система аварийной остановки транспортного средства

Классы МПК:B60T15/56 для наполнения резервуара с помощью дублирующей питающей магистрали 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Военный автомобильный институт
Приоритеты:
подача заявки:
2000-01-10
публикация патента:

Изобретение относится к автотранспортным средствам, в частности к автомобильным тормозным системам с пневмогидравлическим приводом. Система аварийной остановки транспортного средства содержит гидравлический контур пневмогидравлического привода тормозной системы, который состоит из главного тормозного цилиндра, связанного трубопроводами с колесными тормозными цилиндрами, и гидрогазового аккумулятора, гидравлически соединенного через дросселирующее отверстие с запоршневой полостью главного тормозного цилиндра. Выпускной клапан гидрогазового аккумулятора управляется с места водителя посредством электрического включателя. Техническим результатом является повышение безопасности движения при выходе из строя любого из элементов пневматического контура тормозной системы автомобиля. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Система аварийной остановки транспортного средства, содержащая гидравлический контур пневмогидравлического привода тормозной системы транспортного средства, главный тормозной цилиндр, гидравлически связанный с колесными тормозными цилиндрами, отличающаяся тем, что она дополнительно снабжена гидрогазовым аккумулятором, установленным в гидравлическом контуре таким образом, что его выход посредством гидролинии соединен с запоршневой полостью главного тормозного цилиндра через дросселирующее отверстие, выполненное в гидролинии, а его выпускной клапан связан с электрическим включателем управления упомянутого клапана.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к автотранспортным средствам, в частности к тормозным системам автомобилей, имеющих пневмогидравлический привод тормозов. Цель системы - повышение безопасности движения при выходе из строя пневматической части привода.

Известна тормозная система транспортного средства с пневмогидравлическим приводом (Автомобили-тягачи УРАЛ-4320, УРАЛ-4420 и их модификации. Техническое описание. М.: Военное издательство МО СССР, 1982, с.107), содержащая пневматический контур системы, состоящий из компрессора, ресивера, тормозного крана и исполнительного устройства в виде силового цилиндра с пневматическим поршнем, и гидравлический контур, состоящий из главного тормозного цилиндра с гидравлическим поршнем, трубопроводов и колесных тормозных цилиндров, причем пневматический и гидравлический поршни соединены жесткой связью.

В известной системе в случае выхода из строя любого из элементов пневматического контура не предусмотрена возможность аварийной остановки транспортного средства. В этом случае на гидравлический поршень главного тормозного цилиндра нет никакого воздействия, и давление рабочей жидкости в трубопроводах и колесных тормозных цилиндрах остается постоянным. Таким образом, водитель не имеет возможности остановить транспортное средство.

Изобретение направлено на повышение безопасности движения транспортного средства при выходе из пневматического контура его тормозной системы.

Решение поставленной задачи достигается тем, что система дополнительно снабжена гидрогазовым аккумулятором, установленном в гидравлическом контуре тормозной системы таким образом, что его выход посредством гидролинии соединен с запоршневой полостью главного тормозного цилиндра через дросселирующее отверстие, выполненное в гидролинии, а его выпускной клапан связан с электрическим включателем управления упомянутого клапана.

Отличительным признаком от прототипа является наличие гидрогазового аккумулятора и его связи с другими элементами системы. Конструкция гидрогазового аккумулятора известна, однако при его введении в указанной связи с остальными элементами система проявляет новые свойства. В том случае, когда тормозная система исправна, а в частности исправен ее пневматический контур, в ресивере транспортного средства поддерживается нормативное давление воздуха. При нажатии водителем на тормозную педаль, срабатывает тормозной кран, открывая доступ сжатому воздуху из ресивера к надпоршневой полости пневматического поршня. Пневматический поршень под воздействием сжатого воздуха перемещается и за счет жесткой связи перемещает гидравлический поршень главного тормозного цилиндра. Гидравлический поршень, перемещаясь, вытесняет рабочую жидкость по трубопроводам к колесным тормозным цилиндрам. Рабочая жидкость воздействует на поршни колесных тормозных цилиндров, связанные с тормозными колодками, и происходит замедление и остановка транспортного средства с заданной водителем интенсивностью.

В случае неисправности любого из элементов пневматического контура тормозной системы нажатие на тормозную педаль не вызывает никакого воздействия на пневматический поршень силового цилиндра. Вследствие этого гидравлический поршень главного тормозного цилиндра неподвижен, давление рабочей жидкости в трубопроводах и колесных тормозных цилиндрах остается постоянным. Колеса транспортного средства остаются расторможенными, водитель не имеет возможности остановить транспортное средство.

С целью остановки транспортного средства водитель замыкает контакты электрического включателя, воздействуя тем самым на выпускной клапан гидрогазового аккумулятора. Выпускной клапан открывается, рабочая жидкость, находящаяся в гидравлическом объеме гидрогазового аккумулятора, под давлением сжатого газа поступает по гидролинии через дросселирующее отверстие в запоршневую полость главного тормозного цилиндра и далее к колесным тормозным цилиндрам. Рабочая жидкость воздействует на поршни колесных тормозных цилиндров, связанные с тормозными колодками и происходит замедление и остановка транспортного средства.

Наличие дросселирующего отверстия обусловлено необходимостью плавного нарастания давления рабочей жидкости в колесных тормозных цилиндрах с целью исключения блокировки колес транспортного средства.

Функциональная схема системы аварийной остановки транспортного средства представлена на чертеже.

Система аварийной остановки транспортного средства, содержащая гидравлический контур пневмогидравлического привода тормозной системы транспортного средства, состоит из гидрогазового аккумулятора 1, гидравлически связанного с запоршневой полостью 2 главного тормозного цилиндра 3 через дросселирующее отверстие 4. Запоршневая полость 2 главного тормозного цилиндра 3 гидравлически связана посредством трубопроводов 5 с колесными тормозными цилиндрами 6 транспортного средства. Выпускной клапан 7 гидрогазового аккумулятора 1 управляется электрическим включателем 8, установленным в кабине водителя.

Система аварийной остановки транспортного средства работает следующим образом.

В случае неисправности любого из элементов пневматического контура тормозной системы водитель замыкает контакты электрического включателя 8 выпускного клапана 7 гидрогазового аккумулятора 1. Выпускной клапан 7 открывается, и рабочая жидкость из гидравлической полости гидрогазового аккумулятора 1 за счет давления сжатого газа по гидролинии через дросселирующее отверстие 4 поступает в запоршневую полость 2 главного тормозного цилиндра 3 и далее в трубопроводы 5 тормозной системы. Давление рабочей жидкости в трубопроводах 5 повышается, и рабочая жидкость воздействует на поршни колесных тормозных цилиндров 6, которые, в свою очередь, воздействуют на тормозные колодки транспортного средства, вследствие чего происходит аварийная остановка транспортного средства.

Наверх