трехслойная корпусная конструкция

Классы МПК:B32B3/12 отличающиеся слоем равномерно расположенных ячеек, выполненных как одно целое или каждая по отдельности, или путем соединения отдельных полос, например подобно структуре пчелиных сот 
B32B5/14 отличающиеся слоем с существенным различием по составу или физической структуре в различных частях, например с повышенной плотностью в зоне лицевой поверхности 
B32B5/18 отличающиеся особенностями слоя, выполненного из пористых материалов или материалов пенистой или губчатой структуры 
B32B7/02 изделия изготовленные из слоев с различными физическими свойствами, например из слоев различной твердости 
B32B7/04 изделия, отличающиеся способом соединения слоев 
B32B15/04 со слоями, один из которых выполнен из металлов, являющихся основной или единственной составной частью его, а другой, расположенный рядом с ним, выполнен целиком из специфицированного материала 
B32B15/08 из синтетических смол 
B32B17/06 со слоями, один из которых выполнен из стекла, являющегося основной или единственной составной частью его, а другой, расположенный рядом с ним, выполнен целиком из специфицированного материала 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт конструкционных материалов "Прометей"
Приоритеты:
подача заявки:
2002-04-30
публикация патента:

Изобретение относится к конструкции корпусов судов, платформ и прочих плавучих средств из металлических и неметаллических материалов и может быть использована в судостроении, в других областях транспортного машиностроения и в промышленном строительстве. Конструкция состоит из двух несущих слоев и гофрового элемента, один из несущих слоев выполнен из стеклопластика, другой - из металла, а между несущим слоем из стеклопластика и металлическим гофровым элементом расположен дополнительный гофровый элемент из стеклопластика и полости гофрового элемента заполнены пористым материалом с плотностью 0,05-0,15 г/см3. Соединение несущего слоя из металла и гофрового элемента из металла осуществлено сваркой, а несущего слоя из стеклопластика с дополнительным гофровым элементом из стеклопластика и дополнительного гофрового элемента из стеклопластика с основным гофровым элементом из металла - клеевым соединением. При использовании предлагаемой трехслойной корпусной конструкции, изготовленной из металла, снижается масса конструкции на 40-57%, повышаются в 60 раз демпфирующие характеристики, снижается уровень шума на 12-14 дБ и теплопроводность в 2,2 раза, обеспечивается высокая коррозионная стойкость. 1 ил., 2 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Трехслойная корпусная конструкция, состоящая из двух несущих слоев, один из которых выполнен из металла и гофрового элемента, выполненного из металла, отличающаяся тем, что второй несущий слой выполнен из стеклопластика, между металлическим гофровым элементом и слоем из стеклопластика расположен дополнительный гофровый элемент из стеклопластика, слой стеклопластика дополнительного гофрового элемента периодически через впадину основного металлического гофрового элемента жестко связан с основным металлическим гофровым элементом и с несущим слоем из стеклопластика, а полости гофрового элемента заполнены пористым материалом с плотностью 0,05-0,15 г/см3, причем соединение несущего слоя из металла и гофрового элемента из металла осуществлено сваркой, а несущего слоя из стеклопластика с дополнительным гофровым элементом из стеклопластика и дополнительного гофрового элемента из стеклопластика с основным гофровым элементом из металла - клеевым соединением.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к конструкции корпусов судов, платформ и прочих плавучих средств из металлических и неметаллических материалов и может быть использовано в судостроении, в других областях транспортного машиностроения и в промышленном строительстве.

Изобретение направлено на повышение прочности, коррозионной стойкости и снижение массы корпусных конструкций, повышение тепло- и шумозащитных и вибродемпфирующих характеристик. Известны конструкция двойного борта судна с диафрагмами для повышения живучести танкеров (патент 2108262 РФ) и конструкция обечайки, состоящей из двух корпусов с размещенным между ними гибким элементом (патент 2133449 РФ). Недостатком этих конструкций является большая масса и низкая коррозионная стойкость. Известна принятая в качестве прототипа трехслойная конструкция, состоящая из двух внешних(несущих) слоев и расположенного между ними гофрового заполнителя (элемента), изготовленных из металла (Прохоров Б.Ф. Кобелев В.Н. "Трехслойные конструкции в судостроении. " Судостроение. 1972, стр.10-11, 26-27). Несущие слои и гофровый заполнитель трехслойной конструкции могут изготавливаться из стали, алюминиевых сплавов и других конструкционных металлов.

