теплоэнергетический поезд
Классы МПК: | F22B13/06 паровые котлы локомобилей, дорожных катков и паровозов |
Автор(ы): | Григорьев Н.И., Григорьева Т.А. |
Патентообладатель(и): | Григорьев Николай Иванович, Григорьева Татьяна Анатольевна |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-05-21 публикация патента:
27.08.2003 |
Изобретение предназначено для теплоэнергетики и может быть использовано для снабжения теплом и электроэнергией объектов, временно находящихся в аварийной ситуации. Теплоэнергетический поезд состоит из соединенных между собой тепловоза, паровоза и цистерн, заполненных водой и покрытых с наружной стороны изоляционным материалом. На тепловозе установлена дизель-генераторная установка для выработки электроэнергии потребителям. К цистернам подсоединены трубы подвода охлажденной и отвода горячей воды, подключенные к системе теплоснабжения, при этом через цистерны пропущены трубы для прохода через них пара из котла паровоза. Изобретение обеспечивает повышение экономичности теплоэнергетического поезда. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Теплоэнергетический поезд, включающий котел, трубы для прохода через них пара из котла, дизель-генераторную установку для выработки электроэнергии потребителям, трубы подвода охлажденной и отвода горячей воды, подключенные к системе теплоснабжения, отличающийся тем, что поезд состоит из соединенных между собой тепловоза, паровоза и цистерн, заполненных водой и покрытых с наружной стороны изоляционным материалом, через которые пропущены трубы для прохода через них пара из котла, при этом упомянутый котел является котлом паровоза, дизель-генераторная установка установлена на тепловозе, а к цистернам подсоединены упомянутые трубы, подключенные к системе теплоснабжения.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано для снабжения теплом и электроэнергией необходимых объектов при аварийной ситуации. Наиболее близким аналогом заявленного изобретения является техническое решение по патенту RU 2162535, F 02 G 5/02, 27.01.2001, которое содержит котел, трубы для прохода через них пара из котла, дизель- генераторную установку для выработки электроэнергии потребителям, подключенные к системе теплоснабжения трубы подвода охлажденной и отвода горячей воды. Недостатком этого технического решения является низкая экономическая эффективность при обеспечении теплом и электроэнергией объектов, временно находящихся в аварийной ситуации. Технический результат данного изобретения - повышение эффективности обеспечения теплом и электроэнергией объектов, временно находящихся в аварийной ситуации. Указанный технический результат достигается тем, что мобильная теплоэнергетическая система (в дальнейшем теплоэнергетический поезд) состоит из тепловоза (один - при необходимости и более), паровоза с тендером (один - при необходимости и более), в котором находится вода и топливо, цистерн с водой (две, при необходимости и более), соединенных между собой трубами для перекачки воды и пара и циркуляционного насоса. Паровоз служит для нагрева воды в перегретый пар с температурой 460oС. Этот пар пропускают по трубам через цистерны, при этом как трубы с наружной стороны, так и цистерны должны быть покрыты изоляционным материалом, чтобы исключить потерю тепла в атмосферу. Затем в трубах пар охлаждается, нагревая воду в цистернах, и уже в виде воды возвращается в тендер. В течение 15 минут вода в цистернах нагревается до температуры 100oС. Эта горячая вода по отводящей трубе попадает к основной системе теплоснабжения для обеспечения теплом потребителей и возвращается от потребителя уже охлажденной в цистерну, где опять будет нагреваться. Затем весь процесс повторяется заново. На тепловозе имеется дизель-генераторная установка, которая вырабатывает электроэнергию. От тепловоза отводятся электрические провода, которые подключаются к имеющейся на месте линии электропередачи, обеспечивая таким образом электроэнергией потребителя на все время аварийного отключения. На чертеже изображен теплоэнергетический поезд - вид сбоку. Теплоэнергетический поезд состоит из: паровоза 5, тендера 4, тепловоза 1, цистерн 12 и 15, труб 11, по которым идет пар из котла в цистерны, труб 13 и 19, по которым поступает вода из цистерны в тендер, циркуляционного насоса 6, трубы 10, соединяющей цистерну с насосом, трубы 7, отводящей горячую воду от насоса, трубы 17, по которой охлажденная вода поступает в цистерну 15, автосцепки 20, соединяющей все части теплоэнергетического поезда. Трубы 9 при транспортировке снимаются (в местах соединения частей поезда) или могут быть заменены гибкими шлангами. Теплоэнергетический поезд работает следующим образом: насыщенный пар из котла паровоза 5, пропускается через пароперегреватели, находящиеся в паровозе, и нагревается до температуры 460oС. Затем этот пар по трубам 11 из патрубка 9 идет в цистерны 12 и 15, где происходит нагрев холодной воды предварительно заполненной цистерны. Нагрев воду, пар охлаждается, превращаясь в воду, и по трубам 13, проходящим снаружи цистерн паровоза, возвращается по входу 19 в тендер. В нижней части цистерны 12 имеется выход горячей воды по трубе 10 и вход в циркуляционный насос 6. Пройдя из циркуляционного насоса до выхода 7 по трубам 8, горячая вода подается потребителю, подключаясь к общей системе теплоснабжения. А отработанная охлажденная вода из общей системы теплоснабжения потребителя по трубам 17 возвращается в цистерну 15 и через вход 16 по трубам 14 переходит в цистерну 12 (где происходит ее нагревание). И весь процесс повторяется заново. Дизель-генераторная установка на тепловозе 1 вырабатывает электрическую энергию и по выходу 2 по электропроводам 3 подключается к общей линии электропередачи потребителя. Основными достоинствами теплоэнергетического поезда являются:- его мобильность;
- использование находящихся в запасе паровозов и тепловозов;
- не нужно изготавливать новые комплектующие части поезда;
- простота и экономичность комплектации;
- малые затраты для обслуживающего персонала (3-4 человека);
- небольшой расход топлива при значительном экономическом эффекте;
- генератор можно устанавливать только на паровозе для выработки электрической энергии (без тепловоза);
- можно использовать паровозы всех марок и тепловозы, где можно устанавливать дизель-генераторную установку;
- для небольших мощностей можно использовать автотранспорт, установив на него дизель-генераторную установку и водогрейные котлы.