способ голосования с использованием электронных бюллетеней
Классы МПК: | G07C13/00 Устройства для голосования |
Автор(ы): | Вешняков А.А., Омельченко В.В., Петренко Л.Ю. |
Патентообладатель(и): | Вешняков Александр Альбертович, Омельченко Виктор Валентинович, Петренко Лариса Юрьевна |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-12-27 публикация патента:
10.09.2003 |
Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано при проведении различных выборов и референдумов. Технический результат заключается в повышении надежности и достоверности проведения избирательного процесса. Способ заключается в том, что перед голосованием члены комиссии выдают субъекту волеизъявления электронное средство для идентификации, содержащее уникальный идентификационный номер, в кабине для тайного голосования субъект волеизъявления вводит указанное средство в компьютер, голосование проводят путем внесения субъектом волеизъявления в заданную форму визуального изображения электронного бюллетеня на сенсорном экране компьютера знака выбора в поле, относящееся к объекту волеизъявления, в пользу которого сделан выбор, при этом в компьютере формируют запись о сделанном выборе и стирают код со средства для идентификации, которое сдают комиссии, сформированную форму изображения электронного бюллетеня субъект волеизъявления выводит с помощью средства создания материального носителя на бумагу и опускает в опечатанный ящик для голосования.
Формула изобретения
Способ голосования с использованием электронных бюллетеней, заключающийся в том, что перед голосованием члены комиссии выдают субъекту волеизъявления электронное средство для идентификации, подтверждающее его право на голосование, которое активизировано уникальным идентификационным номером, в кабине для тайного голосования субъект волеизъявления вводит указанное электронное средство для идентификации в компьютер, в результате чего активизируется программа голосования, голосование проводят путем внесения субъектом волеизъявления в заданную форму визуального изображения электронного бюллетеня на сенсорном экране компьютера знака выбора в поле, относящееся к объекту волеизъявления, в пользу которого сделан выбор, при этом в компьютере формируют запись о сделанном выборе и стирают уникальный идентификационный код с указанного средства для идентификации, которое сдают комиссии для организации голосования других субъектов волеизъявления, сформированную форму изображения электронного бюллетеня, отображающую свободный выбор субъекта волеизъявления, субъект волеизъявления выводит с помощью средства создания материального носителя на бумагу и опускает в опечатанный ящик для голосования.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано при проведении различных выборов и референдумов, а также в автоматизированных системах голосования, в том числе в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы". Известен способ для голосования с использованием бумажных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме [1, статья 52]. Способ для голосования с использованием бумажных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме базируется на ручных операциях: ввода информации, путем заполнения бумажного избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме и подсчета голосов избирателей, участников референдума. Основным недостатком способа является большие временные, организационные и материальные затраты на подготовку и проведение выборов. Известны Европейский патент [2], полезные модели "Урна для голосования" [3, 4], промышленные образцы "Урна для голосования" и "Урна для голосования с электронным устройством для подсчета голосов" [5, 6, 7], комплекс для автоматического считывания и подсчета голосов по избирательным бюллетеням [8], а также патент Российской Федерации на изобретение "Способ автоматической обработки бюллетеней, устройство для его осуществления и сканер избирательных бюллетеней" [9]. Предлагаемые полезные модели, промышленные образцы, патенты и комплексы базируются на применении известной технологии (способа) сканирования и автоматизируют некоторые ручные операции при голосовании, в том числе ввода информации и подсчета голосов избирателей. Однако основными недостатками для всех них являются большие организационные и материальные затраты на подготовку и проведение выборов и референдумов. Наиболее близким по технической сущности является способ для голосования с использованием бумажных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме [1] и способ автоматической обработки бюллетеней, устройство для его осуществления и сканер избирательных бюллетеней [9]. Указанный способ для голосования базируется на использовании бумажных избирательных бюллетеней и комплекса для автоматического считывания и подсчета голосов по избирательным бюллетеням или сканера избирательных бюллетеней (СИБ), который позволяет проводить автоматическое считывание и подсчет голосов по бумажным избирательным бюллетеням с