. Устройство перерезания проводных линий управления фугасами (УППЛ) выполнено в виде двуплечего режущего элемента, шарнирно закрепленного в корпусе, установленном на раме поперечной тралящего оборудования, а верхнее плечо режущего элемента кинематически связано с кронштейном рамы поперечной посредством тяги, при этом линейные размеры кинематических элементов устройства и координаты осей их крепления к раме поперечной выполнены с возможностью доворота режущего элемента при его переводе в нерабочее положение. 5. На раме базовой машины, выше оси крепления рамы тяговой, шарнирно установлены опорные рычаги, связанные с рамой посредством кинематических связей - шарнирных звеньев, причем кронштейны опорных рычагов размещены выше крепления кинематических связей и взаимодействуют с исполнительными силовыми цилиндрами, размещенными на базовой машине, при этом линейные размеры шарнирных звеньев, опорных рычагов, кронштейнов опорных рычагов и координаты осей крепления рамы тяговой и опорных рычагов к базовой машине выполнены с возможностью обеспечения перевода каткового тралящего оборудования в походное положение - с размещением его над рамой базовой машины. 6. На раме базовой машины предусмотрена грузовая платформа, размещаемая между грунтом и рамой и выполненная в виде решетчатой конструкции из продольных и поперечных балок, где размер между продольными балками меньше диаметра катков сменного комплекта, а на поперечных балках предусмотрены быстросъемные фиксаторы в виде проушин и шкворней, взаимодействующих с балансирами катковых рабочих органов сменного комплекта. 7. Перед ходовой частью машины на раме тяговой тралящего оборудования установлены защитные экраны, выполненные в виде листовой конструкции из тонкобронных элементов, с возможностью предохранения ходовой части от осколочного и пулевого воздействия, а также продуктов взрывов мин и других боеприпасов, и снабжена бункерами в виде сварных коробчатых конструкций для балласта, которые размещены на экране с возможностью обеспечения увеличения силы давления на рабочие органы. Размещение катковых рабочих органов по всей длине поперечной рамы с боковинами, установленными индивидуально в проушинах рамы, с выполнением боковин катков составными, где отделяемая при взрыве мины часть боковины с осью катка - балансир и катком опирается на опорную цапфу боковины и зафиксирована с последней срезным элементом, геометрические размеры и прочностные характеристики которого обеспечивают его разрушение при подрыве противотанковой мины, и допускающим быструю установку катка с балансиром из сменного комплекта рабочих органов, и где величина зазоров между катками в тралящем оборудовании не превышает размер нажимной поверхности взрывателя мины, позволяет создать облегченную конструкцию тралящего оборудования, обеспечивающего сплошную полосу траления для пропуска колесно-гусеничной техники с любой шириной движителя, кроме того, при взрыве мин под рабочим органом каток с балансиром отделяется из конструкции трала по сдающему звену - срезному элементу и не требуется необходимости создания взрывоустойчивой (материалоемкой) конструкции подвески и рам трала, кроме того, обеспечивается быстрая установка катка с балансиром из сменного комплекта. Оснащение рамы поперечной тралящего оборудования в центральной части кронштейном поворотным, выполненным в виде коромысла, соединенного посредством вертикальной оси с рамой тяговой, и взаимодействующим с силовыми исполнительными цилиндрами, закрепленными на раме тяговой, позволяет обеспечить возможность поворотов раме поперечной с рабочими органами в процессе траления. Обеспечение катков рабочих органов тралящего оборудования по наружному периметру резиновым бандажом в виде сегментов, закрепленных на цилиндрической поверхности катка, позволяет проводить траление дорог с улучшенным, в том числе асфальтовым, покрытием без разрушения последнего. Оснащение тралящего оборудования устройством перерезания проводных линий управления подрывом фугасов, выполненным в виде двуплечего режущего элемента, шарнирно закрепленного в корпусе, установленном на раме поперечной тралящего оборудования, где верхнее плечо режущего элемента кинематически связано с кронштейном