заряд твердого ракетного топлива
Классы МПК: | F02K9/28 имеющие два и более топливных заряда с истечением газов, образующихся в результате горения, через общее сопло |
Автор(ы): | Арефьев В.С., Загитов А.М., Межерицкий С.Э., Самитов И.М. |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно- исследовательский институт полимерных материалов", Государственное Казанское "Научно-производственное предприятие им. Ленина" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-02-19 публикация патента:
27.08.2003 |
Заряд твердого ракетного топлива выполнен в виде пучка трубок или элементов другого профиля, скрепленных негорючим полимерным материалом с дном камеры двигателя. На поверхности дна корпуса выполнен один или несколько пазов с переменным, уменьшающимся в сторону заряда сечением, суммарная площадь которых относительно площади дна составляет 0,4-0,7. Изобретение позволит обеспечить повышение надежности работы зарядов, упростить их конструкцию, снизить трудоемкость изготовления заряда и сборки его с двигателем. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Заряд твердого ракетного топлива, выполненный в виде пучка трубок или элементов другого профиля, скрепленных негорючим полимерным материалом с дном камеры двигателя, отличающийся тем, что в нем, на поверхности дна корпуса, выполнены один или несколько пазов с переменным, уменьшающимся в сторону заряда сечением, суммарная площадь которых относительно площади дна составляет 0,4-0,7.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройствам ракетной техники, в частности к зарядам твердого топлива вкладного типа, скрепляемым с дном камеры двигателя. Необходимость такого скрепления может быть вызвана высокими перегрузками, воздействующими на заряд, либо отсутствием или недопустимостью присопловой диафрагмы. В импульсных РДТТ короткого времени работы характерно использование в последнем случае "щеточной" конструкции заряда, выполненной в виде пучка тонкосводных топливных трубок (или элементов другого профиля), скрепленных одним концом с передним дном камеры. Известен заряд, в котором каждая из трубок крепится к несущей пластине в головной части двигателя с помощью металлического стержня, скрепленного с каналом трубки по покрытию из этил(ацетил)целлюлозы, и удерживается в отверстии пластины шляпкой стержня, диаметр которой несколько больше диаметра отверстия пластины, (патент США 3278356, кл. 156-294, 1996). Недостатком такого крепления является ограничение по плотности заполнения сечения камеры топливными трубками, поскольку наличие перемычки между отверстиями несущей пластины исключает возможность плотной упаковки трубок. Необходимость контроля качества приклея покрытия стержня к топливу в целях исключения возможного выброса трубок в процессе работы двигателя повышает трудоемкость данного заряда в производстве. Известны заряды в виде пучка трубок, заделанных в шайбу из эластичного полимерного материала, например, полиуретана, усиленного пластиной, приклеенной снаружи шайбы (патент Франции 2181178, F 42 С, 1974). Недостатком таких зарядов являются необходимость герметизации места стыка заряда с камерой для исключения возможного выброса заряда осевым перепадом давления, а также применение закладных элементов (пластин). Это усложняет конструкцию, ухудшает массовые характеристики заряда из-за наличия дополнительной пассивной массы закладных элементов и повышает трудоемкость изготовления зарядов и сборки двигателя. Известны заряды в виде пучка трубок, заделанных в шайбу передним концом путем заливки эластичного полимерного крепящего состава непосредственно на дно камеры двигателя и последующего отверждения состава либо приклеиванием этой шайбы к дну (патент Франции 2439174, С 06 В, F 42 B, 1980). При этом также могут применяться закладные элементы (патент США 3737348, С 06 В, 1973). В указанных зарядах скрепление с дном осуществляется за счет адгезионной прочности сцепления материалов шайбы и дна. Заряд по патенту Франции 2439174 взят за прототип заявляемого изобретения. Недостатком прототипа является необходимость использования крепящих материалов или клеев с высокой адгезионной прочностью. Если разработчик таким материалом не располагает, это может привести к потере работоспособности заряда, в особенности в системах с высокими полетными перегрузками (противотанковых системах ближнего боя, выстрелах безоткатных орудий и др.). Задача, на решение которой направленно заявляемое изобретение, состоит в разработке конструкции вкладного заряда "щеточного" типа с повышенной надежностью работы. Технический результат, получаемый при реализации изобретения, состоит в повышении прочности крепления заряда к дну двигателя, снижении трудоемкости в изготовлении и сборке с двигателем, исключении применения герметиков и закладных элементов, улучшении массовых характеристик заряда. Для достижения технического результата предлагается заряд твердого ракетного топлива выполнить в виде пучка трубок или элементов другого профиля, скрепленных негорючим полимерным материалом с дном камеры двигателя, на поверхности дна которой выполнены один или несколько пазов с переменным, уменьшающимся в сторону заряда сечением. Суммарная площадь пазов относительно площади дна равна 0,4-0,7. Конструкция заряда приведена на фиг.1. Заряд содержит пучок топливных трубок 1 (либо элементов другого профиля), заделанных концом в шайбу 2 из негорючего полимерного материала (полиуретана, силикона), выполняющего одновременно функции крепящего и бронирующего состава. Шайба 2 формируется путем заливки полимерного состава непосредственно на дно 3 камеры двигателя. Для повышения прочности скрепления на дне 3 выполнены один или несколько пазов с переменным по глубине сечением, уменьшающимся к поверхности дна. При заливке на поверхность дна крепящий состав заполняет полости пазов и после погружения в него концов топливных трубок полимеризуется. Благодаря переменному, сужающемуся к поверхности дна профилю паза образуется замок, герметизирующий и упрочняющий место стыка заряда с дном камеры. Соотношение площади пазов относительно площади дна выбрано из соображений, проиллюстрированных на фиг.2, где схематически показан заряд в составе двигателя при следующих обозначениях:Р - давление в присопловом объеме камеры;
Pг - давление в головной части камеры;
F - площадь поперечного сечения камеры;
Fd - площадь дна;
Fт - площадь поперечного сечения камеры, занимаемая топливными трубками;
Fп - площадь паза в плане. Обозначив Pг/P=k, Fп/F=m, Fт/F=n и принимая F=Fd, n=0,40,6, k=1,01,3, определяем m из условия равенства сил, воздействующих на головной и присопловой торец заряда, полагая, что часть присоплового торца заряда, находящаяся против паза, выполненного в дне камеры, не испытывает воздействия давления, поскольку надежно загерметизирована в этом месте за счет образующегося замка. (1,01,3)(1-m)FP=(0,40,6)FP,
откуда
m=Fп/F=1-(0,40,6)/(1,01,3)=0,40,7. Таким образом, оптимальное соотношение площади паза относительно площади дна камеры составляет от 0,4 до 0,7.
Класс F02K9/28 имеющие два и более топливных заряда с истечением газов, образующихся в результате горения, через общее сопло