применением известной технологии сканирования. Основными недостатками способа являются: большие материальные и трудовые затраты на подготовку, изготовление и доставку избирательных бюллетеней в участковые избирательные комиссии, ограниченные возможности применения комплекса автоматического считывания и подсчета голосов по избирательным бюллетеням в период между выборами, значительные финансово-экономические затраты на разработку, эксплуатацию и применение комплексов автоматического считывания и подсчета голосов по избирательным бюллетеням на участковых избирательных комиссиях при проведении выборов и референдумов. Цель изобретения: повышение доверия участников избирательного процесса (избирателей, участников референдума, членов участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, членов вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, наблюдателей) к результатам свободного волеизъявления граждан на выборах и референдумах, повышение гласности в деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, повышение оперативности представления в вышестоящие избирательные комиссии, комиссии референдума данных об открытии избирательных участков, ходе выборов, итогах голосования, исключение материальных и трудовых затрат на подготовку, изготовление и доставку избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме в участковые избирательные комиссии, комиссии референдума, снижение финансово-экономических затрат при проведении выборов и референдумов, расширение функциональных возможностей применяемых программно-технических средств в период между выборами, повышение достоверности итогов голосования за счет защиты от ввода одним избирателем, участником референдума искажений в результаты голосования при выборах и референдуме и исключения подлога и вброса избирательных бюллетеней. Цель достигается тем, что перед голосованием члены комиссии выдают субъекту волеизъявления электронное средство для идентификации, подтверждающее его право на голосование, которое активизировано уникальным идентификационным номером, в кабине для тайного голосования субъект волеизъявления вводит указанное электронное средство для идентификации в компьютер, в результате чего активизируется программа голосования, голосование проводит путем внесения в заданную форму визуального изображения электронного бюллетеня на сенсорном экране компьютера знака выбора в поле, относящееся к объекту волеизъявления в пользу которого сделан выбор, при этом указанная программа голосования в компьютере формирует запись о сделанном выборе, выводит форму изображения электронного бюллетеня, отображающую свободный выбор субъекта волеизъявления с помощью средства создания материального носителя на бумагу и стирает уникальный идентификационный код с указанного электронного средства для идентификации, субъект волеизъявления опускает отпечатанную на бумаге форму изображения электронного бюллетеня с отметкой о сделанном выборе в опечатанный ящик для голосования и сдает комиссии указанное электронное средство для идентификации для организации голосования других субъектов волеизъявления. Кроме того, в качестве электронных бюллетеней используют электронный избирательный бюллетень, в качестве субъекта волеизъявления выступает избиратель, в качестве комиссии выступает избирательная комиссия, голосование избиратель проводит путем внесения в электронный бюллетень знака выбора в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо к позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов), а также в качестве электронных бюллетеней используют электронный бюллетень для голосования на референдуме, в качестве субъекта волеизъявления выступает участник референдума, в качестве комиссии выступает комиссия референдума, голосование участник референдума проводит путем внесения в электронный бюллетень знака выбора в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к формулировке вопроса (вопросов), в отношении которого (которых) сделан выбор. Введем определения. Бюллетень - избирательный бюллетень или бюллетень для голосования на референдуме, представляет собой документ строгой отчетности (пункт 1 статья 71 Федерального закона от 24 июня 1999 г. 121-ФЗ). Избиратель - гражданин страны (Российской Федерации), обладающий активным избирательным правом (статья 2 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. 124-ФЗ). Комиссия - избирательная комиссия или комиссия референдума, представляет собой коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов или подготовку и проведение референдумов. Объект волеизъявления - кандидат (кандидаты) или список кандидатов, в пользу которого сделан выбор, либо позиции "Против всех кандидатов", либо формулировка вопроса (вопросов), в отношении которого (которых) сделан выбор субъектом волеизъявления и т.