Недостатком трехслойных металлических конструкций является недостаточно высокая весовая отдача, низкая коррозионная стойкость, низкие демпфирующие, звуко- и теплозащитные характеристики. Например, скорость коррозии стали РСД32 (Ст. 3) в морской воде, которая широко используется при изготовлении судовых корпусных конструкций, составляет 0,1-0,3 мм/год и с учетом этого толщина обшивочных листов трехслойная корпусная конструкция, патент № 2211147 корпусных конструкций в соответствии с требованиями Регистра РФ (по уравнению трехслойная корпусная конструкция, патент № 2211147=И(Т-12), где И - скорость коррозии, Т - продолжительность эксплуатации судна (30 лет), увеличивается на 1,8-5,4 мм, что приводит к увеличению массы тонкостенных конструкций на 10-30% ("Правила классификации и постройки морских судов". Часть 2. Корпус, стр.52). Эти недостатки могут быть устранены применением для несущего слоя трехслойной конструкции материалов с меньшей плотностью и более высокими шумо- и теплозащитными свойствами и коррозионной стойкостью, например, стеклопластика. При использовании стеклопластика обычно используется клеевое соединение, однако в трехслойной конструкции с металлическим гофровым элементом вследствие малой площади контакта несущего слоя с вершинами гофрового элемента клеевое соединение не может обеспечить требуемую прочность и эксплуатационную надежность трехслойной конструкции. Техническим результатом настоящего изобретения является повышение весовой отдачи, коррозионной стойкости, тепло- и звукопоглощающих свойств трехслойной корпусной конструкции. Поставленный технический результат достигается тем, что в трехслойной корпусной конструкции, состоящей из двух несущих слоев, один из которых выполнен из металла, и гофрового элемента, выполненного из металла, второй несущий слой выполнен из стеклопластика и между металлическим гофровым элементом и слоем из стеклопластика расположен дополнительный гофровый элемент из стеклопластика, слой стеклопластика дополнительного гофрового элемента периодически через впадину основного металлического гофрового элемента жестко связан с основным металлическим гофровым элементом и с несущим слоем из стеклопластика, а полости гофрового элемента заполнены пористым материалом с плотностью 0,05-0,15 г/см3, причем соединение несущего слоя из металла и гофрового элемента из металла осуществлено сваркой, а несущего слоя из стеклопластика с дополнительным гофровым элементом из стеклопластика и дополнительного гофрового элемента из стеклопластика с основным гофровым элементом из металла - клеевым соединением.

В качестве клеевого соединения могут использоваться полиэфирные, эпоксидные и другие клеи.

Введение дополнительного гофрового элемента из стеклопластика увеличивает площадь клеевого соединения и обеспечивает передачу сдвиговых усилий с металлического элемента на несущие слои, прочность и надежность клеевого соединения повышает жесткость конструкции.

Изготовление из стеклопластика, обладающего высокой коррозионной стойкостью, несущего слоя трехслойной корпусной конструкции, контактирующего с морской средой, обеспечивает высокую коррозионную стойкость конструкции, исключает дополнительные затраты на лакокрасочные защитные покрытия.

Использование в составе конструкции стеклопластика, имеющего меньшую плотность по сравнению с металлом, позволяет снизить массу конструкции при сохранении прочности и эксплуатационной надежности, повышает ее звуко- и теплозащитные характеристики.

В качестве стеклопластика могут использоваться слоистые пластики, состоящие из связующего - композиции на основе ненасыщенных полиэфирных, эпоксидных и других типов смол и наполнителя - стекловолокнистого наполнителя. Стекловолокнистым наполнителем могут быть элементарные стекловолокна, нити, жгуты, ткани различных структур, холсты.

Применение пористого заполнителя повышает устойчивость наклонных стенок гофрового элемента и несущих слоев и жесткость трехслойной конструкции в целом, что позволяет снизить массу конструкции за счет уменьшения толщины несущих слоев и стенок гофрового элемента.

Применение пористого заполнителя повышает теплоизоляцию, шумозащитные и демпфирующие свойства трехслойной конструкции, повышает ее плавучесть, препятствует распространению морской воды внутри конструкции при повреждении наружного слоя. Введение пористого заполнителя с плотностью менее 0,05 г/см3 не обеспечивает прочность конструкции при действии сжимающих усилий, а при плотности заполнителя более 0,1 г/см3 снижается эффективность его применения в связи с увеличением массы конструкции и снижением демпфирующих свойств, шумо- и теплозащиты.

