способ термической обработки шлицевых валов
Классы МПК: | C21D9/32 зубчатых колес, червячных колес и тп C21D9/28 гладких валов |
Автор(ы): | Таболенко П.П. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество открытого типа "Казанское моторостроительное производственное объединение" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-07-24 публикация патента:
10.09.2003 |
Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при термической обработке стальных изделий. Техническим результатом изобретения является ликвидация брака путем устранения искажения геометрических параметров зубьев шлицевого вала. Шлицевой вал, изготовленный из стали 38Х2МЮА, подвергают последовательно операциям: стабилизирующий отпуск при 610-630oС, нормализация поверхности зубьев вала, закалка зубьев вала с нагрева токами высокой частоты и отпуск при 170-190oС. 3 ил., 1 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
Способ термической обработки шлицевых валов, включающий отпуск вала, поверхностную закалку зубьев вала с нагрева токами высокой частоты, отличающийся тем, что стабилизирующий отпуск ведут при 610-630oС, затем перед закалкой проводят поверхностную нормализацию зубьев шлицевого вала, а после закалки проводят отпуск при 170-190oС.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при термической обработке стальных изделий. В термическом производстве известен непрерывно-последовательный способ поверхностной закалки шлицевых валов в одновитковом кольцевом индукторе [1,2] , заключающийся в том, что обрабатываемая деталь совершает вращательно-поступательное движение внутри одновиткового кольцевого индуктора. При этом последовательно участки поверхности шлицевого вала (детали) нагревают выше точки аустенитного превращения Ас3 и охлаждают водой из спрейера, расположенного в самом индукторе, образуя закаленную зону высокой твердости и определенной глубины. Далее щлицевой вал подвергают низкому отпуску для снятия напряжений. Недостатком является искажение геометрических параметров зубьев шлицевого вала, что приводит к браку. Прототипом является способ термической обработки шлицевых валов, включающий стабилизирующий отпуск вала, поверхностную закалку зубьев вала с нагрева токами высокой частоты [3]. Недостатком является: инструментальные замеры параметров зацепления зубьев шлиц показали, что после термообработки имеют место отклонения линии зуба шлиц, выражающиеся в "сужении" зуба, начиная от начала к концу движения вала при закалке (фиг.1). Эти деформации превышают поле допуска параметров зацепления и недопустимы в точных машинах, приводят к браку. Задачей предлагаемого изобретения является ликвидация брака путем устранения искажения геометрических параметров зубьев шлицевого вала. Поставленная задача осуществляется тем, что известный способ включает такие технологические операции, как стабилизирующий отпуск вала, поверхностную закалку зубьев вала с нагрева токами высокой частоты, согласно изобретения стабилизирующий отпуск ведут при 610-630oС, затем перед закалкой проводят поверхностную нормализацию зубьев шлицевого вала, а после закалки проводят отпуск при 170-190oС. Таким образом заявляемое техническое решение соответствует критерию "новизна". Изобретение поясняется чертежом. На фиг.1 представлена карта обмеров геометрических параметров шлиц вала после термообработки известным способом. Замеры проведены по боковой линий зуба шлицевого вала в виде 8-ми замеров по 4 на диаметрально противоположных шлицах. Замеры состоят из следующих величин: fНВ - отклонение угла линии зуба (допуск


1. Стабилизирующий отпуск при 610


температура нагрева - 950

частота - 66 кГц
ток анода - 8А
ток сетки - 1,7А
скорость перемещения шлицевого вала - 4 мм/с
(движение шлицевого вала в индукторе начиная от свободного конца вала к ступице)
скорость вращения шлицевого вала - 80

- индукционный нагрев поверхности изделия выше точки аустенитного превращения Ас3:
частота тока - 66 кГц
ток сетки - 1,7А
скорость перемещения шлицевого вала - 4 мм/с
(движение шлицевого вала в индукторе начиная от ступицы к свободному концу вала)
скорость вращения шлицевого вала - - 80

При закалке происходит полная компенсация деформаций вызванных нормализацией (фиг.3). 4. Отпуск в течение 2

1. Г. Ф. Головин, М.М.Замятнин. Высокочастотная термическая обработка. Вопросы металловедения и технологии. - М.: Машиностроение, 1990, c.170-174. 2. Ю. М. Лахтин, А.Г.Рахштадт. Термическая обработка в машиностроении. Справочник. - М.: Машиностроение. 1980, с.507. 3. SU 394440, МКИ 7 С 21 D 1/78, 1/06, 27.11.1973.
Класс C21D9/32 зубчатых колес, червячных колес и тп