д. Права субъекта волеизъявления - избирательные права, означающие право избирать и быть избранным, а также права на участие в референдуме, означающие конституционное право граждан страны участвовать в референдуме этой страны, субъектов страны, местном референдуме. Субъект волеизъявления - избиратель, гражданин страны, обладающий активным избирательным правом или участник референдума, обладающий правом на участие в референдуме и т.д. Электронный бюллетень - электронный документ строгой отчетности, представляет собой электронную копию обычного избирательного бюллетеня или бюллетеня для голосования на референдуме и т.д. Электронное средство для идентификации - любое электронное средство (электронные или магнитные карточки, жетоны, дискеты, диски и т.д.), подтверждающее избирательные права и право на участие субъекта волеизъявления на выборах и референдуме. Сущность предлагаемого способа голосования с использованием электронных бюллетеней можно свести к следующему. Перед голосованием субъект волеизъявления получает от членов комиссии активизированное электронное средство для идентификации с уникальным идентификационным номером, подтверждающим его право на голосование, с помощью которого активизирует программу отображения электронного бюллетеня на сенсорном экране монитора персонального ЭВМ, голосование субъект волеизъявления проводит путем внесения в электронный бюллетень знака выбора в поле (квадрате), относящемся к объекту волеизъявления, в пользу которого сделан выбор, в результате чего активизированная программа выводит с помощью средства создания материального носителя (принтера) на бумагу, заполненную субъектом волеизъявления форму изображения электронного бюллетеня, которую субъект волеизъявления опускает в опечатанный ящик для голосования. Рассмотрим основные отличительные признаки предлагаемого способа по отношению к прототипу. В настоящее время свободное волеизъявление субъекта (гражданина) на выборах и референдуме осуществляется путем заполнения предварительно подготовленного и выданного лично ему бумажного избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме. Голосование проводится путем нанесения субъектом волеизъявления в бумажном избирательном бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо к позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), а в бумажном бюллетене для голосования на референдуме путем нанесения любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к формулировке вопроса (вопросов), в отношении которого (которых) сделан выбор (пункт 6 статья 52 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. 124-ФЗ). Заполненный бумажный бюллетень опускается субъектом волеизъявления в опечатанный (опломбированный) ящик для голосования или вводится (при наличии в участковой избирательной комиссии СИБ) в комплекс автоматического считывания и подсчета голосов по избирательным бюллетеням, в котором осуществляется считывание информации с одной стороны листа избирательного бюллетеня. По мере поступления бумажных избирательных бюллетеней в СИБ осуществляется классификация их содержания (распознавание класса) путем отнесения каждого бюллетеня к одному из классов:К - действительные избирательные бюллетени - бумажные бюллетени установленной формы, в которых отметка избирателя стоит в одном из квадратов для отметок избирателя;
- недействительные избирательные бюллетени. Множество недействительных бумажных избирательных бюллетеней можно классифицировать на следующие классы:
- недействительные избирательные бюллетени установленной формы, в которых отсутствует отметка избирателя во всех квадратах для отметок избирателя;
- недействительные избирательные бюллетени установленной формы, в которых отметка избирателя стоит в двух и более квадратах для отметок избирателя;
- недействительные избирательные бюллетени неустановленной формы - без печати участковой избирательной комиссии в части бюллетеня, содержащей квадраты для отметок избирателя и место для печати участковой избирательной комиссии. После реализации процедуры распознавания содержания бумажных избирательных бюллетеней в СИБ осуществляется подсчет общего количества просканированных бюллетеней установленной формы и вывод на цифровое табло СИБ. Заключительным этапом голосования является регистрация на бумагу и дискету результатов подсчета голосов в виде протоколов. К основным недостаткам известного способа голосования (прототипа) с применением бумажных бюллетеней, основанных на применении существующих технологий сканирования, следует отнести следующие. 1. Большие материальные и трудовые затраты на подготовку, изготовление и доставку бумажных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме в участковые избирательные комиссии, комиссии референдума. Эти затраты определяются совокупностью следующих организационно-технических мероприятий:
а) изготовлением (печатью) в типографии значительного количества бумажных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме. Так для выборов федерального уровня (например, при выборе Президента Российской Федерации в 2000 году), общий тираж бумажных избирательных бюллетеней составляет примерно 111 миллионов штук (108 миллионов избирателей Российской Федерации плюс резерв 3%);