В качестве пористого заполнителя могут использоваться пенопласта (пенополиуретаны, фенолформальдегидные и т.д.).

На чертеже представлена предлагаемая трехслойная корпусная конструкция, которая состоит из основного металлического гофрового элемента (2), дополнительного гофрового элемента из стеклопластика (3) двух несущих слоев, один из которых изготовлен из стеклопластика(4), а другой из металла (1), и пористого заполнителя (5). Соединение дополнительного гофрового элемента из стеклопластика (2) с основным металлическим (1) и с несущим слоем из стеклопластика (3) - клеевое, а металлического несущего слоя (4) с основным металлическим гофровым элементом (1) - сварное (контактная сварка).

Конструкция работает следующим образом. Трехслойная конструкция в составе корпуса судна располагается таким образом, чтобы несущий слой из стеклопластика был наружным, контактирующим с морской коррозионной средой, а металлический несущий слой был внутренним, это исключает затраты на применение защитных коррозионностойких лакокрасочных покрытий, с одной стороны, а с другой, сохраняет возможность крепления деталей насыщения с внутренней стороны корпуса с использованием сварки или механического соединения. Применение дополнительного гофра из стеклопластика и пористого заполнителя повышает прочность и жесткость конструкции при действии сжимающих и изгибающих нагрузок, а также обеспечивает теплоизоляцию, повышает демпфирующие и шумозащитные характеристики.

Для оценки эффективности предлагаемой трехслойной конструкции была произведена оптимизация корпуса судна и на основе критерия минимума массы конструкции и исходя из одинакового местного давления выбраны предлагаемая трехслойная корпусная конструкция и конструкция-прототип, которые подкреплены продольными балками с шагом L (табл.1). Были изготовлены опытные образцы предлагаемой трехслойной конструкции и прототипа. В предлагаемой трехслойной конструкции металлический несущий слой и металлический гофровый элемент выполнены из стали PCD32 (Ст. 3), а второй несущий слой и дополнительный гофровый элемент - из стеклопластика, состоящего из полиэфирного связующего марки ПН 609-21М и слоев стеклоткани Т-10-80, полости конструкции заполнены пенополиуретаном. Общая высота гофрового элемента в трехслойной корпусной конструкции - 65 мм, толщина несущего слоя из стеклопластика - 1,5 мм, из стали - 0,5 мм, толщина стенки гофрового элемента из стали - 0,8 мм, дополнительного гофра из стеклопластика - 3,1 мм, плотность пористого заполнителя (пенополиуретана) - 0,1 г/см3. Соединение несущего стального слоя и стального гофра - контактная роликовая сварка, а несущего слоя из стеклопластика с дополнительным слоем из стеклопластика и с пористым заполнителем - эпоксидно-полисульфидным клеем марки К-153.

В конструкции прототипа несущие слои и гофровый элемент изготовлены из стали PCD32 (Ст.3), высота гофрового элемента 30 мм, толщина стенки гофрового элемента 1,35 мм, толщина одного несущего слоя - 2,0 мм, второго - 2,0 и 5,0 мм.

Результаты исследования демпфирующих (коэффициент механических потерь изгибных колебаний) и теплофизических характеристик (теплопроводность), а также снижение уровня шума и объемная масса предлагаемой трехслойной конструкции в сопоставлении с прототипом приведены в табл.2.

Определение коэффициента потерь механических колебаний (показатель демпфирования) проводилось способом измерения частотной характеристики. Характеристики шумопоглощения конструкций определялись расчетным путем с использованием известных зависимостей по результатам полученных характеристик демпфирования (коэффициента механических потерь). Как видно из приведенных в табл.2 данных, в предлагаемой трехслойной констукции по сравнению с прототипом на 40-57% снижается масса, возрастают в 60 раз демпфирующие характеристики, что приводит к снижению уровня шума на 12-14 дБ, теплопроводность понизилась в 2,2 раза.

Технико-экономический эффект от использования изобретения по сравнению с прототипом заключается в снижении массы, повышении коррозионной стойкости, снижении уровня шума, повышении демпфирующих и теплозащитных характеристик, улучшении тактико-технических данных судов, построенных с использованием предлагаемой конструкции. Изготовление одного из несущих слоев из стеклопластика уменьшает объем сварочных работ при изготовлении трехслойной конструкции и в результате снижается уровень остаточных сварочных деформаций.