рамы поперечной посредством тяги и где при этом линейные размеры кинематических элементов устройства и координаты осей их крепления к раме поперечной выполнены с возможностью доворота режущего элемента при его переводе в нерабочее положение, позволяет обеспечить ему рабочее и походное (нерабочее) положения, причем в походном положении режущий элемент доворачивается, что исключает возможность его поломки при преодолении препятствий. Установка на раме базовой машины выше оси крепления рамы тяговой шарнирных опорных рычагов, связанных с рамой посредством кинематических связей - шарнирных звеньев, где кронштейны опорных рычагов размещены выше крепления кинематических связей и взаимодействуют с исполнительными силовыми цилиндрами, размещенными на базовой машине и где линейные размеры шарнирных звеньев, опорных рычагов, кронштейнов опорных рычагов и координаты осей крепления рамы тяговой и опорных рычагов к базовой машине обеспечивают возможность перевода каткового тралящего оборудования в походное положение - с размещением его над рамой базовой машины. Установка на раме базовой машины грузовой платформы, размещаемой между грунтом и рамой, выполненной в виде решетчатой конструкции из продольных и поперечных балок, где размер между продольными балками меньше диаметра катков сменного комплекта, а на поперечных балках предусмотрены быстросъемные фиксаторы в виде проушин и шкворней, взаимодействующих с балансирами катковых рабочих органов сменного комплекта, позволяет разместить сменный комплект рабочих органов на самой базовой машине, без привлечения дополнительной техники для его транспортировки. Установка перед ходовой частью машины на раме тяговой тралящего оборудования защитных экранов, выполненных в виде листовой конструкции из тонкобронных элементов, с возможностью предохранения ходовой части от осколочного и пулевого воздействия, а также продуктов взрывов мин и других боеприпасов, и бункерами в виде сварных коробчатых конструкций для балласта, которые размещены на экране с возможностью обеспечения увеличения силы давления на рабочие органы, позволяют защитить ходовую часть от осколочного, пулевого воздействия и от действия продуктов мин и других боеприпасов под тралом, а оснащение рамы тяговой бункерами для балласта позволит догрузить катковые рабочие органы (без увеличения металлоемкости массы трала). Дорожная машина разминирования схематично изображена на прилагаемом чертеже, где на фиг.1 представлен общий вид дорожной машины разминирования, вид сбоку; на фиг.2 - установка каткового рабочего органа с балансиром на боковине трала; на фиг.3 - устройство перерезания проводных линий управления фугасом; на фиг.4 - общий вид дорожной машины разминирования, вид сверху; на фиг.5 - схема узлов механизма перевода тралящего оборудования в походное положение; на фиг.6 - вид А - размещение каткового сменного рабочего органа на грузовой платформе. Дорожная машина разминирования содержит базовую машину 1 - колесная дорожно-строительная машина и тралящее оборудование 2, обеспечивающее сплошной проход, содержащее раму тяговую 3 и раму поперечную 4 (фиг.3), где установлены боковины 5 (фиг.2) с катковыми рабочими органами 6, связанные друг с другом и рамой поперечной подвеской 7, позволяющей передать вес навешенных частей трала на рабочие органы 6, устройство перерезания проводных линий управления подрывом фугасов 8, где боковины катков установлены индивидуально в проушинах рамы поперечной 4, причем боковины выполнены составными, где отделяемая при взрыве мины часть боковины с осью катка - балансир и катком 9 (фиг.2) опирается на опорную цапфу 10 боковины 5 и зафиксирована срезным элементом 11, где величина зазоров между катками Б (фиг.4) не превышает размер нажимной поверхности взрывателя мины. Рама поперечная 4 в центральной части снабжена кронштейном поворотным 12, выполненным в виде коромысла, соединенного посредством вертикальной оси 13 с рамой тяговой 3 и взаимодействующим с силовыми исполнительными цилиндрами 14. Катковые рабочие органы 9 (фиг.2) по наружному периметру снабжены резиновым бандажом, выполненным в виде сегментов 15, закрепленных на цилиндрической поверхности катка посредством болтовых соединений 16, где