б) передачей по акту напечатанных бумажных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме заказывающим избирательным комиссиям, комиссиям референдума с последующей передачей нижестоящим избирательным комиссиям, комиссиям референдума, до участковых избирательных комиссий, комиссий референдума включительно (статья 51 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. 124-ФЗ);
г) активизацией бумажных избирательных бюллетеней печатью и подписями двух членов участковой избирательной комиссии, количество которых по Российской Федерации составляет до 100000. Ориентировочные затраты только на изготовление бумажных бюллетеней и их доставки в участковые избирательные комиссии, комиссии референдума для проведения выборов федерального уровня составляет в среднем от 85 до 100 миллионов рублей. 2. Значительные финансово-экономические затраты на изготовление и применение СИБ на участковых избирательных комиссиях при проведении выборов. Затраты на изготовление СИБ являются весьма значительными, так как функционирование комплекса основано на оптическом методе считывания информации, содержащейся на бумажном листе избирательного бюллетеня, сложных алгоритмах ее обработки и анализа. Среди основных показателей затрат на применение СИБ в настоящее время выделяются следующие:
а) стоимость хранения и обслуживания;
б) стоимость применения для проведения выборов, которая включает:
транспортировку от места хранения до места использования (различными видами транспорта), а также погрузочно-разгрузочные работы;
стоимость обучения, в том числе техническая поддержка в рабочем состоянии и организация горячей линии при голосовании и пр. 3. Низкие возможности применения СИБ в период между выборами. Ориентация технических и программных решений в СИБ на узкую специализацию рассматриваемой предметной области практически исключает возможность применения СИБ в период между выборами. Это приводит к тому, что в период между выборами все имеющиеся СИБ находятся на складах. С целью устранения рассмотренных недостатков, свойственных известной традиционной технологии голосования с применением бумажных бюллетеней, предлагается перейти от традиционной технологии голосования к новому способу - голосованию с использованием электронных бюллетеней и электронных средств для идентификации, подтверждающих избирательные права и право на участие в референдуме субъекта волеизъявления. Электронный бюллетень представляет собой электронную копию обычного избирательного бюллетеня или бюллетеня для голосования на референдуме, которая хранится в памяти ЭВМ либо на внешнем накопителе информации, а отображается на мониторе ЭВМ. Электронный бюллетень - как электронный документ строгой отчетности, может быть использован избирателем для голосования только при наличии у него электронного средства для идентификации, которое подтверждает избирательные права и право на участие субъекта волеизъявления на выборах и референдуме. Это электронное средство для идентификации выдается избирателю (субъекту волеизъявления), который включен в список избирателей. Рассмотрим основные отличительные признаки предлагаемого способа голосования. 1. Предлагается членами комиссии (участковой избирательной комиссии, комиссии референдума) каждому явившемуся для выражения своей воли субъекту волеизъявления, включенному в список избирателей (участников референдума), удостоверившему свою личность предъявлением соответствующего документа, выдавать электронное средство для идентификации, подтверждающее установленное право (избирательные права, право на участие в референдуме), которое активизировано уникальным идентификационным номером права на голосование, что обеспечивает одноразовость голосования. 2. В кабине для тайного голосования субъект волеизъявления вводит электронное средство для идентификации его права на голосование в компьютер, в результате чего активизируется программа голосования. На сенсорном экране монитора ПЭВМ появляется визуальная форма электронного бюллетеня, содержащего возможные объекты волеизъявления (кандидат, список кандидатов, пункт "Против всех", вместе с полями выбора, относящегося к каждому пункту, а также формулировка вопроса (вопросов)), вместе с относящемся к каждому из них квадратом или полем отметки выбора. 3. Субъект волеизъявления осуществляет голосование путем простейшего диалога с использованием сенсорного экрана ПЭВМ. Голосование проводится путем касания субъектом волеизъявления к сенсорному экрану любым предметом или пальцем в области квадрата или поля отметки выбора, относящемся к объекту волеизъявления, в визуальной форме изображения электронного бюллетеня на сенсорном экране ПЭВМ. 4. Субъект волеизъявления подтверждает сделанный выбор в квадрате или поле подтверждения факт окончания выбора. При этом в ПЭВМ программа голосования формирует запись о сделанном выборе и стирает уникальный идентификационный код электронного средства для идентификации права на голосование субъекта волеизъявления, тем самым, исключая возможность бесконтрольного повторного голосования. 