Класс B32B3/12 отличающиеся слоем равномерно расположенных ячеек, выполненных как одно целое или каждая по отдельности, или путем соединения отдельных полос, например подобно структуре пчелиных сот 

многослойный строительный элемент -  патент 2522457 (10.07.2014)
легкая строительная плита -  патент 2520562 (27.06.2014)
панель из слоистых композиционных материалов -  патент 2518519 (10.06.2014)
конструкция с сотовым заполнителем для использования в несущей панели гондолы турбореактивного двигателя -  патент 2517938 (10.06.2014)
металлический сотовый элемент с определенными местами соединения -  патент 2515941 (20.05.2014)
способ изготовления структуры с ячеистыми сердцевинами для гондолы турбореактивного двигателя -  патент 2515750 (20.05.2014)
многослойная панель -  патент 2491172 (27.08.2013)
способ получения многослойной радиопрозрачной панели со средним слоем калиброванного пенопласта -  патент 2486060 (27.06.2013)
адаптер в виде подкрепленной оболочки вращения конической формы из полимерных композиционных материалов -  патент 2483927 (10.06.2013)
способ изготовления криволинейной спицы сетчатой структуры из композиционных материалов и криволинейная спица сетчатой структуры из композиционных материалов -  патент 2481237 (10.05.2013)

Класс B32B5/14 отличающиеся слоем с существенным различием по составу или физической структуре в различных частях, например с повышенной плотностью в зоне лицевой поверхности 

Класс B32B5/18 отличающиеся особенностями слоя, выполненного из пористых материалов или материалов пенистой или губчатой структуры 

устройство для звукоизоляции салона транспортного средства, в частности автомобиля -  патент 2527880 (10.09.2014)
легкие износостойкие укрытия и слоистые материалы для их изготовления -  патент 2514062 (27.04.2014)
панель среднего слоя и способ ее получения -  патент 2507352 (20.02.2014)
конструкционный материал на основе синтактного пенопласта, способ его получения и способ получения композиционного материала на основе указанного конструкционного материала -  патент 2489264 (10.08.2013)
дублированный материал для изготовления строительных блоков с облицовкой из плиток -  патент 2457303 (27.07.2012)
способ изготовления среднего слоя трехслойной панели -  патент 2445228 (20.03.2012)
композитная панель -  патент 2433912 (20.11.2011)
многослойная ламинированная пленка -  патент 2422280 (27.06.2011)
панельный слоистый материал, оболочка для его изготовления и способ изготовления оболочки -  патент 2402425 (27.10.2010)
армированные волокнами термопластичные листы с поверхностным покрытием -  патент 2397871 (27.08.2010)

Класс B32B7/02 изделия изготовленные из слоев с различными физическими свойствами, например из слоев различной твердости 

продукт для хранения лиофилизированных молочно-кислых бактерий, смешанных с порошком для раствора для пероральной регидратации -  патент 2527515 (10.09.2014)
металлический лист c предварительно нанесённым покрытием с превосходной проводимостью и коррозионной стойкостью -  патент 2524937 (10.08.2014)
способ повышения склерометрической твердости материала -  патент 2518827 (10.06.2014)
слоистый материал для многослойного стекла -  патент 2502097 (20.12.2013)
люминесцентный композитный материал и светоизлучающее устройство на его основе -  патент 2500715 (10.12.2013)
способ изготовления из кремнесодержащих смесей многослойной строительной панели (варианты) -  патент 2500538 (10.12.2013)
окрашенный тонколистовый материал с множеством дискретных протяженных элементов -  патент 2492053 (10.09.2013)
упаковочный многослойный материал, способ получения упаковочного многослойного материала и изготовленный из него упаковочный контейнер -  патент 2487065 (10.07.2013)
оптически-термически надписываемое нанопокрытие -  патент 2471634 (10.01.2013)
бронестекло -  патент 2465536 (27.10.2012)