высота В сегмента позволяет обеспечить сохранность асфальтового покрытия. Устройство перерезания проводных линий управления фугасами 8 выполнено в виде двуплечего режущего элемента 17, закрепленного в корпусе 18 на раме поперечной 4, а верхнее плечо режущего элемента кинематически связано с кронштейном рамы поперечной посредством тяги 19, обеспечивающей возможность доворота режущего элемента при его переводе в походное (не рабочее) положение. На раме базовой машины 20 (фиг.5) выше оси крепления рамы тяговой 3 шарнирно установлены опорные рычаги 21, связанные с рамой посредством шарнирных звеньев 22, причем кронштейны 23 опорных рычагов 21 размещены выше кинематических (шарнирных) звеньев 22 и взаимодействуют с исполнительными силовыми цилиндрами 24. На раме базовой машины 20 выполнена грузовая платформа 26 в виде решетчатой конструкции из продольных 27 (фиг.6) и поперечных балок 28, где размер Г меньше диаметра Д сменного комплекта, а на поперечных балках предусмотрены быстросъемные фиксаторы в виде проушин 29 и шкворней 30. Перед ходовой частью базовой машины 1 на раме тяговой 3 установлены защитные экраны 31, выполненные в виде листовой конструкции из тонкобронных элементов с возможностью предохранения ходовой части от осколочного, пулевого воздействия и продуктов взрывов мин и других боеприпасов, кроме того, рама тяговая снабжена бункерами 32 для балласта, которые размещены на экране с возможностью увеличения силы давления на рабочие органы. Работает дорожная машина разминирования следующим образом. Во время движения машины по дорогам с установленными минно-взрывными заграждениями тралящее оборудование обеспечивает сплошной проход по ширине дороги. При подрыве мощной противотанковой мины под катковым рабочим органом происходит разрушение срезного элемента 11 и отделение катка с балансиром 9 от боковины 5 и из конструкции трала, при этом диаметр и прочностные характеристики срезного элемента обеспечивают не только отделение рабочего из конструкции трала, но и сохранение рабочего органа и трала после подрыва боеприпасов с меньшей величиной ВВ (например), противопехотной мины. При необходимости совершения поворота в систему поворота тралящего оборудования включены силовые цилиндры 14, запитывающиеся от базовой машины и перемещающие поворотный кронштейн с рамой поперечной и рабочими органами вокруг оси 13 относительно рамы тяговой 3. Установка резиновых сегментов бандажа катка рабочего органа обеспечивает передачу необходимого силового воздействия на взрыватель мины, где при движении не нарушается качество дорожного покрытия (в т.ч. асфальтового). При подрыве под катком рабочего органа боеприпаса с малой массой ВВ (например, противопехотной мины) происходит разрушение части бандажа катка с заменой разрушенных сегментов в полевых условиях. При тралении дорожной машиной разминирования обочины дороги устройство перерезания проводных линий управления переводится в рабочее положение и обеспечивает перерезание проводных линий управления подрывом фугасов. При переводе в нерабочее (походное) положение режущий элемент доворачивается, принимая положение, исключающее его утыкание и поломку при преодолении препятствий (ямы, кюветы и т.д.). Для совершения маршей в составе колонн (исключена встреча боеприпаса) дорожная машина разминирования оснащена механизмом перевода (фиг.5), где при втягивании штоков силовых гидроцилиндров 24 (запитка и управление из базовой машины) они взаимодействуют через кронштейны 23 и опорные рычаги 21 с шарнирными звеньями 22 и рамой тяговой 3 тралящего оборудования. Завершение цикла перевода тралящего оборудования в походное положение - полное втягивание штоков гидроцилиндров 24 с размещением тралящего оборудования над рамой базовой машины (фиг.1). Для увеличения усилий давлений катковых рабочих органов тралящего оборудования на грунт на раме тяговой 3 установлены бункеры для балласта и защитные экраны ходовой части от осколочного и пулевого воздействия, а также от действия продуктов подрывов мин и боеприпасов под тралом. Для перевозки сменного комплекта рабочих органов тралящего оборудования под рамой базовой машины оборудована грузовая платформа.
Класс F41H11/16 самоходные минные разградители