5. Сформированная форма изображения электронного бюллетеня, отображающая свободный выбор субъекта волеизъявления, выводится на средство (принтер и т. д.) создания материального носителя (бумагу). 6. Полученный с результатами голосования материальный носитель опускается субъектом волеизъявления в опечатанный ящик для голосования. 7. Электронное средство для идентификации субъект волеизъявления сдает комиссии для организации голосования других субъектов волеизъявления описанным выше способом. Таким образом, предлагаемый способ голосования с использованием электронных бюллетеней можно рассматривать как принципиально новый подход в организации голосования при проведении выборов и референдума. Достоинствами предлагаемого способа по сравнению с прототипом являются следующее. 1. Широкие возможности применения программно-технических средств общего пользования, используемых для реализации предлагаемого способа, в период между выборами. Так как в предлагаемом способе может использоваться обычный компьютер, то для проведения выборов и референдумов, которые должны проводиться в календарный выходной день (пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. 124-ФЗ), могут использоваться существующие в муниципальных образованиях, школах, учреждениях компьютеры. Отсюда вытекает высокая экономическая эффективность предлагаемого технического решения. 2. Повышение гласности в деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума. Применение стандартных технических решений на базе ПЭВМ общего пользования в избирательных технологиях позволяет при достаточно развитой информационной инфраструктуре избирательной системы (наличие каналов связи, информационно-вычислительных сетей в регионах и пр.) организовать быстрое и доступное для общественности освещение деятельности комиссий. 3. Высокая степень достоверности и защиты результатов голосования при проведении выборов и референдума. Применение предлагаемого способа на базе использования электронных бюллетеней и электронных средств для идентификации права на голосование позволяет использовать известные апробированные методы защиты информации от преднамеренных искажений. 4. Повышение оперативности представления данных о проведении выборов и референдумов. Применение стандартных технических решений (ПЭВМ) в избирательных технологиях при достаточно развитой информационной инфраструктуре избирательной системы, например, телекоммуникационных каналов связи Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", позволяет значительно повысить оперативность представления в вышестоящие избирательные комиссии, комиссии референдума данных об открытии избирательных участков, ходе выборов, итогах голосования. Реализация предлагаемого способа позволит:
сократить сроки проведения процедур, связанных с подготовкой выборов и подведением итогов голосования, а также снизить затраты на их обеспечение;
создать принципиально новые возможности в процессе проведения избирательных кампаний (проводить мониторинг прохождения выборов и референдума, анализ избирательных процедур и др.);
повысить качество исполнения автоматизируемых процедур избирательного процесса (составление списков избирателей и подсчета голосов избирателей, участников референдума, подведение предварительных и окончательных итогов голосования, обеспечение доступности справочной юридической информации и др. );
автоматизировать деятельность участковой избирательной комиссии;
повысить информированность населения об избирательных компаниях на всех этапах избирательного процесса, этапах референдума;
минимизировать влияния субъективных человеческих факторов (преднамеренных и случайных ошибок и прочее) на подведение итогов голосования;
повысить доверие избирателя к результатам выборов. Список используемых источников
1. Федеральный закон от 19 сентября 1997 года 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 2. Европейский патент 0229580, 1987 г. 3. Свидетельство РФ на полезную модель "Урна для голосования" 4397, 16.06.1997 г. 4. Решение о выдаче свидетельства на полезную модель "Урна для голосования". Заявка 2001114343/20 (015213) от 22.05.2001 г. 5. Патент РФ на промышленный образец "Урна для голосования" 43815, 16.10.1997 г. 6. Заявка на промышленный образец "Урна для голосования" 2001501287 от 17.07.2001 г. 7. Заявка на промышленный образец "Урна для голосования с электронным устройством для подсчета голосов" 2001501283 от 17.07.2001 г. 8. Комплекс автоматического считывания и подсчета голосов по избирательным бюллетеням. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Ю-30.98.022 ТО. АОО "ЛОМО". 1996 г. 9. Патент РФ на изобретение "Способ автоматической обработки бюллетеней, устройство для его осуществления и сканер избирательных бюллетеней" 2172981, 28.10.1999 г.
Класс G07C13/00 Устройства для голосования