Класс B32B7/04 изделия, отличающиеся способом соединения слоев 

способ изготовления тонкопленочного органического покрытия -  патент 2529216 (27.09.2014)
покрывающие композиции и покрытые подложки для изделий, контактирующих с поверхностями тела человека -  патент 2528258 (10.09.2014)
способ получения композиционного материала -  патент 2522505 (20.07.2014)
электронный и/или оптический блок устройства и способ его формирования -  патент 2517506 (27.05.2014)
способ получения композиционного материала титан-сталь -  патент 2463141 (10.10.2012)
способ получения композиционного материала титан-алюминий -  патент 2463140 (10.10.2012)
способ получения композиционного материала титан-сталь -  патент 2463139 (10.10.2012)
способ производства биметаллического проката драгоценных металлов -  патент 2460616 (10.09.2012)
способ получения крупногабаритных листов композиционного материала сваркой взрывом -  патент 2453409 (20.06.2012)
способ изготовления плакированного металлического листа -  патент 2421312 (20.06.2011)

Класс B32B15/04 со слоями, один из которых выполнен из металлов, являющихся основной или единственной составной частью его, а другой, расположенный рядом с ним, выполнен целиком из специфицированного материала 

запирающая прокладка для многопуансонного устройства высокого давления и высоких температур -  патент 2493012 (20.09.2013)
способ получения фторопластового антиадгезионного покрытия на металлических поверхностях -  патент 2490371 (20.08.2013)
коррозионно-защитная система для металлов и антикоррозионный пигмент для нее -  патент 2478675 (10.04.2013)
многослойное защитное покрытие для подложки, расположенной в или на транспортном средстве, подложка с указанным покрытием и способ формирования указанного покрытия на подложке -  патент 2471888 (10.01.2013)
способ нанесения теплозащитного покрытия -  патент 2467878 (27.11.2012)
способ обработки поверхностей металлизированных полимерных изделий -  патент 2459014 (20.08.2012)
металлокерамический композит и способ его получения -  патент 2450082 (10.05.2012)
способ изготовления комбинированных конструктивных элементов -  патент 2441098 (27.01.2012)
способ лазерной нагартовки и устройство, использующее абляционные слои для предотвращения выкрашивания при лазерной нагартовке -  патент 2433896 (20.11.2011)
огнестойкие поликарбонатные формованные изделия с покрытием -  патент 2422284 (27.06.2011)

Класс B32B15/08 из синтетических смол 

металлический лист c предварительно нанесённым покрытием с превосходной проводимостью и коррозионной стойкостью -  патент 2524937 (10.08.2014)
композитная пленка из линейно-процарапанной, тонкой металлической пленки и пластиковой пленки, а также установка для ее производства -  патент 2519942 (20.06.2014)
фторполимерный содержащий порошковый наполнитель защитный лист -  патент 2508202 (27.02.2014)
гибкая ламинатная туба с запечатанными внахлестку кромками, ламинаты и способ формовки тубы из ламинатов -  патент 2501656 (20.12.2013)
композиции и полученные из них изделия -  патент 2487156 (10.07.2013)
способ получения многофункционального покрытия на органическом стекле -  патент 2485063 (20.06.2013)
многослойный материал -  патент 2480339 (27.04.2013)
многослойный ползун и направляющая зубчатой рейки реечного рулевого механизма автомобиля, в котором он применяется -  патент 2476343 (27.02.2013)
способ обработки металлов резанием и обрабатываемая заготовка -  патент 2470768 (27.12.2012)
подкровельное покрытие -  патент 2469862 (20.12.2012)

Класс B32B17/06 со слоями, один из которых выполнен из стекла, являющегося основной или единственной составной частью его, а другой, расположенный рядом с ним, выполнен целиком из специфицированного материала 

прослойка для ламинированного стекла -  патент 2510723 (10.04.2014)
способ изготовления цилиндрической оболочки прочного корпуса подводного аппарата из стеклометаллокомпозита -  патент 2497709 (10.11.2013)
способ изготовления цилиндрической оболочки прочного корпуса подводного аппарата из стеклометаллокомпозита -  патент 2491202 (27.08.2013)
покрытое изделие с низкоэмиссионным покрытием, имеющим поглощающий слой, предназначенный для создания желательного голубоватого цвета при рассматривании под внеосевыми углами наблюдения -  патент 2477259 (10.03.2013)
бронестекло -  патент 2465536 (27.10.2012)
огнеупорное остекление -  патент 2463268 (10.10.2012)
огнестойкое остекление -  патент 2439011 (10.01.2012)
водонепроницаемый прочный корпус подводного аппарата из стеклометаллокомпозита -  патент 2425776 (10.08.2011)
узлы покрытия экранного окна и электронные устройства и способы их использования -  патент 2419239 (20.05.2011)
огнестойкое остекление -  патент 2418754 (20.05.2011)
Наверх